Рыцарь в битве при Креси

Родион Вильневецкий
«Врагов не считают, их бьют» (Ф.Ф. Ушаков).


Мой отряд - мое копье*,
Совсем, увы, невелико:
Оруженосец, юный паж,
Стрелка три обликом как кряж!

Все парни с детства мне знакомы,
Тела и души отвагой ведомы,
Их лица пылают горячим задором,
За мною - хоть в пасть дракона!

Я шевалье и преданный вассал,
Мой сюзерен – граф Арманьяк,
Готовит силы для отпора,
Достойно встретить англичан!

Креси  - уютное местечко,
5 лье от моря, обширное поле,
Король Филипп ведет войска,
Победа ждет нас у холма!
Доблестные рыцари, воины-храбрецы
и арбалетчики Генуи впереди!

У рыцарей терпенье порвалось,
Ломая строй, прошли насквозь,
Как трава под ярым дождем,
Арбалетчики легли пластом!

Скорострельность лучников
Англии выше всех похвал,
Небесный мрак и кров,
Закрыла лавина их жал!

Я потерял пажа, оруженосца,
А следом полегли стрелки,
В седле шатаюсь, корча
Лицо от боли, от тоски!

Кровью залита кольчуга,
Справа задето плечо!
Копье осталось на поле,
Меч удержать нелегко!

Подводим горестный итог:
тысяча двести рыцарей,
счет воинов не так строг,
В зловещий мир теней!
Ушли навек, тела сгубив,
Отчий край бездумно подарив!

              ***
Спесь, глупость и надменность,
Злую шутку сыграли с нами,
Воины и рыцари – отчизны оплот,
В тот день остались на поле брани!


Иллюстрация: битва при Креси, миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара, XV в.

Примечание к тексту:

1)копьё — условное обозначение средневековой тактической единицы — небольшой группы, состоявшей из рыцаря, его оруженосцев, мечников, лучников и слуг;

2) кряж (по словарю Ожегова) - толстый, короткий обрубок древесного ствола, чурбан; крепкий, коренастый, а также (перен.) упорный и прижимистый человек (прост.);

3) потери  — в битве у поселка Креси 26 августа 1346 года по разным оценкам у англичан – до 400 человек убитыми и ранеными, у французов и генуэзцев - около 15 тысяч убитыми и ранеными (включая 11 принцев и 1200 рыцарей).