Тайпы и древние кланы мастеров

Хасан Бакаев
Это всего лишь гипотеза. Но тайна происхождения чеченских тайпов до сих пор не разгадана и, возможно, наше мнение в какой-то мере послужит ее разгадке.

Сегодня, благодаря трудам М. Мамакаева, С.-М. Хасиева, Я. Чеснова и других этнологов можно с уверенностью говорить о том, что чеченский тайп не является кровнородственным объединением, ведущим свое происхождение от одного общего предка. Но тогда что это такое – чеченский тайп? По каким признакам когда-то давным-давно наши предки объединились в сообщества – Варандой, Терлой, Беной, Гендергеной, Нашхой, Дишни, Билтой, Тумсой и т.д.? По признаку общего местожительства? Возможно. В чеченской тайповой номенклатуре обнаруживаются названия, явно составленные по территориальному (географическому) признаку. Например, БугIарой (бугI аре «бычья долина»), Мазархой (маз аре – «медоносная долина»), Мужахой (муж – «теплый источник»), Харахой и Харачой (хара – «пещера»), Хильдехьарой («пришедшие из-за реки»), Хьачарой (хьач аре – «сливовая долина»), Хихой («водники», «живущие у воды»), Шарой (ша – «ледник»), ЧIарамхой («живущие у рыбного озера») и т.д.

Однако наше внимание привлекают тайповые названия, составленные по производственному (профессиональному) признаку, по обозначению ремесел. Приведем некоторые примеры: Ачалой («железа люди», «люди, производящие железо»), Пхьарчой («кузнецы»), Нихалой («производители браги»), Пешхой («печники»), Дзумсой («производители двухколесных телег»), Хой («стражники», «охранники», «хранители»), Гилой «те, кто разводят верховых, боевых коней»), Сиркхой («мастера по эмали»), Чархой («токари», «станочники»), Шуоной («производители подносов, блюд»), ГIалай («строители жилых башен, дворцов»), БIавлой («строители боевых башен, замков»), Чармой («кадушечники, бондари») и т.д.

Создается впечатление, что в древности у чеченцев существовали ремесленные кланы, напоминающие средневековые европейские цеховые объединения. Однако больше типологического сходства у чеченских тайпов обнаруживается с древними хурритскими «димту» – этим словом обозначались башни, вокруг которых группировались различные ремесленные кланы, возглавляемые своими старейшинами и пользовавшиеся широкой автономией в рамках государства. Примечательно, что и у чеченцев бытует убежденность, что у каждого тайпа должна быть родовая гора и родовая башня, замок. Судя по «профессиональным» тайповым названиям, древние нахи обладали очень развитым и специализированным ремесленным производством, что в целом совпадает с богатейшей материальной культурой кобанских племен – предков вайнахов.

Однако необходимо рассмотреть еще один аспект этой проблемы. Суфийские братства (вирды) носят названия, составленные из тех или иных видов ремесел («ткачи», «плотники» «парфюмеры», «кузнецы», «чеканщики» и т.д.), и это обстоятельство дает нам еще одно направление для типологических сопоставлений. Нельзя исключать, что и чеченское «некъе» (сегмент тайпа, его элемент, буквально «путь») каким-то образом связано с суфийским термином «путь», которым обозначается школа того или иного посвященного устаза (учителя, наставника).

Суммируя сказанное, можно выдвинуть предположение, что генезис и тайпов, и вирдов, несмотря на разное социальное содержание этих ассоциаций, уходит в те времена, когда в жизни древних обществ лидирующее место занимали закрытые кланы мастеров, освоивших тонкости тех или иных ремесел и объединяемых в единое сообщество не только материальными интересами, но и специфическими обрядами. И названия профессий сохранились за этими кланами даже тогда, когда их функции вышли за узкие рамки той или иной ремесленной специализации и приобрели социальную (тайпы) и религиозную (вирды) значимость. Все это указывает на то, что чеченская тайповая система представляет собой очень древнее, и при этом весьма сложное явление, далеко выходящее за рамки классического понимания родоплеменных отношений.

Разумеется, говоря о тайпах мы должны помнить, что они гораздо древнее вирдов, поскольку суфизм проник в чеченское общество сравнительно недавно – в конце XVIII столетия, тогда как тайпы – явление глубокой древности, что мы видели на примере хурритских «димту». Остается добавить, что термин «тайп», по всей видимости, имеет сугубо нахское происхождение и тесно связан с аналогично звучащим чеченским словом тайп – «тип», «вид», «разновидность».