Братья. Цикл Пятак

Дмитрий Бутко
Я как-то приехал с контракта и пошел шляться по району. Прохожу по центряку, а там есть дома, где много основных с "Пятака" жило. И мой дом там недалеко. Трехэтажки-сталинки. Сел возле одного домика на лавочку, а на соседней сидят двое пацанов-малолеток. И один другому зачесывает про двух братьев - Лося и Сохатого, которые здесь жили и были крутыми бандосами. Я слушаю и улыбаюсь. Этих братьев я знал с самого детства и оба плохо закончили, хотя пацаны были неплохие. Старший на наркоте сгорел. Младший отсидел срок и вообще где-то потерялся. Они , когда поднялись, выкупили весь первый этаж в сталинке и сделали шикарную хату. А теперь там социальный магаз и парикмахерская. А потом краем уха ловлю : " Тут еще в районе три брата были . Весь район за жопу держали. Убили их всех." Я заржал, не выдержал и говорю : " Не, пацаны. Эти все живые. " И пошел.
Тёма и Владик росли хорошими пацанами. Не смотря на то, что папа был большой шишкой на одном из градообразующих предприятий города. Владика ( младшего ) я знал плохо, он не входил в круг моего общения. Слишком мал был, а Тёма помладше нас года на три. Но здоровущий и высокий. За что и прицепили погоняло " Лось". Увлекался баскетболом и неплохо играл. Не был жадным или гонористым. Мы в то время вообще не сильно заморачивались положением пап и мам. С нашей толпой гоняла девчонка, у которой папа был первым секретарём горкома партии. В то время - первая фигура в городе. И нормальная девчонка была. Без закидонов.
Вспоминаю и пытаюсь понять, откуда всё началось ? Тёма был добрым, хорошим парнем. В 90-е папа у них сильно поднялся на бартере, который полностью шёл через него. Тёма ходил с огромной сумкой кроссовок фирменных и продавал нам по дешёвке. Потом они открыли четыре магазина. Виделись мы уже достаточно редко. В наш видео-салон они с братом закатывались иногда. Мама у них ходила вся до пят "рыжьём" увешанная. Как ёлка новогодняя блестела. И всем говорила, что у них добра - на три поколения хватит. А хватило, как оказалось, лет на 7-8.
В конце 90-х папа семейства неожиданно для всех повесился в собственном кабинете. История была мутная, шёл передел очередной и всё замяли, конечно. Мама после этого быстро сдала и буквально года через два сгорела от рака. Пацаны остались одни и развернулись вовсю. Тёма сел сначала на кокс, потом перескочил на тяжёлую артиллерию - " герыч". Влад ( которого к тому времени прозвали Сохатым, потому как тоже стал здоровым дядькой, а Лось уже был и чтобы не путать ) пытался на него повлиять. Не получалось. И лечил он его, и бил. Потом просто выгнал из дому, когда Лось начал шмотьё продавать. Т.к. магазины к тому времени уже были проданы. Тёма пытался вылезти. 4 года он жил с хорошей девчонкой. Она буквально выволокла его на себе из этого дерьма. Он снова занялся спортом, выправился и я частенько видел их с коляской, прогуливающихся в парке. Потом он снова куда-то пропал. Девчонка бегала, искала его по всему району. Потом исчезла. Слышал, уехала куда-то вместе с дитём. Однажды я встретил Лося прямо в подъезде своего дома. Он тихо позвал меня с площадки между этажами. Пытался продать мне какую-то куртку. Я её взял и повернул подкладкой к свету. На вороте бурое пятно. Глянул так на Лося остро : " Ты бы хоть кровь застирывал, Тёма." Только и сказал.Сунул обратно в трясущиеся худые руки. "Уходи ! " - говорю.

Влад неожиданно для всех сел на 12 лет. Оказалось, он сколотил банду и они выхлапывали коммерсов на трассе. Нескольких убили. Один из убитых был попутно не мелким бандосом. Когда менты их поймали, то сказали, мол, говорите спасибо, что мы вас первые прихватили, а не бандосы. Мы-то посадим, а те бы - закопали.
Лось без Влада вообще берега потерял. Огромная хата улетела в уплату долгов. Тёма ушёл жить в "пьяные домики".В "гостинки", где собиралась вся городская шваль. В моём доме, на третьем этаже жил его хороший друг Лёха. Периодически он пускал Лося пожить к себе, т. к. жил один в двухкомнатной квартире. Однажды Лось припёрся к нему бухой, типа помыться. Лёха пустил. Тот уснул в ванной. Лёха его вытащил и на кровать вспапашил кое-как. Утром разбудить
не смог и ушёл на работу. Дня через два прилетает ко мне и рассказывает такую историю.

- Прихожу домой. Лося нету. Дверь в хату просто прикрыта плотно. Ну, зашёл. Всё нормально. Никогда он у меня не брал ничего. Мы ж друзья. Хожу по комнате и что-то прям глаз режет. И понять не могу - что ? Через два дня дошло.На шкафу стоял музыкальный центр, в упаковке. Задвинут был глубоко. Шкаф высокий и почти не видно его было. Чуть краешек высовывался. Понял, что нету центра. Влез поглядеть - точно ! Лось смайстрячил.

Ну, погнали мы к Шульцу Мишке. Он на районе у "вороваек "скупал хабар с сестрой Шулей. Пришли. Объяснили , что-почём. Танька запричитала сразу : " Ой, ребят ! Да кто ж знал-то, что Лось у своих поднял хату !" Короче , выкупил Лёха свой муз.центр за те же бабки, которые Лосю отдали. " Нет у меня больше друга ! " - сказал.

Видел я потом Лося ещё несколько раз. Ноги уже болели у него серьёзно. Одну подволакивал. Грузили они ящики возле ларьков. Он, Пилик, Ганзер. С Ганзером-то я здоровался. Он в адеквате был, а Лось даже не узнавал , а может, стремался. Потом как-то сидели с пацаном-малолеткой на школьном дворе. Мороженое лопали. Я его на турниках гонял и движуху в стойке ставил. И рулит мимо Лось. Никакой. Я ему : " Здоров, Тёма !" Он подходит и вижу, что не узнаёт вообще.Но руку тянет и замявшись на секунду спрашивает " чирик" взаймы.У меня был только " полтос". Знаю, что пропьёт, но дал. И Тёма так ожил вдруг и встал пальцы врастопырку : " Ништяк, пацаны. Вы ж Лося знаете. Встретимся - застрелимся."
- Иди, Тёма, - говорю ему.
Он так запнулся на полуслове и пошёл. Малой меня спрашивает ошарашенно : " Это что вообще было ? "
- Это был хороший и классный пацан когда-то. А теперь никто.

Последний раз услышал о Лосе, когда пришёл с зоны Сохатый - младший. Он стукнул мне вечером в окно. Я живу на первом этаже. Я в форточку высунулся : " Здоров, Влад. Давно откинулся ?"
- Вчера приехал, - отвечает - Тёма умер.
- Когда ?
- Не знаю. Но приехал и сказали сразу. В " гостинке" нашли.
- Понял. Зови, если помощь нужна.
- Лады. Найдёмся.
Не нашлись. Потерялся Влад где-то. Говорят, что была у него доля в каких-то делах старых. Продал и уехал. Что и где ? - никто не знает. Ни Пилика, ни Ганзера тоже уже нет в живых.