Со слезами на глазах

Ольга Кудряшова-Кашникова
 

Этой песней Лев Лещенко в конце 70-х годов обратил внимание и поднял уважение к здравствующим ещё в то время участникам войны, живущим среди нас неприметным героям сражений и тыла. В советской общественной пропаганде, конечно, было много победных реляций о героизме и мужестве,  от мала до велика всем известны были широко освещаемые подвиги, имена,  независимо от возраста. У нас в школе (да и не только в нашей, это было массово) в пионерской комнате целый огромный стенд был посвящён «пионерам-героям»; у всех в головах (разбуди ночью – отрапортуют без запинки) стояли фамилии молодогвардейцев, в их честь назывались пионерлагеря, улицы городов и селений, разные народнохозяйственные объекты.

Всё это было, да, и мы воспитывались в уважении к «подвигу советского народа на полях сражений Великой Отечественной войны»,  это было свято. Никто не спорил и не опровергал, всё верно, потому что не исходило только из пропагандистских концепций, обычно основанных на высосанных из пальца фактах; нет, в данном случае отражало настроения народа, самых его глубин. Ведь самое главное - это не то, что вещали и вещают со всех высоких трибун и из каждого утюга; помимо искусственно создаваемого общественного мнения и пропаганды властей в любом обществе существует иная сфера мнений, отражающая истинные настроения людей, их суждения, разочарования, мечты и надежды.

Война была очень непростым, тяжелым испытанием в первую очередь для каждой семьи. У каждого человека, его родных и близких была своя история войны, свои, уникальные с ней отношения. И в нашей семье тоже. Мои родители незадолго до войны отучились в  школах, мама успела получить диплом после окончания педагогического училища и даже начала работать, а папа уже во время войны закончил ускоренный курс артиллерийского училища, эвакуированного в наш город, и был направлен на 2-ой Украинский фронт, непосредственно  в театр военных действий во второй половине войны.

Также мы знали о том, где воевали мои дядья –родные мамины и папины братья (семьи в те времена были большими, родни было много), а знали про  двоюродных тёть и дядьёв – где  служили или работали на нужды фронта. Младшему маминому брату, Леониду Николаевичу, 16 лет исполнилось уже в конце войны, и его, совсем ещё ребёнка, мобилизовали и отправили на фронт! Уже много лет спустя, когда мой дядя  был  глубоким стариком, а у меня родился первый внук,я училась в автошколе для получения прав вождения, и дядя Лёня упомянул как-то, что не смог в мирной жизни водить машину, хотя и покупал. «В танке было проще – смотришь в щёлочку и прёшь по пересечённой местности, никаких ПДД не соблюдаешь!» Вот так взрослели дети войны.

Никто не похвалялся своим участием, мы просто знали факты из жизни нашей родни во время войны, обыденно, как и во время мирной жизни. Это была активная   семейная история, в которой каждый  прямо или косвенно принимал живое участие.

9 мая было тихим семейным праздником. Пили чай, вспоминали события, пересказывали уже известные факты, радовались мирной жизни. Конечно, на уровне пропаганды страна тоже  праздновала, и это было одно из немногих, в чём мы были с ней согласны. И песня в исполнении Лещенко о празднике со слезами на глазах в своё время попала в точку, соединила в одном настроении народ и пропаганду. И то, что она стала звучать из каждого утюга, причём долгие годы на 9 мая, никого не смущало, народ подпевал радостно.
 
А уже после, десятилетия спустя, единый порыв по команде сверху получил неожиданную реализацию. Массы стали вытаскивать драгоценные дедовские портреты из старых альбомов и ходить с ними в колоннах, как на октябрьских-первомайких демонстрациях времён СССР,  главное – чтоб как все. Но что знают идущие в этой массовке о жившем когда-то человеке, личности, фото которых они несут? Хорошо, если когда-нибудь кто-то из старших рассказывал историю  родного человека,  что о нём известно в семье. Ещё лучше, если идущий в колонне хоть чуточку расскажет о своём предке своим детям, исходя из личного побуждения, в домашней обстановке. Лелеять и  поддерживать семейные традиции - задача старших родителей, их внутренние побуждения, как зрелых людей. 

К чему был этот пост, такое пространное многобуквие?

А к тому. С утра пораньше в мой почтовый ящик посыпался вал массовой пропаганды и агитации, которую я не приемлю всей душой. «Передай этот огонь (знамя, лайк, привет – вариантов море) дальше и не держи у себя на странице. Пусть все узнают…» Что узнают? И из каких достоверных источников? Вот  что-то подсказывает мне, что при огромных возможностях интернета полезных знаний массы стали получать всё меньше и меньше. Ведь для полноценного усвоения знания впридачу к рекламе ещё и голова нужна. А реклама для содержимого головы,  для работы мозга не нужна совсем, особенно в том виде, в каком она сейчас льется отовсюду.

Помню, люблю, уважаю мужество и стойкость всех, перенёсших испытание скорбью, тяготами,нуждой, даже ужасами военных лет - и в театрах военных действий, и в тылу.

Молю Бога о даровании мира и стремления к миру в сердце каждого человека живущего.

Никогда больше.

А это истории моей семьи, моих родителей, участников войны.
 
Написаны давно по велению души и сердца, не к датам и не к праздникам.

http://proza.ru/2015/05/10/1673

http://proza.ru/2019/05/17/8