У войны не женское лицо

Рена Жуманова
       Листаешь буклет. Приятных тонов обложка, хорошая бумага, тексты на двух языках и -  фотографии. Много старых фотографий. Рассматривая эти нечеткие изображения, невольно ощущаешь учащенное биение сердца, волнение и … благоговение. А на одной из заключительных страниц останавливаешься и надолго замираешь. Ибо здесь - исторический памятник, имеющий значение для тебя лично...
        В музее истории города Кокшетау в канун 70-летия Победы в рамках проекта «Подвиг женщин в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.» проходит фотовыставка «У войны не женское лицо». Приуроченная к празднованию 8 Марта, выставка завершает свой показ в преддверии Наурыз мейрамы. Через городские официальные газеты музей обратился к горожанам с просьбой принести фотографии и рассказать историю жизни своих прабабушек, бабушек, матерей, дальних и близких родственниц, воевавших на фронте, участвовавших в партизанском движении или работавших в тылу. Фотографии выставки были дополнительно оформлены в виде цветной брошюрки, торжественно врученной всем тем, кто пришел на открытие.
      Незнакомые и знакомые лица, среди которых преобладают труженицы секретного  621-го завода, работавшего на оборону и основанного на базе эвакуированного Подольского завода швейных машинок и нашего Приборостроительного. Есть и работницы госпиталя, и сельские труженицы, и интеллигенция. Вот Элла Брониславовна Вавровская, бессменная почетная пионервожатая, когда-то принимавшая нас в пионеры. Мария Петровна Смирнова-Кухарская, имя которой известно  каждому кокчетавцу.
        А вот и фото, на котором задерживаешь внимание дольше, чем на других. Это моя бабушка, Самсонова Александра Михайловна, учитель математики и директор СШ №2 в период 1941-1943 гг. О ней, как о директоре  моей школы, впервые я услышала где-то в классе шестом, когда географию у нас начала преподавать Людмила Сергеевна Устинова (в девичестве – Карпова).  Было неловко, когда она, привлекая внимание класса к моей скромной персоне, своим звучным низким голосом говорила о  бабушке и строго спрашивала, знаю ли я о ней. Я честно отвечала, что знала лишь об учительской работе Александры Михайловны, а об ее директорстве слышу впервые. Одноклассники с любопытством поглядывали в мою сторону, а Людмила Сергеевна впоследствии еще не раз добрым словом вспомнила Александру Самсонову. Ибо мама Людмилы Сергеевны — Зоя Степановна Карпова, учительница литературы и русского языка, жила по соседству,  и их с моей бабушкой связывали теплые дружеские отношения.
        Александра Михайловна незримо присутствует в нашей семейной истории, в маминых рассказах, в письмах-треугольниках, в нескольких фотокарточках, одна из которых оказалась на этой замечательной фотовыставке. Так уж распорядилась судьба, что свою вторую половину и недолгое семейное счастье обрела Шура Самсонова вдали от родных поволжских степей, в наших Сары-Аркинских лесостепях. В Петропавловске, куда приехала по направлению, познакомилась с симпатичным слушателем курсов Совпартшколы, где вела уроки математики. Так и оказалась в Кокчетаве, родном городе моего деда Сейтжана Елеусызова, отца мамы, учителя-историка и руководителя нескольких кокшетауских учреждений культуры и образования, среди которых – крепко стоящие на ногах казахский педагогический колледж и областная  универсальная научная библиотека.
      Директор педучилища Сейтжан Елеусызов был призван в ряды РККА в первые месяцы войны. На руках у Шуры осталось трое детей, в тот момент – в возрасте от годика до шести лет. Мама изредка рассказывает о том, как сидели они с братишкой Леоном дома в ожидании возвращения из школы обожаемой старшей сестры Розы. Александра Михайловна, будучи директором, допоздна задерживалась на работе, дети ее почти не видели. «А когда Роза приходила, начиналась жизнь», – с улыбкой говорит Инна Сейтжановна. В ее воспоминаниях оживает давно снесенный деревянный дом на углу Советской и Куйбышева. Большая печь, скудный рацион, основу которого составляли картошка, капуста и хлеб, школьные льготные обеды для детей офицерского состава в самом конце войны, посылки от отца с трофейными отрезами тканей из поверженной Германии… Неизменные домашние спектакли и концерты для усталой, но бодрой мамы, чтение за круглым столом по вечерам. Возвращение папы, который казался чужим и незнакомым….
      Демобилизован старший лейтенант Елеусызов был в 1946-м году. А в 1947-м его «милого друга Шуры» уже не стало. Ей было всего сорок лет. Она смотрит на нас, неведомых ей внуков и правнуков, со страниц семейного альбома и с увеличенной фотокопии в музее, хранящем историю нашего города….



"Акмолинские вести", №11 (214), 19.03.2015 г.