Поездка на Балканы в 1989 году

Фёдор Киприянович Чернов
Давнее посещение двух балканских стран врезалось мне в память. И не только природа и культурные особенности впечатлили. Ещё и политическая обстановка того времени. В нашей стране провозгласили перестройку, гласность, обновление социализма.

В Румынии же президент Чаушеску не хотел ничего менять. Культ его личности культивировался везде. В Национальном историческом музее висели сплошь портреты главы государства, то одного, то вместе с супругой. Была даже картина в виде иконы со свечой перед ней.

Нечто похожее, только не так резко, наблюдалось в Болгарии. Через два месяца произойдёт переворот в Болгарии, Тодора Живкова, правившего государством 35 лет, отстранят от власти. Ему ещё повезло: побывал только под домашним арестом с 1990 по 1996 годы. А Чаушеску восставшие убьют вместе с женой в декабре того же года.

Потом, когда я вернулся на Родину, то отдал в местную газету статью, в которой предсказал свержение режимов в этих странах. Редактор откажется её публиковать. Лишь позже, когда моё предсказание сбудется, статью опубликуют в областной молодёжке. Тогда я, как и большинство граждан нашей страны, не знал, что перестройка превратится в катастройку, и мы окажемся в капиталистическом государстве. Передаю записи из дневника.

«Начало сентября. Наконец-то я увидел море! Купаться, плавать в нём – удовольствие! Почему его назвали Чёрным? Издалека оно синеватое или белёсое, вблизи – прозрачно-зелёное. Приграничный город Русе, по сравнению с бедной Румынией, показался воплощением коммунистического изобилия. Магазины полны продуктами, разнообразной парфюмерией и прочими товарами. Многие названия понятны, некоторые интересно разгадывать, находить связи. Например, сосна по-болгарски – «бор».

Правда, в этом райском уголке женщину из нашей группы на следующий день обворовали. Паспорт потом вернули (сообщники задержанной подкинули его в ресторане), а деньги (30 рублей) – нет.

Ночи здесь как чёрный бархат, по которому рассыпаны жемчужины – большие звёзды. Звенят цикады, словно птицы поют.

8 сентября. София. Рванул один в Национальный исторический музей. Так заворожили меня экспонаты, что пропустил посещение группой мавзолея Георгия Димитрова. Теперь его уже нет. Но меня это не расстроило. На 1 этаже музея сразу обращают на себя внимание античные мраморные статуи, остатки колонн. Амфоры. Различные сосуды VI – XII веков до нашей эры.

Самое яркое впечатление ждёт на втором этаже. Картина начала 19 века Христо Димитриева «Христос». Завораживает. Лицо Иисуса – воплощение духовности. Оно выплывает из мрака, струит мягкий свет, раздвигая тьму. В очах его – скорбь великая и твёрдая надежда на спасение. Взгляд, проникающий в сердце, всепонимающий, призывающий отречься от суетности, возвышающий душу, прощающий. Загадочный.

Долго не мог оторваться от шедевра. Искусно вырисованы все детали, складки золотисто-багряной одежды. В его Лике – понимание трагичности Бытия и умиротворение. В руке книга, на которой – слова: «Будьте как я кротки и успокоятся души ваши».

9 сентября. Были с Михаилом Денисовичем (сорокалетний мужчина из нашей группы) на демонстрации. Затесались в колонну. Прошагали вместе с ликующими болгарами по центральной площади. Видели на трибуне главу компартии и государства Тодора Живкова. Потом пошли к Дворцу спорта, там как раз работали фонтаны – красотища!

15ч 07мин. Вернулись из поездки в музей «Земята и хората» («Земля и люди»). Обилие интересных минеральных камней. В том числе огромных размеров: кусок кварца в 525 кг, такой же кусок стекла. Драгоценные камни: твёрдые топазы розового, золотистого, фиолетового, бледно-голубого цвета, хрупкие аметисты – синие и красно-фиолетовые. Зелёные с золотистым оттенком хризолиты. Бериллы, нефриты, рубины, изумруды… Особенно великолепны отшлифованные срезы агатов, подобные изумительным акварелям – абстракционизм природы.

Вечером полюбовались у Дворца культуры фонтанами с разноцветной подсветкой из-под воды. Великолепное зрелище.

10 сентября. Посетили службу в храме Александра Невского. Величественный спектакль. Внутри всё сверкает, множество фресок. Прекрасные голоса у певчих.

Побывали в храме святого Николая – прямо истинно русская церковь небольших размеров.

Нестинары. Свозили нашу группу на лоно природы поглядеть на нестинаров – танцоров на углях. Явление это идёт из глубины веков. Если не тысячелетий. Разводят большой костёр. Когда всё прогорает, пламя утихает, тщательно выравнивают мерцающие угли. Затем на них под болгарскую мелодию босые танцоры начинают исполнять ритуальный танец. Зрелище впечатляет!» Нестинарство сохранилось с древнейших времён, оно практиковалось ещё фракийцами, проживавшими в незапамятные времена на Балканах. Видимо, тут используется самогипноз. Нестинаров всегда считали ясновидящими.

Кроме нестинаров выступали ещё российские танцоры, не на углях, правда, а в стороне от кострища. Не знаю, как сейчас обстоят дела с межкультурным сотрудничеством, а тогда русские, советские артисты часто приезжали в братскую, как тогда называли, страну.

К сожалению, после развала социалистической системы руководство Болгарии и многие СМИ этой страны преуспели во враждебной политике по отношению к нашей стране. Но хотелось бы думать, что большинство болгар сохранили доброе отношение к России. «Друг» в болгарском языке (как и в древнерусском) означает «другой», а русскому понятию «друг» соответствует болгарское «приятел». Хочется, чтобы болгарин и русский видели друг в друге приятелей, а не просто других людей.