Об экономических причинах пандемии

Андрей Пустогаров
Конечно, все знают, что человеческое общество  устроено так, чтобы обеспечивать благополучие всем его членам. Но некоторые считают по-другому: для того, чтобы заставить одних работать на других. Маркс называл это эксплуатацией человека человеком. 
Исторический период «Новое время», при конце которого мы присутствуем, принято отсчитывать с 1640 года, с так называемой Английской буржуазной революции. Если революция и была, то состояла она в следующем: крестьян согнали с земли и заставили, образовав армию пролетариев, тяжело работать за гроши. За счет этой прибыли Англия провела техническую революцию и стала мировым гегемоном. Когда в Англии крестьяне почти кончились, эксплуатация переместилась в английские колонии. По пути сгона крестьян с земли пошли и  остальные «развитые страны». (США использовали дешевый труд иммигрантов).

Октябрьская революция доход от сгона с земли крестьян бывшей Российской империи перенаправила   на нужды страны, прекратив его колониальный вывоз. Этот доход – и есть причина колоссальных успехов СССР. Но в 70-х годах 20 века урбанизация в СССР достигла 60%, доходы населения выросли, приток крестьян в промышленность прекратился. Лишенный ресурсов сверхприбыли, СССР вступил в эпоху экономического кризиса и распался.

Избежать крушения советской империи было, по-видимому, можно, если бы СССР сохранил союз с Китаем. Но отношения с Китаем были разорваны и ресурс индустриализации китайских крестьян (то есть преобразования их в армию пролетариев) с 80-х годов стали использовать США и под их руководством Западный мир. Так дефицит торгового баланса США в торговле с Китаем в 2018 году составил 419,2 млрд.  долларов. То есть на эту сумму Китай отдал США товаров больше, чем получил от них. На конец того же года Китай купил американских ценных бумаг (госдолг США)  на 1.12  трлн. долларов.  Эта сумма составляет чуть менее трети (!) годового бюджета США. То есть  американское государство на треть профинансировано Китаем. (Для сравнения: в 2010 году дефицит торгового баланса составлял 273 млрд. долларов, вложения в американский госдолг – 895 млрд.долларов). Подозреваем, что с некоторого момента ситуация, когда за его счет припеваючи живет весь Западный мир, перестала устраивать Китай. Хотя бы потому, что по прогнозам   в 2030 году китайская урбанизация должна была достичь 60% населения, а доходы китайцев – сравняться с европейскими.  То есть ресурс китайской дешевой рабочей силы был бы исчерпан. (Это исчерпание мирового ресурса дешевой крестьянской рабочей силы я и называю концом Нового времени).
 В 2008 году Китай резко снизил рост своего ВВП (и, соответственно,  рост вывоза из страны), начался мировой экономический кризис. В  работе 2012 года я писал: «Позволю себе следующий прогноз: если  темп роста экономики Китая не выйдет на докризисный уровень (а это вряд ли произойдет), западная экономика стабильно будет находиться в состоянии кризиса». Так и вышло. В 2007-м рост китайского ВВП был 14,2%, в 2008-м  - 9.6%, в 2012 и 2013 гг. – около 7.7%,  в 2018-м – 6,7%, в 2019-м – 6,1%.
На этом фоне и экономика, и глобальное лидерство США стали проседать.  С тяжелыми экономическими проблемами столкнулась и Западная Европа. По одному из прогнозов, ЕС смог бы удержаться на плаву, если бы впустил к себе около 30 миллионов эмигрантов и за счет их дешевого труда поправил свое экономическое положение. Однако, приняв всего около 3 млн. мигрантов, ЕС оказался на пороге социального взрыва.

Назрело переформатирование социального устройства Западного мира. Высокие доходы (зарплаты) населения делают его продукцию неконкурентноспособной.  Более того, высокие стандарты соцобеспечения плохо стимулируют население к интенсивной работе. Отчасти последняя проблема решалась за счет широкого предоставления гражданам различного рода кредитов, которые надо было отрабатывать.  Так в США накануне кризиса 2008 года в кредит можно легко было получить дом  для жилья без какого-либо первоначального взноса. (Неслучайно кризис 2008 года в США стал развиваться именно из ипотечной сферы). Процитируем данные о нынешней ситуации: «Общая задолженность жителей США перед банками в середине 2019 года выросла на $192 млрд, достигнув нового исторического максимума. При этом задолженность по ипотеке превысила показатель 2008 года, когда дело кончилось кризисом».

Существует несколько способов понизить уровень доходов населения, простимулировав их для интенсивной работы на  деньги- , производства- и власть- имущих.
Один из таких способов – война. Напомним, что после разгрома во Второй Мировой Германия (ФРГ) уже к  1951 году  восстановила промышленное производство до  довоенного уровня:  в 1948 его прирост составил 50%,  в 1949 и 1950   -  по  25%, в 1951 – 18%. При этом наблюдался  активный рост монополий: в конце 1953 года на 2.3% от общего числа предприятий работало около половины рабочей силы и выпускалась половина продукции страны.
То есть война явно пошла монополиям на пользу.

Существуют и менее радикальные способы (тем более в ядерную эпоху) –  такие, как Великая депрессия (1929-33). Доходы населения резко падают, образуется армия безработных. Тем самым создаются стимулы для дальнейшей интенсивной работы за относительно небольшую плату.

Однако для властей подобные методы выхода из кризиса (да, да: война и Великая депрессия – это не кризис, а выход из предшествующего кризиса) несут определенные риски. Так в 1932 году действовавший президент Гувер проиграл выборы Рузвельту, который и правил вплоть до своей смерти в 1945 году. Лучше при резком снижении доходов населения обойтись без взрыва его недовольства.


Объявление пандемии – практически идеальный метод. Из-за ограничений в экономике и транспорте  доходы населения снижаются, растет безработица – что и требовалось. Однако власть представляется при этом не зачинщицей всего этого безобразия, а спасительницей населения от более страшных бед, приобретая очки для грядущих выборов. Нынешняя «пандемия» случилось удивительно вовремя.
Напомним,  в последние годы по инициативе президента США Трампа развернулась торговая война между США и КНР. Причем последовала она за попыткой Китая в 2016 году  сократить свои вложения в госдолг США – на начало 2016 года они составили 1.06 трлн. долларов по сравнению с 1. 194 трлн. долларов годом раньше. Вполне вероятно, что объявив карантин, перекрыв важнейший Уханьский транспортный узел страны, закрыв ряд предприятий (в том числе работавшие на Запад особые экономические зоны провинции Хубей) и таким образом понизив за 1 квартал года  свой ВВП  минимум на 7%,  Китай после выхода из карантина попробует играть «с чистого листа», еще более усилив свою экономическую независимость  от Запада.

Так это или не так, но остальные экономически развитые страны охотно подхватили китайский рецепт ограничения экономической жизни. О том, какие проблемы их власти при этом решают, я сказал выше.