Воспоминания. Дядя Саша

Наталья Кисялевич
 
Много моих  детских воспоминаний связаны с дядей Сашей, мужем  маминой сестры Галины.  Дядя Саша был необыкновенным человеком.  Высокого роста, сухопарый и жилистый, с широкой белозубой улыбкой,   задорным бунтарским характером. Срочную службу он проходил мотористом на Балтийском флоте. Видимо поэтому  дядя Саша любил носить тельняшку, курил папиросы «Беломор» и напоминал мне  какого-то революционного матроса из старых фильмов.   Веселый, энергичный, он любил быть в центре внимания. Большой умница, генератор идей и выдумщик. Любил детей, и дети льнули к нему.

Свою будущую  жену Галину увидел в электричке, вышел вслед за  ней,  и проследил до дома. Так и познакомились. Галина была  красивой девушкой с яркой внешностью , бойким характером , стройной фигурой.  Волосы  рыжими кудряшками обрамляли лицо с нежной кожей , глаза смотрели задорно и пытливо. Одевалась женственно, со вкусом. Пара получилась красивая , просто загляденье. Расписались просто, без особых торжеств, брак был вторым для них обоих.

В те далекие времена дядя Саша  работал   слесарем - наладчиком в Новосибирском Академгородке, в институте ядерной физики. Золотые руки , практичный ум дяди Саши были оценены руководством: ему с семьей дали трехкомнатную квартиру в новом доме на верхнем , четвертом, этаже. В квартире были все удобства:  электроплита на кухне,  горячая и холодная вода , центральное отопление, ванная комната и туалет. Семья дяди Саши на тот момент состояла из жены Галины и двух маленьких дочек.

Новосибирский Академгородок начали строить в 1957 году.  К 1964 году, когда дядя Саша получил квартиру на улице Академической, основное строительство городка было завершено. К тому времени были возведены полтора десятка  научно-исследовательских институтов, жилые районы с многоэтажными жилыми домами, двухэтажные коттеджи для академиков, детские сады, школы, больницы. Академгородок сиял чистотой широких  проспектов, свежим асфальтом улиц. Из пригородных лесов было создано  много   благоустроенных  парков, городок получился зеленым, дышалось легко и привольно.  На берегу реки Оби   разместились многочисленные зоны отдыха, оборудованные  всем необходимым  для купания и пляжных видов спорта.

Для новой квартиры дядя Саша собственноручно сделал большой , даже по нынешним временам, аквариум, полтора метра длиной, высотой около метра и шириной сантиметров семьдесят. Аквариум  стал гордостью всей семьи: он стоял в гостиной, на самом видном месте, и первое, что видели гости, конечно же, было гигантское аква-чудо, с феерической неоновой подсветкой,  жемчужными  пузырьками воздуха , поднимавшимися со дна. Аквариум был  полон  ярких рыбок и изумрудных водорослей. Входящие дамы всплескивали руками, увидев диковинку, завистливо поглядывая на рукодельного мужа, а мужчины  восхищенно пожимали хозяину крупную широкую ладонь.
 
В новой квартире многое оборудовал и сделал своими руками дядя Саша. Полочки, деревянные перегородки, шкафчики - всего не перечислишь.  Когда  семье выделили земельный участок под дачу, дядя Саша  построил  там небольшой домик.

Моя мама в то время  работала в Академгородке, и весной 1966 года должна была  получить квартиру. Осенью 1965 года тетя Галя и дядя Саша разрешили нам пожить у них. Мы переехали, заняли  в квартире одну из комнат. В сентябре я пошла учиться  в четвертый класс уже  в  Академгородке. К новогоднему утреннику всей большой семьей мне делали новогодний костюм старика  из сказки Пушкина о золотой рыбке. Моя школьная подружка готовила костюм старухи. Заказывали парики, бороду, шили костюмы. Дядя Саша взялся изготовить лапти. Ездил в деревню к родным, нашел деда, который умел работать с лыком. Вскоре  две пары лаптей , сплетенные по снятым размерам, были готовы. Наши костюмы старика со старухой получили на школьном утреннике первый приз.

Главным увлечением дяди Саши была фотография . У него был собственный фотоаппарат, дефицитная по тем временам вещица , объект мечтаний  мужского населения. Дядя Саша часто брал его с собой, фотографировал много , вдохновенно и всегда результативно. Благодаря ему, у родственников  и знакомых осталось много фотографий  того времени.

Как  люди фотографировались в те годы? В городах работали  фотоателье, в которых профессиональные фотографы делали портреты, фото для документов . Люди, которые  хотели сфотографироваться  семьей, или с друзьями ,  приходили  в ателье в оговоренное заранее время, в  праздничной одежде, с  прическами и макияжем. В  фотоателье обычно имелись декорации для создания фонов, вычурная мебель для  антуража. Кроме  фотографов, над созданием фотографий работали фотолаборанты, ретушеры.

Дядя Саша сам фотографировал,   проявлял пленки и печатал фотографии . Пленки проявлял в небольшом круглом бачке, диаметром с блюдце и высотой сантиметров десять. Бачок был сделан так, чтобы внутрь не проникал свет. В пазы, расположенные  на дне наподобие раковины улитки,  крепилась  фотопленка. В стеклянных литровых  банках  дядя Саша  делал растворы проявителя и закрепителя. Через специальное отверстие в крышке подготовленные заранее  химреактивы  вливались в бачок.  На  пленке, вынутой из бачка после обработки , проявлялось  множество расположенных друг за другом маленьких  кадров.  На кадрах видны были фигуры и лица, только не в привычном  виде, а в виде негатива- там, где на фото потом будет белое – было черное, там, где черное- белое. Дядя Саша зорко  всматривался в пленку, радовался удачным кадрам ( как он мог что-то там разглядеть !)  Чтобы пленка высохла, цеплял  ее  прищепкой за веревку, натянутую поперек небольшой  кухни. Чтобы пленка не скручивалась ,  высыхала равномерно и не было подтеков,  дядя Саша снизу цеплял еще одну прищепку.

Через время, когда  набиралось несколько отснятых и проявленных  пленок,  дядя Саша запирался в ванной комнате, завешивал входную дверь изнутри плотным покрывалом. В тесном помещении  ему каким-то чудом удавалось оборудовать настоящую фотолабораторию: устанавливался фотоувеличитель на штативе, расставлялись лотки с проявителем и закрепителем, чугунная ванна наполнялась чистой  холодной водой. Дядя Саша выключал  свет, включал красный фонарь -  и начиналось настоящее волшебство. На  праздник печатания снимков  он часто звал и меня, доверяя несложную  работу.   Все происходящее вызывало у меня непреходящий  восторг . Кульминацией радости были моменты,  когда на фотобумаге появлялись картинки со знакомыми лицами, обстановкой, пейзажами.

Процесс печатания фотографий был многодельным и затяжным. В фотоувеличитель вставлялась проявленная пленка. Дядя Саша тщательно наводил резкость, пока изображение на простой бумаге  не становилось четким. Затем под фотоувеличитель помещалась фотобумага нужного размера, на несколько секунд  открывался  заслон на фотоувеличителе. Кадр с пленки в увеличенном виде засвечивался на фотобумаге. Фотоснимок  аккуратно брался пинцетом, ненадолго помещался в лоток с проявителем, потом промывался в лотке с чистой водой. Промытые снимки укладывалась уже надолго в лоток с закрепителем. После закрепителя фотографии снова промывались и перекладывались в ванну, в чистую воду. Дядя Саша печатал фотографии не менее увлеченно, чем фотографировал.

После того, как все кадры, достойные стать фотографиями, были напечатаны в нужном количестве, мы выходили из ванной комнаты, щурясь  от яркого света и разминая затекшие мышцы. Не помню ни одного раза, чтобы я ушла из этого волшебного мира раньше, чем дядя Саша решал завершить работу – процесс захватывал, и было интересно до последней минуты.

Из ванны мокрые снимки перекладывали в таз с водой. Дядя Саша выносил из кладовой больших размеров стекло, начисто протирал его,  брал  по одной мокрые фотографии из таза, аккуратно прикладывал  снимки к стеклу, плотно прижимая и разглаживая бумагу чистой тканью, чтобы не оставалось воздушных пузырей.

Через несколько часов фотографии высыхали, отклеивались с треском от стекла и с шумом падали на пол. Фотографии сортировали, раскладывали по пакетам из-под фотобумаги. Пакеты с десятками фотоснимков раздавались родным и близким, всем, кто был запечатлен на фотографиях.
  Конечно, это были царские подарки. В наше время, когда фотографировать может каждый человек, имеющий мобильный телефон, и никто не озадачивается  созданием фотографий, трудно оценить щедрость дяди Саши. И дело не только в деньгах ,  хотя деньги тратились на это увлечение весомые, и не только в затратах его личного  времени. Если бы не дядя Саша,  его фанатизм, энтузиазм и бескорыстие, то  лица родных людей , обстановка, тогдашний быт,  просто не сохранилось бы для последующих поколений.

Из-за моих частых простуд  врачи посоветовали сменить суровый сибирский климат на более мягкий. Мама писала запросы о поиске  работы, и рассылала их в города и поселки Крыма. Вскоре ей  предложили  работу заведующей здравпунктом , в небольшом селе на севере Крыма. Со временем обещали предоставить жилье. Село находилось в пяти километрах от моря, и мама согласилась.  Наша семья в феврале 1966 года уехала из Новосибирска в далекий  Крым, и я больше никогда не видела дядю Сашу.

Дядя Саша и тетя Галя развелись в 1982 году, прожив вместе больше 20 лет. В квартире остались жить жена и дочери, дядя Саша оставил за собой дачу и гараж.  Как и где он жил, с кем дружил, чем увлекался,  я не знаю. Умер дядя Саша в 2000 году, немного не дожив до семидесяти лет.

Он остался в моей памяти таким, каким я его знала в детстве: высокий, подтянутый,   жизнерадостный и энергичный, с крупными рабочими ладонями. Спасибо тебе, революционный матрос, за счастливые детские воспоминания,  белозубую улыбку, и большое количество фотографий, оставшихся с того времени. Вечная память. Пусть земля тебе будет пухом.

Наталья Кисялевич. 28 апреля  2020 года.