Народ мокша. Историческое упоминание

Марьша
      На фото:мокшане в национальных костюмах.

Поскольку народ МОКША имеет древнюю историю, то об этом народе, естественно, имеется информация из разных  исторических источников:

1.Под 980 г. в «Повести временных лет» сказано: «И нача княжити Володимеръ въ Кыеве единъ, и постави кумиры на хълме, въне двора теремьнаго: Перуна древняна, а главу его сьребряну, а усъ злать, и Хърса и Дажьбога и Стрибога и Сьмарьгла и Мокошь. И жьряху им наричюще я богы... на томь хълме ныне цьркы святаго Василия есть якоже последи съкажемъ. Мы же на предьнее възвратимся.
 
БЕЛОРУССКАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ  ГАЗЕТА «СЕКРЕТНЫЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ». Вадим Ростов, с 1998 года - главный редактор и соиздатель, журналист и писатель:
Откуда взялось слово «москали»? Это название великороссов (ставшее по непонятным причинам «пренебрежительным») обычно производят от слова «Москва» и связывают с термином «московиты» - так себя до времен Петра Первого именовали жители Московии.
Однако это неверно, потому что слово "МОСКАЛИ" существовало ЗАДОЛГО до того, как возвысилась Москва. Анализ исторических документов привел  к выводу, что "МОСКАЛИ" — это чуть искаженное название мордовского народа МОКША (МОКСЕЛЬ) – как раз и проживавшего исторически на территории нынешней Московской области. Коренное население Москвы-финский народ мокша.Впервые о «москалях», как именно о мордовско - финском НАРОДЕ, упоминается в ЛЕТОПИСЯХ  в связи с событиями 980-х годов, когда князь Владимир установил в Киеве обновленный пантеон русских языческих богов, а именно:
Перуна – готского (шведского) громовержца, производного от римского Перкусиоса (громовержца Юпитера),
Дажьбога и Стрибога – чисто славянских идолов,
Хорса и Смаргла – скифско-иранских богов, почитаемых также местными тюрками,
и Мокощь – богини в виде женщины-паука, главного божества племени МОКОШ, или МОКСА.               

2.http://www.hist.msu.ru › Etext › rubruk,  Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрук в лето Благости 1253. Послание Вильгельма де Рубрук Людовику IХ, королю французскому.ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ -16:О стране Сартаха и об ее народах.
Эта страна за Танаидом (Википедия:Северский Донец) очень красива и имеет реки и леса. К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно:
МОКСЕЛЬ (МОКША), не имеющие никакого закона, чистые язычники (ПОКЛОНЯЮТСЯ ПРИРОДНЫМ СТИХИЯМ). Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их ГОСУДАРЬ и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому  МОКСЕЛЬ-МОКША очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства Татар.

Сзади них живут другие, именуемые МЕРДАС, которых Латины называют Мердинис, и они – Саррацины (мусульмане). За ними находится Этилия*.
(Примечание : Moksel - МОКША; Merdas – МОРДВА).

ГЛАВА СЕДЬМАЯ-7: О животных, которыми они (татары) питаются; об их одежде и об их охоте.
Об одеяниях и платье их знайте, что из Катайи и других восточных стран, а также из Персии и других южных стран им доставляют шелковые и золотые материи, а также ткани из хлопчатой бумаги, в которые они одеваются летом.

Из Руссии, из МОКСЕЛЯ  (Maxel), из великой Булгарии и Паскатира, то есть великой Венгрии, из Керкиса (все эти страны лежат к северу и полны лесов) и из многих других стран с северной стороны, которые им повинуются, им привозят дорогие меха разного рода, которых я никогда не видал в наших странах и в которые они одеваются зимою.
 
3. 1247-1318: Иранский историк и государственный деятель Рашид-ад-Дин в своём сочинении "Джами-ат-таварих" ("Сборник летописей"), которое считается основным источником по политической и социальной истории монголов, отметил, что в год курицы (IX.1236-VIII.1237) сыновья Джучи Бату, Орда и Берке, сын Угетай-каана — Кадан, внук Чагатая — Бури и сын Чингиз-хана Кулькан "занялись войной с МОКШЕЙ, буртасами и арджанами  и в короткое время завладели ими."

4.1267-1268гг.:http://drevlit.ru/index.php (90)Роджер Бэкон, монах францисканского ордена,«удивительный доктор», писал в своём «Великом сочинении», характеризующем обитаемую часть земли: «К северу же от этой земли Тартарской между Танаисом и Этилией живут какие-то народы…. И оба эти народа живут на севере, рядом с полюсом, но более удален от севера народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый МОКСЕЛЬ-МОКША, подчинённый тартарам. И они — язычники, живущие совершенно без закона, города у них нет, но хижины в лесах. ГОСУДАРЬ их и большая часть их были убиты в Польше поляками и алеманнами и богемами. Ведь тартары повели их на войну с поляками. А они во многом поддерживают поляков и алеманнов, надеясь таким образом освободиться с их помощью от тартарского рабства. Если к ним придет купец, тот, в доме которого он первым остановился, должен проявлять заботу о нём столько времени, сколько он желает там пробыть. Ибо так принято в этих местах.
 
За ними к востоку живет некий народ, называемый мердуим, зависимый от тартар. Но они — сарацины, живущие по законам Магомета.»

(Примечание: под термином «моксель» (Moxel) Р. Бэкон понимал мокшу, а под термином «мердуим» (Мегduim) – эрзянское население.(Данное примечание о эрзянском населении - чистый вымысел. СЛОВО "ЭРЗЯ" В ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ  ПОЯВИЛОСЬ
 ЛИШЬ В 1773 ГОДУ.Пока нет исторического подтверждения данному утверждению).

В данных трёх статьях представлены  первые результаты исследования по истории народа "мокша".
Из чего уже можно сделать вывод, что объединение народа "мордва"  и "мокша" является исторической грубой ошибкой!
 А народом "МОКША" воспринимается, как оскорбление.

Из этих же западноевропейских Сочинениях,Посланиях  рассказывается, что был народ МОКША (МОКСЕЛЬ) и был у этого народа ГОСУДАРЬ. А это указывает на то, что было государство у МОКШАНСКОГО  НАРОДА. Ибо без ГОСУДАРЯ не бывает ГОСУДАРСТВА.