мама

Виктор Мельник 3
   Вечер, мы с мамой в доме, почему то вдвоём, у мамы грустное выражение лица, она гладко причёсана на прямой прибор, который разделяет волос на две равные половинки, а сзади скручен в узел и для верности скреплён гребешком. Мама часто пользуется гребёнкой, после выполнения любой работы, машинально вытаскивая её с узла волос, отточенными до автоматизма движениями проводит гребнем по волосам и возвращает на место. Мама, несмотря на нашу бедность, старается быть аккуратной и чистоплотной во всём.               
   Утром, я сквозь дрему слышу её бесконечную женскую суету, что-то скрипит, гремит, но это очень редко, она старается беречь мой сон, хотя я уже не сплю, но глаза открыть лень, слушая её возню стараюсь по звуку определить, чем она занимается. Слышится мерное пошаркивание и хлюпанье воды-это значит, мама моет пол, дело в том, что полы у нас не крашенные и для того чтобы кроме чистоты они имели приятную желтизну, используется проволочное сооружение, в виде сетки-которое получила название "тёрка". Технология работы проста, на неё наступают ногой и трут по мокрому полу, пока он не начнёт отдавать желтизной. Пол периодически смачивается, аккуратно собирается грязная вода в ведро и затем насухо вытирается. После этих процедур, в доме становится светло и приятно глазу.               
        Луч света, через окно, падает на закрытые глаза, мне тепло и приятно, солнечный зайчик щекочет лоб, щеку, перебегает на нос, я в приятии улыбаюсь и открываю глаза. Настроение прекрасное, хочется петь, что-то делать, ожидание чего-то необычного, какого-то сюрприза. Мой взгляд падает на чистую, белую занавеску, которая натянута на шнурке и закрывает половину окна, через открытую часть , солнечные лучи пробиваются в комнату и разбегаются по ней кто куда, один из них поиграл со мной.               
      "Шей закрыла середне викенце, шоб не пало на казака солнце ..."-поёт мама. Мне всегда нравилось слушать её тихое задушевное пение, в компаниях она не пыталась это делать, из-за тихого голоса, а вот когда она вся в работе и мысли её непонятно где, думая о чём то своём, слова и мелодика сами по себе бегут ей на ум и она бесконтрольно поёт сердцем, ту мелодию, которая на душе у неё в данный момент. К сожалению, в основном у неё были пасмурные дни, так как мама почти всегда  пела грустные песни, непроизвольно заставляя меня грустить. Она даже не замечала, что я слушаю её, я же слыша каждое слово песни, представлял себе в лицах и в действиях героев песни, сопереживал  их неудачам, даже плакал от горя, которое их постигало.               
      Однажды, когда мне было года четыре, мама положив меня на колени(в то время я ещё помещался), покачивала, убаюкивая меня и как обычно запела одну из грустных своих песен. Песня была о несчастной семье, о горе брата и сестры, о человеческой подлости, о нежелании помочь бедным людям, которые умирают с голоду, даже родные отвернулись от этих несчастных. Запомнилось несколько слов- "Сестра моя перепёлка, чому у тэбэ диток столько". Сестра пришла просить у брата кусок хлеба, чтобы дети не умерли с голоду, а он начал читать ей мораль, обвиняя её в том, что у неё много детей, и в песне делается вывод:-братьям нужны сёстры здоровые и богатые. В задумчивости глядя в одну точку, мама старательно выводила слова песни. Мне до такой степени стало жалко песенную сестру, что я горько заплакал, хлюпая носом, и капая горячими слезами на ноги матери. Ты шо это сынок-спросила мама, глядя на меня. Жа-а-алко, завыл я ещё громче. Ах ты мой жалостливый:-засмеялась мама, обняв меня. Я ещё долго не мог успокоиться, удивляясь человеческой подлости и черствости.