Второе рождение пластунов ч. 1

Николай Мринский
Уже задавали вопрос - почему второе рождение, а первое? Оно в четырнадцати частях, здесь ч. 1 и далее - http://proza.ru/2018/02/15/1850

О ПЛАСТУНАХ-КУБАНЦАХ. СТО ЛЕТ РАТНОГО ПУТИ.

А всё-таки кто-то первый
С земли поднимался в атаку,
А всё-таки кто-то первый
Огонь на себя вызывал,
А всё-таки кто-то первый
Бросался под чёрные танки
И первый на взятых высотах
Простреленный флаг поднимал.
Герой труда Кубани, поэт, ветеран ВОв, К.А. Обойщиков.

Прошло время, вспомнилось в лихую годину. Ещё в 1936 г. в связи с возникновением опасности агрессии со стороны Германии были сняты ограничения на службу казачества в рядах Красной армии. В соответствии с приказом Наркома обороны К.Е. Ворошилова № 67 от 23 апреля 1936 г. некоторые кавдивизии стали именоваться ещё и казачьими. Уже в суровые и грозные годы Великой Отечественной войны (ВОв) казаков-пластунов снова призвали на военную фронтовую службу из числа тех, кто не эмигрировал за границу и выжил после жестоких преследований новой власти и они, как и прежде, покрыли себя неувядаемой славой. Отдельные казачьи батальоны, полки стали по традиции носить название «пластунские». В их числе оказалась и Краснодарская пластунская стрелковая дивизия, которую называли ещё «личным резервом Сталина». После освобождения Краснодара и большей части Кубани от румын, немцев и прочей нечисти краевой комитет ВКП (б) и краевой исполком народных депутатов обратились в Ставку Верховного Главнокомандования с предложением о формировании пластунского соединения на ополченческой основе. СВГ одобрила эту инициативу и уже 23 июля 1943 г. крайком ВКП (б) принял постановление «О формировании Кубанской пластунской дивизии из ресурсов Краснодарского края» (протокол № 146, п. 163). Добровольцев было много и среди них нашли своё место казаки-ветераны 1-й Мировой и русско-японской войн, молодёжь, комсомольцы, участники партизанского движения в период немецкой оккупации Краснодарского края. 3 сентября 1943 г. 9-я Кавказская горнострелковая дивизия, на базе которой создавалась пластунская дивизия, была выведена с фронта в район Краснодара.

Дивизия переформировывалась по особым штатам и получила новое наименование 9-й пластунской Краснодарской Краснознамённой ордена Красной Звезды дивизии. Её командиром, с июля 1943 г. и до конца войны был полковник (с 14. 10. 1943 г. - ген.-майор, награжден 6 боевыми орденами) П.И. Метальников, начальником штаба А.И. Фёдоров. На самом деле история этой дивизии берёт своё начало ещё в годы Гражданской войны. По приказу из Москвы в Курске был сформирован Военно-революционный полевой штаб во главе с полковником русской армии В.П. Глаголевым и комиссарами М.С. Богдановым и Н.П. Вишневецким. Группа красных добровольческих войск, разрозненных красногвардейских и партизанских сил именовалась Курским отрядом. 27 апреля 1918 г. штаб отряда получил распоряжение Высшего военного совета развернуться в дивизию в составе 18-ти пехотных батальонов, 4-х конных сотен, 17-ти батарей, инженерной команды и других спецподразделений - всего до 25 тыс. чел. и 5 тыс. лошадей. Таким образом, 20 июля соединение получило наименование - 1-я Курская пехотная дивизия. 12 октября 1918 г. приказом РВС она была переименована в 9-ю стрелковую дивизию (из пяти полков) и участвовала в боевых действиях на Украине, Кубани и в Закавказье. После нескольких реорганизаций 22 марта 1936 г. за заслуги в Гражданской войне дивизия была награждена орденом Красной Звезды и стала называться 9-й Кавказской горнострелковой. В начале ВОв горные стрелки в составе 46-й армии охраняли советско-турецкую границу и Черноморское побережье.

Затем до декабря 1942 г. дивизия выполняла задачи по охране побережья и сухопутной границы в районе Поти-Батуми в составе 40-го стрелкового корпуса и позже 46-й армии ЗКФ (Закавказского фронта). Летом 1942 г. немецкие войска вышли к горным перевалам Кавказа. В направлении Туапсе-Сухуми наступал 49-й горнострелковый корпус. В середине августа горные стрелки 1-й дивизии "Эдельвейс" вышли к Клухорскому перевалу в 100 км от Сухуми. Вся Черноморская группа наших войск оказалась под угрозой окружения. Немцы атаковали батальон 394 сд, державший оборону перевала и в случае его захвата становилась бессмысленной ещё начавшаяся защита перевалов в районе Туапсе-Горячего Ключа. 20 августа по приказу командующего 46-й армией ген.-л-нта К.Н. Леселидзе 121-й горнострелковый полк и 1-й дивизион 256-го артполка 9-й дивизии полковника М.В. Евстигнеева были переброшены из Батуми в Сухуми по железной дороге и морем.

В БОЯХ С ЧАСТЯМИ ВЕРМАХТА

В пункт назначения прибыли первыми артиллеристы. Навьючив горные орудия на лошадей, они немедленно двинулись к перевалу. Преодолев 75 км узкой извилистой горной дороги, местами похожей на тропу. артиллеристы подтянулись к перевалу, вступая в бой по частям, по мере прибытия орудий и расчётов. В это время оборону держали курсанты Сухумского пехотного училища, брошенные на помощь гибнущему батальону 394-й сд. Курсанты дрались героически, но удержать перевал без помощи подкрепления не смогли бы. С позиций у села Гвандра артиллерия картечью накрыла горных егерей, накапливавшихся для решающего броска. Отборные гитлеровские вояки были сметены с карниза в бурную речку. Под прикрытием массированного пулемётного огня егеря снова перешли в атаку и сумели ворваться в село. Батареи и отдельные орудийные расчёты дрались в окружении, но не дали противнику овладеть перевалом.

Прямой наводкой по альпийским стрелкам бил расчёт сержанта М.И. Яхина в составе наводчика М.Д. Романенко, заряжающего А.В. Макарова, правИльного В.А. Пахомова и ездовых Г.К. Черняка и С. Мамедова. Под огнём был и КП дивизиона, командир которого капитан М.И. Калинин получил тяжёлое ранение. На рассвете на фоне шума боя откуда-то снизу послышалось грозное "Ура!". Это подошла передовая рота горных стрелков 121-го полка во главе со старшим лейтенантом И.И. Табакиным. По мере подхода подразделений в бой втягивался весь горнострелковый полк. Огневой контакт не раз переходил в рукопашные схватки. Смертельное ранение получил комполка майор И.И. Аршава (награждён орденом Ленина посмертно). Тяжело был ранен начштаба полка капитан А.К. Кожемякин. Боевой пыл немцев был сломлен. Хотя ожесточённые бои продолжались до середины октября. Полк перевал удержал и ему 13 декабря за доблесть был вручен орден Красного Знамени. Линия фронта стабилизировалась. Помог и выпавший во второй половине сентября глубокий снег, сделавший горные проходы неприступными. 29 ноября 1942 г. по решению Ставки 9-я горнострелковая дивизия (гсд)в составе 46-й армии передавалась в Черноморскую группу ЗКФ. Переброска личного состава, техники и вооружения осуществлялась по железной дороге и морем - на крейсере "Красный Крым" и транспортах "Красная Кубань" и "Дмитров". Из Туапсе дивизия переместилась в пос. Лазаревское и стала готовиться к предстоящим боевым действиям. Общий замысел командования заключался в освобождении Краснодара с отвлекающим ударом несколько восточнее - на Майкоп через Апшеронск-Хадыженск.

Именно этот отвлекающий удар должна была нанести 9-я гсд. 29 декабря 1942 г. начался 110 км переход из Лазаревского по перевалу Хакуч (Грачевский) в долину реки Пшехи. Перевал был засыпан снегом по пояс. Стрелки помогали тракторам тащить орудия, вытаскивали застрявшие в снегу повозки с боеприпасами и продовольствием. Только 6 января 1943 г. дивизия спустилась в долину р. Пшехи и подошла к горе Оплепен. Там уже пятый месяц шли тяжёлые бои. Наступление 9-й гсд и 818-го сп 31-й сд намечалось на рассвете 13 января, однако немцы упредили наших бойцов, обрушив мощный шквал губительного огня из всех видов оружия. Наступление перенесли на сутки, чтобы убрать убитых и раненых. Но в ходе последующей атаки продвинуться удалось лишь на 700 м. На снегу остались лежать 800 погибших. Ещё несколько дней воины 9-й и 31-й дивизий вели безуспешные атаки укреплённых высот противника, проявляя чудеса храбрости и неся потери. Снегопады в горах закончились, но морозы доходили до 20 градусов. Вечером, 19 января, после перегруппировки сил 1329-й и 193-й горнострелковые полки, прижимаясь к подножию плато Лагонаки, начали обходное движение двумя параллельными маршрутами по азимуту в тыл вражеской группировки, оборонявшейся на высотах Шапка и Жёлтая. В ходе ожесточённых столкновений с отступающими захватчиками линия их обороны этом участке была полностью сокрушена. 25-26 января части дивизии освободили станицы Самурскую, Ширванскую и в составе войск 46-й армии вышли на Кубанскую равнину. 9-я гсд наступала по долине р. Пшехи и 29 января на станции Белореченская захватила эшелоны противника с военным имуществом.

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2020/04/29/62