Запись пятьдесят седьмая. Этот город опустел...

Нина Левина
13.12.2003 Сегодня ночью умерла Галина Ивановна Вершинина, та наша гостья, которой я почти год назад подарила малахитовое колье в благодарность за прекрасный вечер.
Умерла от рака груди.
Она тогда уже была в парике, но я подумала, что она "прикалывается" - работает ведь в Драмтеатре, а потом сказали, что у нее была операция, и она прошла курс химиотерапии. Вот, ушла. Прекраснейшая женщина. Поэтесса и сказительница. В среду будет панихида.

19.12.2003 …был «Автограф», посвященный Галине Вершининой. Нина Фёдоровна  и  Галина Васильевна Небараковская были с нею очень дружны.
Умерла в хосписе. На Вершинина открыли это заведение. Галина Васильевна была у нее незадолго до смерти.  Ей было 55 лет.
На вечер наш пришла работница из отдела кадров Драмтеатра, наверное – подруга. Рассказала про неё и нас благодарила. «Она тогда пришла после того вечера, смеётся, счастливая, рассказывает: «И слушали, и вопросы задавали, и читать стихи просили, и даже бусы подарили…».
По правде, после вечера мне немножко жаль было своего порыва – как-то казалось: я –то всем сердцем потянулась, а она даже книжки своей не подарила, и в гости не пришла, хотя кивала согласно, когда я приглашала.
А оказывается – ей не до меня было: операция, химия… До новых ли тут знакомств! Но раз так все сложилось – я довольна, что доставила ей радость.
 
Все говорили о необыкновенности ее. И мне она так запомнилась - талантливейшая, скромнейшая, интереснейшая женщина. Ее стихи – такие напевные, такие русские, такие искренние. Она жила, как пела. Потому и была так желанна всем, кто её узнавал. И в то же время – такое в себя неверие. Как долго ее уговаривали придти к нам, как она боялась – мол, ну что, с чем я приду, что это за стихи! Небараковская Г.В. сказала: «Она, как перед прыжком в воду,  тогда у нас воздуху набрала, и ее понесло».
Жалко-жалко! Я её ждала – вот ещё придёт…

26.12.2003 …на "Автографе" встреча Нового года и тема: «Предсказания, пророчества…» 
Ольга пришла с гладкой прической, серым лицом. Я: «Что-то О.Г. сегодня на себя не похожа». Рядом Анатолий Киприянович: «Она вчера похоронила…». Не поняла - то ли бывшего мужа... В общем, оживления предпраздничного не было.
Шли к остановке, с нами Нина Фёдоровна – жаловалась, что не дают в Белом доме  денег на сборник «Антология томских поэтов». Кречетова спрашивает: «Зачем 300 поэтов? Оставьте 100, мы выделим». Н.Ф. ей – «Дайте мне хотя бы на треть сборника, остальные я у спонсоров займу»...
Она уже 4 года с этой идеей возится – издать сборник томских поэтов. Сначала  идея (у нее, я очень к этому отрицательно отнеслась) – издать стихи о Томске. Потом вот вылилось – всех томичей и тех, кто в Томске родился и о Томске писал стихи. Набралось 300 человек.
Деньги нужны кошмарные. Она туда еще фотографии старого Томска хочет вставить. Книга тянет по себестоимости на 500 р., с накрутками – все 800, и намерения издать 1000 экз., т.е. нужно почти 1000000 руб.
Кто ей даст, когда она не является специалистом в этом деле? Я ей: «Ну и оставьте 100 человек. Зачем всех-то помещать – и наших вот… Ведь уровень-то! Взять Светлану Александровну или Галину Сергеевну… Михаилу Андрееву, думаю, совсем не почетно среди такой публики находиться. Ну, хорошие люди, но это же не значит, что их дилетантские стихи публиковать в книге исторического значения – к 400-летнему юбилею города издаваемой». И чтобы усугубить свое неприятие этой идеи, добавила: «Я бы и Женины стихи туда не помещала».

А на самом деле - такая «Антология» должна содержать стихи уже публикующихся авторов, в идеале - членов Союза писателей: всё же какой-никакой знак качества. Или хотя бы издавших книги. А то ведь она собирает  стихи чуть ли не по многотиражкам. Мне ее стало даже жалко. Она так добросовестно тянет взваленный на себя воз – собрать всех поэтов под одной крышей, только, к сожалению, это можно издать только на собственные деньги, не иначе. Или надо быть очень признанным авторитетом в поэтическом ведении, критиком...
Но с её энергией, возможно, и издаст.

***
Всё, не будет больше встреч,
Телефонных разговоров.
Для себя хочу сберечь
Всё, что было. Этот город
Опустел, осиротел,
Тишина в нем и просторы.
Я когда-то так хотел,
Чтоб утихли наши споры,
Чтобы не было войны,
Чтобы недопониманье
Рассосалось до весны…
Вот такие три желанья.
А теперь, что говорить
И кого винить, не знаю.
Всё, конечно, может быть,
Только я не понимаю.
Тут и дело не в мозгах,
(вроде тупостью не связан)
За неверие в словах
Я неверием наказан.

Всё прошло, куда деваться!
Только сколько еще лет
Мне ночами просыпаться
С мыслью:
«Васьки больше нет».

Сентябрь 2005