Ловчицкие, Богатыревич-Ловчицкие

Альтаф Гюльахмедов
Ловчицкие, Богатыревич-Ловчицкие



***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.



Варианты написания фамилии:

***

Ловчицкие
Левчицкие
Богатыревич-Ловчицкие




Беларуская (літоўская) татарская шляхта

***

« : 01 Октябрь 2008, 17:04:51 »

Список фамилий татар Речи Посполитой
Сайт TATARZY POLSCY

Ловчицкие
Левчицкие
Богатыревич-Ловчицкие
OWCZYCKI [BOHATYREWICZ] herbu Sas
OWCZYCKI bez podania herbu - patrz przy herbie Sas

http://www.tatarzy.tkb.pl/
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0




Ловчицкие

***

‘’До середины XVI в. татарское население на польско-литовских землях делилось на три категории, отличавшихся друг от друга как правами, так и наличием недвижимости. Наиболее привилегированную группу составляли потомки ордынских султанов и мурз. Титул султана принадлежал в Речи Посполитой только двум татарским родам - Острынским и Пунским. Старших представителей рода постоянно именовали царевичами как потомков ханов. Остальные татарские роды происходили от ордынских мурз. Они пользовались титулом князь. Во главе княжеских родов стояли: Ассанчуковичи (Уланы), Корыцкие, Юшынские, Кадышевичи, Крычинские, Лостайские, Тальковские, Ловчицкие, Смольские, Тарашвиские, Завицкие и Баргынские (Барановские)’’.

http://misharlar.ru/ttrpolsk.html




От татарских ханов и мурз произошли польские князья

***


Левчицкие,


https://vk.com/topic-3760513_23658270




Ловчицкие

***

В 1631 г. первым из его имений владели Давид, Исмаил и Абрагим Пунские (внуки или правнуки, но это не уточняется), кроме того, там же половину волоки в приданое за их сестрой (не названной по имени) получил татарин Богдан Андржеевич. Вышкишками владел в 1631 г. татарин Шагун Янушевич вместе с Янусом Захарьяшевичем Ловчицким, которому эта земля досталась по жене, а Моковщизна перешла к тому времени к христианской шляхте [54, л. 231-233 об.].

Никто из известных представителей этой семьи не титуловался царевичем, и отсутствие титула в привилее Сигизмунда I 1528 г. окончательно убеждает, что эти Пунские не имели никакого отношения к своим соседям по Пунской волости, одноименными царевичами.

***

Свидетель завещания княгини Фатьмы Ловчицкой, составленного в Ловчицах 9.05.1658 г. (явлено и записано в книге Новогрудского гродского суда), подписал его по-польски (Атига! Carewicz) [15, л. 514 об.].

29 «^Йгап Carewicz го^ swz», «Зефран Царевич своей рукой». На оригинальном документе, как видно из копии, была «печать притиснена» но, к сожалению, неизвестно, каким гербовым знаком пользовалась в ВКЛ эта семья.

Для цитирования: Думин С.В. Татарские царевичи в Великом княжестве Литовском (XV-XVIII вв.) // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 385-419.





Список татарских княжеских родов России.

***

Статья № 1126. Пункт № 3. предписывал содержать списки Департаменту Герольдии Правительствующего Сената: Список князьям и мурзам татарского происхождения, восстановленным в прежнем их достоинстве[3][4].

На основании этих списков официально на 1892 год утверждены в достоинстве татарских князей следующие рода:

Фамилии княжеские

В список вошли фамилии татарских родов, которые в царских жалованных грамотах, служебных и других официальных документах именовались князьями, но официально не утверждены:

Фамилии княжеские:

3. Князья Ловчицкие (Богатыревич-Ловчицкие) герба Сас (лит.)


https://ru.wikipedia.org/wiki/





Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Сайт
 TATARZY POLSCY

,
Лиштвянские
,
Ловчыцкие
 ,
Ломаковы
,
http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Лиходжевский, Лиштвянский , Ловчыцкий , Ломаков , Ломжинский , Ломинский, Лосев , Лосинский , Лосовский , Лостайский , Лукасинский

https://vk.com/topic-163461381_37474926





Татарские князья в Российской Империи

***

Статья написана С.В. Думиным

…Особую группу татарских княжеских родов в Российской империи составляют некоторые роды литовско-татарского дворянства.
Литовские татары, как группа служилых людей, сложились в конце XIV – начале XVI вв. из переселенцев и пленных ордынцев, среди которых были и представители улусных князей, и рядовые воины. Смешанные браки, разрешенные им первое время, уже в середине XVI в. привели к их славянизации. Как и для боснийских мусульман (но по противоположной причине), родным языком для них с этого времени является славянский (старобелорусский, позже польский, белорусский и теперь также русский) язык. Сохраняя магометанское вероисповедание, литовские татары не пользовались политическими правами шляхты (правом избирать короля, депутатов сейма), в остальном же были уравнены с литовской и польской шляхтой-христианами. Они имели право владеть крепостными крестьянами, сохранив его (в изъятие из общих российских законов) и после присоединения восточных земель Речи Посполитой к Российской империи. Многие татарские роды в Великом княжестве Литовском носили княжеский титул и титул мурз (причем последний, как ни странно, был распространен меньше, и считался достоянием наиболее знатных родов).

С княжеским титулом доказали дворянство в Виленской, Гродненской и Минской губерниях и в Царстве Польском в первой четверти XIX в. и употребляли его в официальных документах следующие роды:

ЛОВЧИЦКИЙ (БОГАТЫРЕВИЧ-, герба Сас);


Источник: Дворянские роды Российской Империи. – Т. 3. – СПб., 1999.

http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0





"В период правления "белых ханов"

***

В начале XIX века один из выдающихся польских историков Тадеуш Чацкий обнаружил в архивах какое-то прошение, в котором польско-литовские татары называли представителей династии Ягеллонов «белыми ханами». Свою точку зрения на эту тему он высказал в статье, опубликованной в «Виленьском еженедельнике» в 1816 году. Гипотезу Т.Чацкого развил в 30-е годы XX века молодой талантливый историк Станислав Крычиньский. «Знаю,— писал он,— что литовские татары называли ханами или «белыми ханами» в своих прошениях и мемориалах королей из династии Ягеллонов. Это характерно для данной этнической группы, к которой относятся наши татары. Они, называя Ягеллонов «белыми ханами», хотели таким образом подчеркнуть их независимость, суверенность и силу».

http://www.misharlar.ru/ttrpolsk.html
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0


Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название происходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман.

Однако мы не находим среди племен Золотой Орды соответствия для уланской хоругви, ибо ее название происходит от княжеского титула улан (улан-оглан — сын), который носили потомки Чингизхана. В польско-литовском государстве этим титулом вначале пользовались лишь князья Ассанчуковичи. Они происходили от жившего в первой половине XV века князя Ассанчука, возможно, одного из многочисленных потомков хана Джучи. Можно предположить, что уланская хоругвь состояла из воинов князя Ассанчука.
Известно, что татарское население на всей территории Речи Посполитой руководствовалось собственным религиозным правом — шариатом, опирающимся на Коран. Оно функционировало во всех религиозных гминах.

До середины XVI века татарское население на польско-литовских землях делилось на три категории, отличавшиеся друг от друга как правами, так и наличием недвижимости. Первую группу, наиболее привилегированную, составляли потомки ордынских султанов и мурз. Титул султана принадлежал в Речи Посполитой только двум татарским родам: Острыньским и Пуньским. Старших представителей рода постоянно именовали царевичами, как потомков господствовавших ханов. Остальные татарские роды происходили от ордынских мурз. Им принадлежал титул князя. Во главе княжеских татарских родов стояли:

Ловчицкие,


http://www.misharlar.ru/ttrpolsk.html
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0




Ловчицкие

***

Статья Рахмет Baitasau-

Карта района, прилегающего к деревням Большие и Малые Туполы Малюшицкого сельсовета Кореличского района Гродненской области Беларуси и фото сенокоса в д.Большие Туполы (автор: Лилия Чембрович ).

Некогда деревня Туполы (Тупалы) принадлежала князьям Siejc.

По С.Дзядулевичу, первоначально род возглавлял татар в Клецке (ныне, райцентр в Минской области), а затем был приписан к ялоирской хоругви.

Их предок князь Тювеш, упомянутый в Литовской метрике около 1470г., сын которого Сейц (Siejc) (Сеит), прибывший в Литву около 1480г. несколько раз упоминается в документах в 1480-1488гг.

Сыновья последнего, Бахтияр и Довлетьяр, известны в 1499г. по делу о беглых крестьянах.

Бахтияр стал родоначальником Абрагимовичей и Бахтияровичей, а Довлетьяр имел сына Фен-Довлетя, записанного в описи 1528г.

Сыновья последнего: Бекир, владелец части Лук в Новогрудском повете и Михал, с пшыдомком "Тупала", владелец Тупал, части Лукошина и Лековского, дворца в Бенице, около 1570г. - хорунжий клецких татар.

У Бекира были дочери, а Михал имел пятерых сыновей.

Старший из них, Богдан, упоминается лишь в 1595г., как получивший от отца привилей на Тупалы;
Шахманцер имел только дочерей;
Сиенчук стал предком Михаловских;
Алей дал начало Рафаловичам.

Пятый из братьев, Цемешко (Темешко), после отца хорунжий клецких татар в 1593г., владелец Лековского и части в Лукошино и Луках, продолжил род Сейтов (Сейцев).

Его сын Иссуп, внуки Алей и Мустафа , в 1631г. совладельцы части Тупал и участка в Луках.

Это последние сведения об этом роде.

С. Дзядулевич предполагает, что Мустафа мог взять фамилию Тупальский, а Алей эмигрировал.
На это указывает тот факт, что в середине XVIIв. Тупалы полностью принадлежали Тупальским, а все правые Луки, кроме части Милькамановичей и Карпшей, - князьям Ловчицким.

https://deskgram.cc/explore/tags/




Ловчицкие

***

Ловчицкий Сулейман Юсуфович (1893-1937) - капитан РИА, подполковник армии Колчака.

Родился в г.Житомир Волынской губернии.

В 1911 окончил Сумской кадетский корпус.

24.10.1914 подпоручик, переведён из 9-го гренадерского Сибирского полка в 217 пехотный Ковровский полк.

Возможно он: кап. Назн. дивизионным инженером 1 Башк. сд (с 19.11.1918).

В белых войсках Восточного фронта.
Подполковник.
Взят в плен.

На 24.08.1920 в Штабе Пом.главкома по Сибири.

Остался в СССР.
Арестован 5.08.1937.
Расстрелян 20.12.1937.

По С. Дзядулевичу Ловчицкие пшыдомку Валил-Мурза, герба Сам с изм., князья.

Их предок - крымский царевич Багадур (Багатур), отпрыск хана Хаджи-Гирея, в 1509 - королевский толмач (переводчик).

В 1522 Мортуза Богатыревич, королевский толмач, получил konfirmaje na ludzi sluzebnych в поветах Новогрудском, Трокском и Гродненском, как добытые, так и выделенные королем Александром.

Его сыновья Тохтамыш и Обдула, согласно люстрации Кердея 1631, владели деревнями в Новогрудском повете: Ловчицы, Пуцевичи, часть Лук и Дзикович.

В 1790 Ловчицкие Юсуф и Ян, владели Сандыковщизной в Лидском повете.

Сын Юсуфа Александр Мурза Ловчицкий подтвердил дворянство в Виленском дворянском депутатском собрании в 1817.

Сын Яна Ян, подтвердил дворянство в 1830.

Потомок Юсуфа Юсуф в 1880 был наместником стражи земской в Волыни.

Его сыновья Сулейман, офицер РИА и Амелдин (1895г.р.), офицер российской полиции, с затем поручик польской армии.

https://stapico.ru/photos/1782710447179330237_3134560184





Ловчицкий Янус Захарьяшевич

***


…В XVIв. землями в Пунской волости были пожалованы татарский царевич, потомок хана Ахмата и служилый татарин, толмач, потомки которых стали носить фамилию Пунский. При этом, потомки толмача стали использовать эту фамилию после того, как царевичи-султаны, перестали ее употреблять, приняв фамилию Царевич.

Толмач и татарский писарь Адам Давидович в феврале 1528г. получил от короля Сигизмунда I подтверждение на пустоши в Пунской волости, Ратовщизну и Мокотовщизну. 1-я из них была пожалована ещё королем Александром, т.е. до 1506г. татарскому толмачу Янушу, на вдове которого Адам Давидович женился.

Эти же земли принадлежали ему в 1559г. Согласно информации, воспроизведенной в ревизии 1631г.
…..
…..
В 1631г. 1-м из его имений владели Давид, Исмаил и Абрагим Пунские.

Кроме того, там же половину волоки в приданое за их сестрой получил татарин Богдан Андржеевич.

Вышкишками владел татарин Шагун Янушевич вместе с Янусом Захарьяшевичем Ловчицким, которому эта земля досталась по жене, а Моковщизна перешла к христианской шляхте.

https://stapico.ru/photos/1788392075595850157_3134560184

***

…в XVI-XVIIвв. Луки принадлежали нескольким татарским родам, в т.ч. Цемешко (Ciemiezko ).

Цемешко ветвь князей Милкамановичей, были приписаны к ялоирской хоругви.

Их предок, Сулейман Милкаманович, в 1559г. владелец Бялы и части Лук в Новогрудском повете.

Его сын Шанко, внуки Цемешко (Темешка) и Айса, известные по люстрации Кердея. Цемешко, умерший около 1595г. имел сыновей, Ассана, Богдана и Захариаша, которые в 1595г. купили у своего дяди Айсы, его земли в Луках.

В акте покупки они титулуются князьями.

В 1631г. совладельцами части Лук были Богдан и Захариаш Цемешки.

С. Дзядулевич предполагает, что Цемешки эмигрировали, т.к. больше информации о них нет, а Луки в середине XVIIв. полностью принадлежали князьям Ловчицким (тоже, татары).

В настоящее время, в России есть люди с фамилией Цемешко.

https://deskgram.net/p/1831864082790285586_3134560184





ЦГИ
Фамилия Ловчицкий

***

Ловчицкий N (1918) Оренб.Казач.войска капитан Назн. дивизионным инженером 1 Башк. сд (с 1918.11.19-прил. к Приказу по штабу Юго-Зап.армии № 86.1918.11.19). [Ганин А.В.,Семенов В.Г. Офицер.корпус.. М.,2007]

Ловчицкий Сулейман Юсуфович (1893,Волынская губ.,Житомир---1937.12.20) татарин, б/п, инженер-плановик Валуйского лесопункта б. капитан старой армии Арест: 1937.08.05 Осужд. 1937.12.15 Комиссия НКВД и прокуратуры СССР. Обв. 58-6-7-10 УК РСФСР Расстр. 1937.12.20 [Ленинградский мартиролог: 1937-1938]

https://rosgenea.ru/familiya/lovchitskij





«Он, как птица, летал в Мекку».
Вспоминаем забытую легенду белорусских татар
2018.02.20
15:45

***

Ловчицкая мечеть возле деревни Католышы. Фото – Василий Молчанов/ Белсат
Беларусь может гордиться многочисленными паломническими местами, куда съезжаются православные и католические верующие. Однако кто знает, что свое «священное место» когда-то имели белорусские мусульмане?

Мало кто сегодня помнит, что одна небольшая могила на старом татарском кладбище в деревне Католыши недалеко от Новогрудка когда-то привлекала толпы паломников, которые верили в ее чудесную силу. Мусульманские верующие, которые не имели возможности попасть на Ближний Восток, еще в довоенные времена приезжали в Католыши, чтобы помолиться в одной из древнейших белорусских мечетей и привезти горсточку святой земли к своему дому. Сегодня об этом бытуют лишь редкие упоминания в исторических книжках, а в самих Католышах не так давно отошел в лучший мир последний мусульманин.

Хотя сам татарский мизар (название кладбища у белорусских мусульман) и мечеть находятся в деревне Католыши, повсюду принято считать и называть их ловчицкими, от названия соседней деревни Ловчицы. Почему так случилось, сегодня трудно ответить. Впервые столкнуться с упоминанием этой деревни в качестве места паломничества мне пришлось в книге польских исследователей Петра Боровского и Александра Дублинского «Польские татары: история, обряды, легенды, традиции», изданной в 1986-м году.

Старый ловчицкий мизар возле мечети. Фото – Василий Молчанов/Белсат

Согласно тексту исследователей, самое старое описание паломничества литовских мусульман принадлежит 1558 году. Анонимный автор описания утверждает, что совершить паломничество его побудили другие литовские татары, которые ранее посетили святые города ислама – Мекку и Медину. Однако большинство татар совершало паломничество к собственным святым местам. Самую большую честь отдавали могиле святого Эвлия Контея (Контуся), которая находится на мизаре в Ловчицах. Ему приписывали чудотворную силу исцеления больных и увечных. Перед Войной в Ловчицы съезжались татары из Белостока, Клецка, Новогрудка и Вильнюса.

Древне-современный ловчицкий мизар

Новогрудчина – одно из тех мест, куда стоит поехать, чтобы застать настоящую белорусскую зиму. Когда автомобиль подъехал ближе к деревне, на одном из холмов, среди окутанных беловатой дымкой деревьев, начало выступать ярко зеленое здание мечети. Пожалуй, мы выбрали самое лучшее время для путешествия: летом мечеть почти полностью скрылось бы среди зелени.

Ловчицкая мечеть

Мечеть в Ловчицах – один из самых древних молитвенных мусульманских храмов, известных в Беларуси, отсчитывает свое время от 1420 г. Здание, которое мы здесь видим сегодня – отреставрировано, его окружают старые замшелые надгробные плиты, блуждая среди которых, сложно не наступить на чью-либо могилу. Чуть дальше начинаются современные могилы местных татар. На каждой плите есть полумесяц со звездой. Если смотреть на могилу глазами христиан, может показаться, что некоторые надгробия не имеют надписей. Однако имена покойников выгравированы на другой стороне плиты, так как повернуты в направлении Мекки. На некоторых надписи есть с обеих сторон, на других можно увидеть суры из Корана, напечатанные арабскими буквами. Фамилии и имена типичные для белорусских татар: Шабанович, Рафалович, Ризвалович, Богданович и т.д. Если вспомнить имена, для белорусского уха некоторые из них могут показаться непривычными: Сулиман, Гузель, Амина, Ханифа, Мустафа, Фатима, Ибрагим.

Обычно в быту среди местных белорусов татары носили двойные имена. Если, к примеру, девочка получала имя Амина, как мать пророка Мухаммеда, то в жизни ее называли Эмма. Мустафа в свою очередь становился Матвеем, Рашид – Рыськом, а Ханифа – Анной.

К могиле святого Контуся от мечети ведет бетонная тропинка. Сама могила, как и некоторые другие, обложена камнями и украшена, как у нас принято, искусственными яркими цветами. Возле нее стоит небольшая скамейка, чтобы посетители могли спокойно попросить у святого здоровья и милосердия. Сам факт существования легенды о чудотворности святого полностью противоречит учению пророка, который запрещал поклонение умершим и вообще не очень благосклонно относился к культу смерти. Известно, что местные традиции зачастую оказываются гораздо сильнее богословских учений, однако откуда все-таки взялся этот Контусь?

Ловчицкая мечеть

Говорят, был какой-то пастушок, который умел исчезать и появляться в Мекке

Легенды о Контусе можно прочитать в интернете разные. Самая распространенная, что Контусь был обычным пастушком, способным творить чудеса: ежедневно он из Ловчиц мгновенно перемещался по воздуху в святой город Мекку, где восхвалял Аллаха. Когда его таинственную способность разоблачили, татарин вдруг тяжело заболел и умер. Считанные на пальцах одной руки жители деревни Католыши вообще достаточно туманно представляют, о каком Контусе и какой святой могилке идет речь.

«Любочка, я бы с большим удовольствием рассказала бы, но не знаю ничего. Говорили, что какая-то святая могила есть, но что к чему… И мужик говорил, что святая. Приезжают иногда люди, молятся, но то ли они к своим родственникам идут, то ли на ту могилку, я не знаю, не слежу», – говорит бабушка Лёля.

У Лёли, которая живет рядом с татарским мизаром, муж был местным татарином. Сама белоруска, родом из соседней деревни Байки. В Католышах женщина прожила всю жизнь, однако в мечети была два раза, когда-то по молодости заглянула с девушками и на похоронах своего супруга.

Бабушка Лёля, жительница деревни Католыши, муж которой был татарином

«Когда-то, как еще я девушкой была, мы с девчатми из колхоза здесь что-то делали на поле. Навоз разбивали или что еще. И тут видим, приехали люди, открыли мечеть. Она же в те времена закрытая стояла. И мы решили посмотреть, что там. А мне все так интересно было, и я последняя вышла, так девушки все с меня смеялись, что я, наверное, за татарина замуж попаду, когда так интересуюсь. Так и попала», – вспоминает Лёля.

Хотя свекор женщины был местным муллой, муж Юзик был не слишком практикующим мусульманским верующим. Советская борьба с «опиумом для народа» дала свои результаты. Традиция белорусских татар в Католышах пришла в упадок вместе с закрытием мечети, которая много десятилетий пустовала.

Как принято в погребальной традиции белорусских мусульман, покойного закручивают в белую простыню – саван. После молитвы над умершим, тело несут на мизар, вырытую могилу закладывают досками вместо гроба, после чего закапывают. Бытует еще одна интересная традиция у белорусских татар. Присутствующие на похоронах приносят с собой садагу – ритуальную жертву в виде конфет, печенья и гальмы (сладость из меда и муки). После молитвы садагой делятся с теми, кто пришел.

«Я не коммунист и в святых не разбираюсь»

Антон 93 года живет под самыми кладбищем и мечетью в Католышах. Сам он татарин на половину, но отец в мечеть не ходил.

«Отец умел только пить и детей плодить. В мечеть отец не ходил. Может, на праздники только. Помню, что когда пост был, то у нас в доме ни одной шкварки несколько недель не было, только из коровки. Сношаться в доме запрещалось. Потом байрам праздновали. Быка закалывали. Бывало съедутся люди и уже голосят в мечети. У нас тут родничок течет рядом, так женщины пока не подмоются, то молиться не идут. Мустафа не пускает», – шутит Антон.

93-летний житель деревни Католышей, Антон, наполовину татарин

Такое ритуальное омовение, которое вспоминает старший житель Католышей, у белорусских татар называется гусуль. После того, как все тело будет вымытым, верующие «гуслюются», т.е. читают специальные молитвы. Существует еще меньшее омовение для не столь серьезных грехов и домашней молитвы, которое называется абдэсь. О святой могиле старший житель Католышей не знает, хотя всю жизнь прожил под кладбищем:

«Знаете, я не коммунист и в святых тоже не разбираюсь. Я в мечеть не хожу, не молюсь. Здесь раньше сторож был. Приходил иногда. Яковчик, немножко есть? Ну… так набожные же? Давай все равно! Выпьет рюмку, съест яичницу – и дальше идет сторожить».

«Приезжать приезжали, но сравнивать с Меккой нельзя»

На обратном пути, мы заехали в новогрудскую мечеть. Как раз была пятница, день, когда служится «джума» – пятничная молитва. Мулла новогрудской мечети – татарин родом из Клецка. Якуб Иосифович Александрович, рассказал, что в Ловчицах татар фактически не осталось, а сама практика поклонения святому в могиле с исламом не связана.

Мулла мечети в Новогрудке Якуб Иосифович Александрович

«Если кто-то брал землю с могилы и вез домой, то он не знал, что делал. Этого в исламе нет, и это не принесет никакой пользы. Приезжать приезжали, но сравнивать с Меккой, ни в коем случае нельзя. Вы видели, что там дорожка бетонная к могиле. Кроме того, это одна из самых древних в Беларуси мечетей, – место важное для мусульман, но это не место паломничества. К тому же, там уже не осталось мусульман. Последний умер в прошлом году. А кто рядом живет, это обычное местное население», – объясняет мула.

Не обращая внимания на то, правдива ли легенда о Контусе и его могиле, или нет, несколько раз в год, на праздники Ловчицкая мечеть открывает свои двери. Мулла поет азан и зовет верующих на молитву. Приезжие татары посещают могилы своих близких. А деревянная мечеть и старый мизар напоминают об уникальной культуре белорусских татар, которая сумела выстоять, несмотря на непредсказуемые и часто довольно грустные, веяния истории.

Ловчицкая мечеть возле деревни Католыши. Фото – Василий Молчанов/Белсат

Фото – Василий Молчанов/Белсат

Фото – Василий Молчанов/Белсат

Старый ловчицкий мизар около мечети. Фото – Василий Молчанов/Белсат

Фото – Василий Молчанов/Белсат
Паулина Валиш/ТП, belsat.eu