Яна Жемойтелите. Роман Пострадавшие

Любовь Царькова
Яна Жемойтелите
Пострадавшие
Опубликовано в журнале Урал, номер 4, 2020

Полагаю, роман написан без всякой оглядки на читателя, без стремления его увлечь или развлечь. Читается в один присест,  остаётся необычное послевкусие. Знаменательно – при этом персонажи нарочито, вопреки канонам прорисованы так, что особой симпатии не вызывают, даже Эльза, главная героия, даже удивительный народный характер – смотрительница деревенской часовни баба Вера (Милосердова), совершенно очаровательная своей простотой и чистосердечием… Потому что не они – главные герои, они просто - пострадавшие.
«Пострадавшие»? Пострадавшие – от жизненных обстоятельств или своего неверного выбора…

Эльзу Петровну, искусствоведа из С-Петербурга со степенью доктора вместо командировки на конференцию в Амстердам отправили в провинцию – сделать заключение о художественной ценности старинной иконы в сельской часовне. Директор музея в северном городке Захаров, в ведении которого находится часовня, хочет чтобы икону взяли в музей северной столицы. Собственно, он и затеял этот «движ», который кончится несколькими смертями – и его собственной, в том числе. Что тому причиной – его несчастливая рука или вышняя воля?..

Эльза. Симпатичная женщина с бриллиантовыми серёжками (кольцо она сняла перед  поездкой), с не самой трагичной судьбой. Всё в ней соответствует алмазному блеску имени Эльза: стать, серебристая пуховая курточка. Женщина рафинированная, изысканноя, и, как оказалось, - с живой  душой, открытой настоящему искусству и чуду. Сын – уже в свободном полёте, живёт в Англии.

Провинциальная скука сразу же охватила Эльзу после выхода из поезда. Встретивший её Сергей Игнатьевич Захаров произвёл благоприятное впечатление – он большой и сильный, настоящий, хотя и немолодой. Но убогость и обшарпанность окружающей обстановки удручает и давит по-прежнему. Да и экспонаты в городском музее какие-то невзрачные… Это не северное Возрождение и не Брейгель, и конечно – не Амстердам.

Что-то ждёт в часовне?
«..для подтверждения художественной ценности старинной иконы: вы же понимаете, Эльза Петровна, что икона не простая, а чудотворная, как рассказывают. Поэтому отнять ее у местных жителей, чтобы поместить в музей, можно только при одном условии: если она действительно представляет собой большую художественную ценность».

Шофёр на раздолбанном музейном авто отвозит их в деревню, в гостеприимный дом смотрительницы бабы Вали, где стены дышат теплом и покоем...
И вот они у цели. Эльза произносит: «Ладно, показывайте, где там ваша ико…».
«Эльза осеклась, потому что сразу узнала Её. Темная иконка не то что сразу бросилась в глаза, а будто бы в свою очередь узнала Эльзу. Богородица на ней повернула плоское лицо к Младенцу, правая рука Ее застыла в жесте моления, а левой Она поддерживала Младенца Христа, который уютно устроился у Нее на коленях. Голову Богородицы украшала корона, Младенец в левой руке держал небольшое Евангелие, а правой благословлял…».

Для бабы Веры эта двухсот-трёхсотлетняя часовня – радость и свет в жизни. «Богородица» – икона «обретённая»,  по рассказам старожилов,  чудесным образом была найдена в незапамятные времена в поле. И она разительно  отличается от других икон часовне. На остальных-то безвестные народные мастера изображали не только горнее: «… на черных иконках тем временем мир суетный врывался в святое бытие. Лаяли цепные псы, призванные изображать львов и прочих чудовищ, а рыцари, скачущие куда-то с решительным видом, отмахивались от них копьями: «Отстань, собака!» Понурые деревенские кобылы шли заместо ретивых боевых коней, лохматые с весны вороны гнездились на белокаменных постройках, в раю обильно произрастала клюква и красногрудые снегири важно восседали на елках, в аду простые сельские пьяницы не расставались со шкаликом, каковой тщетно пытались отобрать у них черти, похожие на драных котов».

«Пострадавшие»  … Внук бабы Веры Митя – деревенский дурачок, да ещё пишет стихи (примитивные, естественно). Он работает где-то при школьной столовой и приезжает к бабе Вере раз в неделю на своём мопеде, привозит продукты. Поддержка в старости, бабушке  почти сто лет. Старушка с удовольствием привечает нежданных гостей.

Машина у музейщиков не завелась, им приходится остаться на ночлег. Митя топит баню. Эльза идёт на первый пар. Смывает,  в том числе, и остатки скуки. Благодать-то! Андель-андель, как сказала бы баба Вера.

«Эльзе стало легко и весело. Так весело ей бывало только в юности, когда она еще умела радоваться простым вещам вроде трещинки на горбушке хлеба и воробушкам, которые слетались на угощение… …Нет, неужели где-то осталась железная дорога, по которой курсируют скорые поезда в Москву и обратно? Или существует только деревня Видалица, навсегда отрезанная от мира, застрявшая в своей старине и ничуть не страдающая от этого? А все остальное — виртуальная реальность, в которую хочется веровать, потому что только так и можно существовать, и все же это только иллюзия…»,  — думает она и в душе просыпается желание поделиться радостью и теплом рядом с другим человеком имя которого она уже знает.

По контрасту, зашёл у собравшихся после баньки за столом с угощением философский спор о жизни.
«— Если мучаешься, Митька, значит, точно — живешь!
Эльза Петровна:  «Я вот все хожу и думаю, страдание каким-то образом перестает быть страданием, после того как оно обретает смысл, такой, например, как смысл жертвенности» (мысль эта пришлась не по зубам окружающим).

Экскурсы в прошлое в романе – «клейма»  — усугубляют атмосферу  безрадостности — ныне и присно... (и во веки веков?) «Клейма»  как приговор, недаром, определение «пострадавшие» так напоминает «потерпевших».

Вот Захаров, директор музея.  Прельстился в молодости блеском и связал жизнь с пустой женщиной-певичкой, примой музыкального театра,  которая, как выяснилось, стремилась только к овациям и восторгу зрителей и стала, в конце концов, банальной  алкоголичкой.  И мучится Сергей Игнатьевич всю жизнь — страдает  от жены и самого себя.

Шофёр Виктор  поджигает  часовню, чтобы скрыть похищение чудотворной иконы. Среди глубокой ночи все бегут на пожар. Гибнет в пламени баба Вера,  по сути, возносится на небеса, выйдя-таки из ряда «пострадавших» — вместе со святыми на иконах (им-то, поди, тоже быть тут — страдание).

Когда  рухнул с колокольни и раскололся от жара медный колокол, «Эльзу повергло на спину, она ударилась затылком о твердь и некоторое время лежала плашмя, опасаясь открыть глаза. Гудело в голове и вокруг, земля под спиной ходила ходуном, а пламя меж тем занялось с новой силой, свистом и рокотом. Наконец приоткрыв веки, она разглядела, как уймища полупрозрачных сущностей устремилась в небо вместе с дымом. Летели ввысь, влекомые легкими крыльями, ангельские фигуры, увлекая за собой Николая Угодника с раздвоенной бородой, который так и не смог расстаться со своей луковицей, Иоанна в звериных шкурах, Захария и Елизавету, не разомкнувших объятий даже в адском пламени, слепленных любовью в едину плоть. За ними торопились на облака, подгоняя упрямых ослов, волхвы, а пастухи, ругаясь на небесное стадо, хлестали хворостинами неповоротливых волов. Истошно лаяли собаки, Святой Егорий, нанизав на копье змею, пришпоривал бледного головоногого коня, дабы поскорей покинуть земною юдоль. И в некоторый момент Эльзе почудилось, что среди святых образов поднималась в небеса бесплотная фигурка старушки в платочке и огромных ботах. Старушка размахивала в воздухе длинными руками, как бы плыла ввысь, боясь не поспеть за всеми…».

«Богородица» не сгорела. Её обнаружили под сиденьем автомобиля: «В руках у Захарова, освобожденная от тряпья, просияла Богородица. В утреннем свете она явилась Эльзе яркой, в чистых, будто отмытых красках, в красном хитоне и голубом мафории, сидела себе, повернутая к Младенцу. Правая рука поднята в позе моления, а левой поддерживала она Младенца Христа, который находился у нее как бы на коленях у левой руки…

— Андель-андель, иначе не скажешь, — присвистнув, произнес Захаров.
Бог поругаем не бывает.

Эльза Петровна — одна из немногих персонажей романа, кому довелось остаться в живых.
 Как сложится её жизнь после пережитого?
 Вопрос.

  В открытом финале даже подсказки для читателя нет. Наверное — не это главная художественная задача, поставленная и …решённая автором.

Яна Жемойтелите - https://vk.com/id125923715