Подарки от Галки

Людмила Вятская
Галка уезжала в самом начале пандемии, когда это слово у нас только впервые прозвучало по ящику, и признаки надвигающейся катастрофы были ещё незаметны. Ужасы Китая, которые  показывали по всем каналам, вызывали сочувствие всех и бессонницу некоторых, но казались далёкими и нам не угрожающими.
Кто-то распустил слух, что незнакомый вирус опасен только для представителей жёлтой расы. И мы –  бледнолицые –  ходили свободно по улицам, гуляли в парках, толпились в метро, встречались с друзьями...
Жизнь бурлила, как ей и положено в самом начале весны. 
Над нами гром ещё не грянул, а раз так, то и креститься народ не торопился.

Лично меня радовало приближение весенних школьных каникул, когда две внучки должны были приехать к бабке в Казань, что так удачно складывался репертуар трёх театров именно в эту неделю, и удалось купить билеты на хорошие места.

Телефонный звонок от Галки прозвучал 16 марта в 21.30.

Это было время наших бесед. Потому что днём она была занята. Полдня — в школе, а после обеда – «заработок, который позволяет мне жить, как я привыкла» – объясняла работающая пенсионерка плотный график репетиторства.

О моём дне рождения Галка стала говорить месяца за два до события. Она всё предлагала разные варианты подарков. А я, как будто что-то знала, отвечала ей: «Да ничего мне уже и не надо. Всё есть. Может быть, в парке погуляем... Не торопись! Ближе к дате что-нибудь придумается».
Да...ещё как придумалось?! Ну, это теперь все знают. А тогда я с умилением перебирала в уме предыдущие подарки.

Любит подруга делать такие, чтобы на душу легли и в памяти подольше задержались.
В далёком  1996, например, когда по воле случая мы встретились после двадцати лет разлуки, она подарила мне книгу «Мосты округа Мэдисон» (Роберт Джеймс Уоллер)... И так на меня эта история подействовала, что жизнь изменила. Любовь подарила, не позволив пройти мимо своего нечаянного счастья...

Или три года назад, когда я уже опять жила в Казани, пригласила в грузинский ресторан, где под негромкие мелодии дудука, зурны и пандури почти в пустом обеденном зале мы наслаждались прекрасной кухней и пили Хванчкару. А на большом экране противоположной от нас стены шли фильмы Чарли Чаплина. Атмосферу созерцания и покоя не так легко найти в шумном городе. Галке это удалось. Картинка в памяти осталась замечательная...

А год спустя, в тот же самый день Галка открыла для меня новый театр.
Камерный, вышедший из команды КВН с обещающим названием – «Сдвиг по фазе». Театр оставил в своём имени только одно слово – «Сдвиг». 
И в моём сознании зрителя сделать это движение театру удалось.

По-моему, я отошла от телефонного звонка 16 марта?... Да, ровно в 21.30.

 - Слушай, заранее поздравлять нельзя, но в этот раз на твой день рождения нам встретиться не удастся. Я приняла серьёзное решение. Расскажу при встрече. Завтра можешь подъехать к школе? Я там буду часов в 10. Или...  лучше в аптеке – напротив школы,  ОК? Тебе удобно?
 - Вполне. Завтра в 10  у аптеки. Это ведь не из той песенки: «Мы были оба: вы у аптеки, а я в кино встречала вас», – пропела я.
 - Всё, до завтра. Извини, больше говорить не могу. Сегодня у меня ещё куча дел.

Деловитость подруги была мне понятна. После внезапной смерти мужа, а потом и престарелой матери Галка осталась в трёхкомнатной квартире одна. У неё даже кошки не было. Дети жили в разных странах: сын с семьёй – в Штатах, дочь с мужем – в Канаде.
И Галке просто надо было занять себя под завязку, чтобы не думать.
Привычное дело помогало и время убить, и копейку заработать.
Хотя, Галка и при живом муже и здравствующей матери много сил и времени отдавала репетиторству.
Деньги нужны были для оплаты занятий собственных детей. Получалось, что Галка подтягивала своих учеников до высокого уровня владения языком, а другие учителя по другим предметам делали то же самое с её родными детьми. 

Нет, не подумайте, что Галка вела жизнь затворницы, знающей только работу. Она посещала все театральные премьеры и выступления столичных звёзд, ходила по выставкам и вернисажам. Но когда ты живёшь в этом городе с рождения, пытлив по натуре и неленив от природы, ты многое можешь успеть. И Галка везде успевала.


Впервые я увидела её на вступительных экзаменах в институт.
Лицо её показалось знакомым. «Точно, раньше где-то  видела», – мелькнуло в голове.
И только потом поняла, что мы с ней внешне были чем-то похожи.

Примерно одного роста и комплекции, с гладкими волосами, выкрашенными "лондаколором" под цвет красного дерева, мы обе носили их распущенными до плеч или забранными в пучок деревянными заколками. Лица у обеих круглые, такие же и глаза,  национальность не спутаешь, взгляд...,  а вот взгляд был у каждой свой: у меня – любопытной тихушницы, а у Галки – уверенно-снисходительный с нарочитой поперечной морщинкой между бровей. 
И всё-таки эта самоуверенная деловитость мне показалась напускной, и за ней проглядывала  весёлая хохотушка и романтическая барышня. 
Позже  подозрения подтвердились.

Речь у Галки была в два раза быстрее моей, так же быстро она принимала и решения.
А всё потому, что росла единственным ребёнком в семье, где мама была директором магазина, а папа на десяток лет старше мамы, что в свою очередь создало идеальные условия для воспитания маленького манипулятора.
Училась девочка в одной из престижных школ города, занимаясь попутно музыкой по классу фортепьяно.
Успехи по гуманитарным предметам  и музыке были отличными, что, конечно же, радовало любящих родителей, справедливо баловавших милое дитя.

Школа, где училась Галка, была со своими традициями. Учащимся это внушали с первого класса. Иностранный язык преподавали серьёзно, поэтому выпускники её любили вставлять в речь английские словечки. Делали это непринуждённо, хотя и не всегда к месту. Но внимание на себя обращали сразу.

Школа, в которой училась я, была из числа новых. И язык нам стали преподавать только с пятого класса. Пусть и каждый день по уроку, но до статуса двух старейших школ города наша не дотягивала. Потому должной уверенности у её выпускников не наблюдалось. И чувствовали мы себя не совсем полноценными, и слова английские чаще держали вместе с языком за зубами.

В пединститут мы пришли  каждая со своей школьной подругой: я – с Надеждой, а Галка – с Венерой.
Но ни та, ни другая совсем не были похожи на нас с Галкой внешне.
Похожесть сказалась и в другом.
Сейчас, оглядываясь назад, я замечаю совпадения в деталях, на которые кто-то и внимания не обратит, а мне они не кажутся случайными.

В институте на отделении создали три группы по изучению английского: начинающая, продолжающая и специализированная.  Галка с Венерой попали к спецам, а нас с Надеждой сначала определили в продолжающую.
Через неделю мы всё-таки перешли к спецам.
Их до нашего появления было всего пятеро: Галка, Венера, Татьяна, Томка и Гера.

Первой замуж вышла Татьяна. Она была на четыре года старше нас. И к концу первого курса ушла в декретный отпуск, из которого в институт так и не вернулась.

На втором курсе замуж вышла Надежда. Теперь после занятий она спешила домой.
И по центральной улице Баумана мы всё чаще гуляли вчетвером: Галка, Венера, Томка и я.
Тогда, наверное, Томка и дала нам всем другие имена: Галка стала «Фирсунчиком», Венера – «Виней», а я – приторной «Людасей».

Как-то на занятиях мы заполняли анкеты, где нужно было указать фамилию и инициалы. Взяв Галкину анкету в руки, преподаватель спросил: «Фирсова Гы, а отчество?»  И Галка ответила: «ГыГы, то есть Григорьевна».
С тех пор я стала называть её ГыГы.  Ещё и потому, что рассмешить Галку не составляло труда. Смех был такой открытый и непосредственный, мгновенно срывающий с её лица маску серьёзной деловитости.
 
Ни Галка, ни я не были худышками, при этом и толстушками нельзя было назвать, но как все девчонки в этом возрасте, хотели похудеть известным русским способом: «Что бы съесть, чтобы вес сбросить?»
Но если мы с Томкой перекусывали в буфете, то у ГыГы был всегда один ответ: «Я не могу обманывать свой желудок. Я иду в столовую».
И они с Виней шли в другое здание.

У Галки на нашем отделении годом старше училась её двоюродная сестра, в группе которой была и приёмная дочь нашего академического «папы» - профессора Н.
Поэтому Фирсунчик раньше других узнавала все новости, касающиеся преподавателей, и жизни в институте.
Кроме того, она, Виня и Гера жили недалеко от института, в центре города, и чувствовали себя здесь, как у себя дома. Остальные трое приезжали из  района авиастроителей, «убивая» в в троллейбусе до сорока минут в один конец.

Одевалась Галка, как и вся наша четвёрка, модно. Но здесь понятие моды у каждой было своё.
Томка носила вещи, купленные у фарцовщиков или сшитые руками её умелой бабушки,  я выискивала фасоны в журналах и воплощала стараниями ателье, Галке дефицит доставала её мама.
Помню ГыГы в нежно-голубом пальто из джерси, о котором мечтали мы все. 
А Томкин красный плащ из искусственной сжатой кожи?!   
Чтобы не отстать от них, мне пришлось заказать пальто из ярко-жёлтой пледовой ткани в коричневую клетку. Длинное, до щиколотки, с высокой шлицей.

Каждая выпендривалась, как умела.
По этому поводу у Галки было высказывание: «Скромность – достоинство, когда нет никаких других».

В этом вопросе я соглашалась с ней не полностью. Девушка должна быть скромной в поведении, а в моде – не отставать от главного направления. Так учила бабушка.
И я не высовывалась.

Галка же всегда была готова высказать своё мнение, отличное от большинства, выделяясь таким образом из толпы. Думаю, она боялась показаться серой мышкой. Но даже если бы и старалась, это просто не получилось бы.  Мощный  Галкин темперамент никак нельзя было спрятать в узкие рамки средней студентки.
Здесь мы с ней не совпадали.
 
Вместе с тем у ГыГы были свои высокоморальные принципы, когда речь шла о молодых людях. 
И звучало это так: «Сначала ухаживания там всякие, типа цветочки, кафешки, конфетки; потом признание в любви, пусть уж не на коленях, но внятно;  потом поцелуи под луной хоть до рассвета, но только поцелуи;  после этого предложение и ЗАГС! Да!!! Да!!!  А уж потом постель и всё такое».
Время всей цепочки и каждого отдельного звена не оговаривалось, но порядок был жёсткий.

На студенческом вечере, куда приглашали в качестве кавалеров будущих военных,  Галке приглянулся красавец курсант танкового училища, который стал бойко за ней ухаживать. Очень он ей приглянулся. Но парень не знал точной последовательности  "моральной цепочки" Фирсунчика, и попытался форсировать события, рассчитывая на свою неотразимость. Вот здесь парень себя переоценил! 
Красота-красотой, но принципы мы не меняем! И получил жёсткий отпор.
И прошла у юного курсанта любовь. А вот Фирсунчик долго его вспоминала...
 
И это ещё одно общее у нас с ней: мы не меняли парней в девичестве, а долго «сохли» по первой любви.  Ну, до разумных пределов, конечно.

Галка очень любила цитаты знаменитостей. И сыпала ими, как из рога изобилия. К своему стыду, я не помню ни одной умной, потому как сама к таковым не отношусь.
Зато помню, как она на перемене говорила при Гере, забыв, что он изучает тот же язык: “I'm going to WC. Will you join me?”
И если я отказывалась от приглашения, она уже по-русски добавляла: «Аппетит приходит во время еды, между прочим».

Мы любили собираться у неё дома. Не только потому, что это было недалеко от института и в холодильнике всегда были деликатесы, а потому что Галка могла сыграть любую мелодию. И популярные песни мы горланили с воодушевлением под её аккомпанемент. При этом она не была слухачкой, но легко читала ноты.


Когда Виня стала встречаться с Фаритом(своим будущим мужем), тогда и познакомили влюблённые Галку с Толей, которые стали свидетелями на свадьбе друзей.
Мы все там были. Пили, ели, плясали и пели.

На последнем курсе и Галка с Толей поженились.
На их свадьбе я была свидетелем со стороны невесты.
Со стороны жениха свидетелем был его друг — Саша. Но я, научившись у Галки «задирать нос», ни на кого не обращала внимания, продолжая страдать по другому Саше.

Внешне Толя мне очень напоминал актёра Анлрея Мягкова.
Точнее, его персонажа — Женю Лукашина. Такой же ироничный, с негромким голосом, хорошими манерами и доброй улыбкой. Красавцем не назовёшь, но обаяние не отнимешь.

Жить молодые стали с родителями Галки.
Отнюдь не все умеют уживаться с тёщей, а Толе удалось с ней прекрасно ладить без всяких усилий. Характер такой – не конфликтный.


В год окончания института (1975) я уехала по распределению в Челны, Надежда –  по распределению мужа, в то время как все остальные из нашей группы остались в Казани.

16 июля того же года Галка родила сына Диму.
Переписывалась я тогда только с Томкой. Через неё узнавала о своих однокурсниках.

Годом позже состоялась и моя свадьба. Только не с Сашей. Он к тому времени был уже женат. И мне ничего не оставалось, как согласиться  на ухаживания  человека,  которого я сравниванию с другим персонажем Андрея Мягкого — Карандышевым.
Внешне он был похож на актера Михаила Казакова, а вот характер  - Карандышева.
 
И как героиня известной драмы, я пожалела его, да и беречь себя больше не для кого было.
Свадьбу организовали родители в Казани. Им было важно пригласить всех родственников. Приехали даже из Ростова на Дону. И друзья  –  из Челнов.

Из всей группы я пригласила только Томку с мужем. Но и они не пришли по причине капризов её супруга. После чего переписка с Томкой прекратилась.

Галка тогда была кормящей мамой годовалого Димы. И я почему-то решила, что молодые родители на свадьбу  не пойдут. Короче, не пригласила ни её, ни Виню.
А ещё я думала, что свадьба моя «понарошку»: чтобы  попробовать запретный плод, и сына родить, и назвать его Сашей.
Через два года тоже 16 июля это случилось.

Как пишут в романах: «прошли годы»...

В 1994 году, в результате  конкурса «учителя по обмену»,
мне удалось год поработать в Шарлотте, штат Северная Каролина.
Эта программа просуществовала только два года.

В 1996 в Москве собрали участников двух таких обменов (1994 и1995).
И вот сижу я на той конференции и слушаю выступающих, бойко рапортующих об опыте преподавания в другой стране.
В аудитории человек 50 — 60. Мы с коллегой из Москвы сидим на последнем ряду и делимся шепотом новостями за прошедший период.  Вдруг слышу с трибуны знакомый голос, и торопливую речь, которую ни с какой другой не спутаешь.
В программе выступающих значится – Albina G.G. from Kazan.

Так мы встретились с ГыГы через двадцать лет разлуки.
Тогда и узнала, что у неё кроме сына есть ещё и дочь Лена, а Дима уже студент медицинского университета.
Через год мой Сашка поступил туда же.

Галкин Дима, побывав в роли студента по обмену и,  прожив в американской семье  полгода, так полюбил Америку, что решил в будущем жить там.
Он сдаст все необходимые экзамены и получит вид на жительство. Станет американским гражданином и будет приглашать маму в гости.

Мой сын тоже побывал в Штатах, приехав по моему  приглашению. Прожил те же полгода. Посещал  хай скул, где я преподавала. У него первоначально тоже было желание остаться в Америке, но я затею не поддержала. С отцом он оставаться не захотел. Тогда мы оба вернулись в Россию.

Галка до начала коронавируса трудилась в той самой школе, которую когда-то закончила я...
Только теперь это одна из престижнейших гимназий города.
Здесь она создала театр на английском языке, два спектакля которого мне удалось посмотреть. А она их ставила каждый год по спектаклю.
Галка побывала с театром и за рубежом, привезли оттуда дипломы и призы.

И если я в своей поселковой школе ставила сказки на английском языке, то Фирсунчик выбирает темы для сцены с политической подоплёкой, другими словами:
воспитывает в своих учениках «активную гражданскую позицию».

Последние два года я живу у мамы в своей родной Казани. Мы с Фирсунчиком время от времени встречались, но больше болтали по телефону, обсуждая далеко за полночь фильмы и спектакли, вспоминая студенческие годы, и удивляясь совпадениям.
 
Именно тогда она и призналась, что обиделась на меня за то, что не пригласила её на свою свадьбу. Пытаюсь убедить её, что она немного потеряла.
Зато из всей нашей группы я единственную её познакомила со своим мужем  Сашей.   
Настоящим Сашей, которого встретила после прочтения подаренной книги «Мосты округа Мэдисон...

Но как-то очень далеко я ушла от телефонного звонка 16 марта. Так вот, на следующий день мы встретились с Галкой в аптеке.  Она была взволнована и даже говорила с придыханием, но не от восторга, а от волнения.

 - Завтра я улетаю в Америку, – огорошила она сразу. – Звонил Дима. У них там уже паника. Через неделю здесь то же самое начнётся.
 - Так зачем туда ехать, если.., –  не закончила я.
 - Это уже не моё решение. Здесь я полагаюсь на сына. Он – врач, а я только подчиняюсь.
 - На сколько?
 - Пока не знаю. В школе уволилась за один день. Квартиру оставляю на родственников. Да, пока не забыла... вот подарок, – она вручила мне две книги на английском и симпатичную сумочку на длинной ручке.

Мы ещё погуляли по городу, заходя по дороге в сбербанк и к оператору билайна. Ей надо было заплатить за два года вперёд. Она, как всегда, тараторила,  при этом дыхание от волнения сбивалось.
Тема была нова и очень тревожна. Я пыталась философски взглянуть на ситуацию, но сама понимала, что это ничуть ни её, ни меня не успокаивает. И даже в какой-то момент поняла, что она меня не слушает. 
 Ехать в такой ситуации в другую страну, бросив свой дом...

Хотя, три года назад я тоже в одночасье сменила место жительства, оставив на берегу Вятки и дом, и любимую дачу.
Опять совпали.

Сейчас Галка в Штатах. Я очень переживала, потому как информация о ситуации в Америке была пугающей. А она на связь не выходила целую неделю.
Но теперь она в семье сына, востребованная бабушка, преподающая русский язык своим американским внукам.
Пусть всё у них в Америке, а у нас в России будет хорошо!