Мемуары Каплан Григория Соломоновича о ВОВ 1

Сергей Поступальский
Прежде чем приступить к тексту мемуаров своего деда о войне,я добавлю несколько слов и от себя... Всё это было написано за пять лет до моего рождения,а именно в 1975 году,то есть 45 лет тому назад. В мемуарах будут упоминаться очень многие участники тех далёких событий. Возможно,родственники этих людей живы и помнят о их боевом пути в те уже теперь очень далёкие 1941-1945 гг. В данном тексте мемуаров не будут упоминаться медицинский персонал и доктор Грановский ,которого пытался отыскать мой дед уже после войны.Он очень хвалил этого врача за то что тот сохранил ему ногу,тогда как многие другие уже настаивали на ампутации.Вместе с тем он отзывается исключительно хорошо обо всех своих однополчанах,так что родственникам этих ветеранов войны будет не стыдно за своих отцов,дедов и прадедов. А теперь я перейду исключительно к самому тексту,написанному советским человеком и коммунистом.


"Помня,что люди смертны/память

будет бессмертной,а люди смертны/,

нам нужно и после 30-летия победы

продолжать записывать рассказы,воспоминания,

снимать это на плёнку,

составлять документы войны,

человеческие документы войны.

Чем их больше будет накоплено,тем лучше"

/Конст.Симонов" Память о войне"

"Комсомольская правда"3.Х.75г./


Поиск ведут разведчики боевой славы




После окончания, в последних числах февраля 1942 года в одном из подмосковных городов,краткосрочных курсов по подготовке средних командиров-стрелков при 206 запасном полку Западного фронта мы , пять младших лейтенантов , едем на открытой грузовой машине на запад,туда,где шли наступательные операции Красной Армии, в распоряжение командира 17 отдельной стрелковой бригады, или как её ещё именовали - 17 Особая курсантская стрелковая бригада.


Проезжали подмосковные города: Истру,Волоколамск,Шаховскую. В 1941 году мне пришлось быть в прифронтовом городе Истра,в то время небольшом, но уютном городе. А теперь Истра,Волоколамск и другие города Подмосковья лежат в развалинах.Позднее мы узнали,что 17 отдельная стрелковая бригада освобождала эти города от немецко-фашистских захватчиков.


  На автомашине мы пересекли границу Московской области и вступили в восточную границу Смоленской , где в лесу размещался КП бригады. О прибытии мы доложили в штаб. Нас принял начальник штаба бригады , подполковник Ячменьков. Не только на меня , но и на всех прибывших в распоряжение командира бригады очень хорошее впечатление оставил подполковник Ячменьков.


   Интересовался нашими личными семейными делами,участием на фронте. Ознакомил нас с боевой обстановкой на западном фронте и боевыми операциями бригады.


   Задушевная беседа подполковника Ячменькова воодушевила нас на боевые и ратные дела.


   Я был направлен в распоряжение командира I-го отдельного стрелкового батальона на должность ПНШ - 2. Командный пункт батальона находился в 3-4 км от КП бригады.На лошадях санным путём с обозом был доставлен в батальон.


   Обстановка на этом участке фронта для наших войск была очень тяжёлой. В конце декабря 1941 года,когда наши войска подходили к границе Смоленской области,немецкое командование,чувствуя,что им не удержаться на Московской земле , решило в отдельных населённых пунктах , расположенных вблизи Московской области , оборудовать опорные пункты. Для немецких войск одним из таких пунктов стала небольшая деревушка в несколько домов Петушки , из которой были выгнаны жители.


   В былые времена среди жителей деревни Петушки и окрестных сёл шла такая притча:" В Петушках один петух пел на три губернии: Смоленской,Тверской/ от автора-позднее Калининской области/ и Московской".


   Действительно , близость деревни Петушки от границы Московской области 7-8 км и Калининской - 10-12 км и большой лесной массив,разделяющий эту деревню от границы двух областей , явилось в стратегическом отношении выгодным для оборонительных операций немецких войск. Кроме этого, войска противника использовали зимние условия конца 1941 года и начала 1942 года: спешная зима,сильные морозы,перекрытия огневых точек,блиндажей и подступы к ним покрыли льдом.


   В составе 20-ой Армии  17-ая отдельная стрелковая бригада вместе с мототехчастями одна из первых перешла границу Смоленской области на территорию бывшего Кармановского района и вела усиленные бои на линии деревень Барсуки-Петушки-Палатки.


   В деревне Барсуки , что северо-западнее Петушков на 3 км, стоял наш артиллерийский дивизион.
   В лесу под деревней Петушки дислоцировались стрелковые подразделения бригады. Наш первый батальон в юго-восточной части леса,на окраине которого из снега длиной в 150-200 метров и высотой в рост человека был оборудован бруствер для НП. Это давало возможность для наблюдения за противником и его огневыми  точками.


   КП I-го батальона и его подразделения размещались в глубине леса. Бои в этом районе были жестокие,но несмотря на это,немецкие войска,имея хорошую оборону,смогли отстоять наступательный порыв подразделений бригады.С нашей стороны были большие потери. Несмотря на тяжёлую сложившуюся боевую обстановку и частое пополнение личным составом , в батальоне поддерживалась дисциплина и порядок в соответствии с требованиями Уставов Красной Армии. В перерыве между боями с личным составом проводились занятия,политинформации.


   Комиссаром был младший политрук Априщенко,опытный,чуткий и отзывчивый политработник. В боевой обстановке мне пришлось с ним быть до конца августа 1942 года, и он сыграл большую роль не только в моей жизни,но и многих наших командиров и красноармейцев.


   О начальнике штабе первого батальона лейтенанте Шевченко,а позднее командире батальона, хочется особо сказать. Он был выше среднего роста,офицерская выправка говорила о его боевых качествах,как командира.Его внешний вид,чуткое,внимательное отношение к подчинённым,скромность,вызывали у офицеров и красноармейцев уважение к нему.


   В первых числах марта был ранен командир первого батальона.Командиром был назначен лейтенант Шевченко,начальником штаба батальона - старший лейтенант Загорий.


   Вспоминаю одно из наступлений во второй половине марта,которое стало роковым для комбата,лейтенанта Шевченко. К этому наступлению мы готовились в течении нескольких дней. Времени было очень мало, но в боевой обстановке выхода другого не было.Получили новое пополнение,оружие,боеприпасы. Комиссаром-младшим политруком Априщенко с привлечением коммунистов и комсомольцев во взводах с личным составом были проведены беседы о предстоящей боевой операции.


   Командир батальона лейтенант Шевченко накануне наступления ночью собрал офицерский состав на НП и поставил боевую задачу взводам,ротам.


   Наступление началось рано утром. Подразделения батальона посадили на большие волокуши с прицепом к танку Т-34. Таких в батальоне десантных саней было несколько. Движение шло к месту рассредоточения для наступления по дороге, ведущей из Палаток в Петушки. На одних из десантных саней находился лейтенант Шевченко. Когда подъехали к месту рассредоточения,комбат дал команду развернуться к бою. Противник открыл усиленный миномётный и оружейный огонь. Одна из мин разорвалась рядом с местом,где находился комбат и осколком убило его. Командование батальоном принял на себя комиссар,младший политрук Априщенко. Наступление продолжалось,но успеха не имело,и мы вынуждены были отойти.


   Ночью разведчики вынесли с поля боля тело командира батальона лейтенанта Шевченко и рано утром  с почестями похоронили его в лесу.


   За несколько дней до гибели комсомолец Шевченко был принят в кандидаты членов ВКП/б/,но партийного документа получить не успел. Хорошо помню, как поздно вечером он вместе с младшим политруком Априщенко зашёл в блиндаж. На его мужественном лице сияла улыбка, и он гордился,что был принят в партию.


  Через некоторое время был принят в члены ВКП/б/ и я. Рекомендацию,как и лейтенанту Шевченко , мне дал комиссар Априщенко.

Продолжение следует...