Как дальше быть?

Анатолий Апостолов
                КАК ДАЛЬШЕ БЫТЬ?
                (Сомнологическое  эссе)



                "Пинок Судьбы  —  двигатель  политики"
               
               
                Михаил ВЕЛЛЕР
               
        На краю студёной ойкумены темнеет  быстро и  рано.  Не успеешь позавтракать, как  уже пора готовиться к ужину. Не успеешь  одеться и зашнуровать ботинки, как уже вечер и не имеет смысла идти  гулять на околицу мира.  Чудны дела Твои, Господи, но не понятны  и темны  дела людей. Темна вода  в красивых белоснежных тучах.  Куда стремится по узорам наших снов. по отпечаткам наших чувств и мыслей этот  сомнительно новый  человек, не-до-сотворённый  и не до конца одушевлённый алгоритм? Что ищет  он? Свой новый дом, иную пристань или  новую комфортную тюрьму?  Что можно здесь найти в районе Маточкина Шара, где нет  надежды  и любви, тепла и света? 
         Бесполезно  возмущаться  и молиться там, где краток век, а жизнь  длинна, но не  бесконечна,  где  безрассуден   и случаен акт  деторождения в Царском  Селе, в  Зимнем дворце, в Эрмитаже, на обочине дороги и в кустах,   в лагерных бараках и в семейных общежитиях военных городков. Бесполезно что-то полезное искать   для себя  там,  где  нет ничего —   кроме   настороженных,,  пристальных   глаз и  голых, бетонных стен, зависти, ревности, похоти и взаимной неприязни друг к другу.  Что ищет  в ледяной  пустыне  прежний  советский  человек  под маскою культурного героя?  Зачем ему эта огромная своя-чужая  земля, которая ему не принадлежит? Зачем ему  сегодня  новое величие прежнего  советского  простого, "маленького человека"?  И зачем ему  понадобилась хтоническая угрюмая "богиня трёх дорог" Геката и  что ему мстительная, беспощадная  Гекуба, жена троянского царя Приама? И зачем ему, вчерашнему советскому рабу,  опять нужна великая империя?  Чтобы снова  услышать  весёлые,  бодрые песни, победные марши? Чтобы снова наметить  свой новый крутой маршрут в Никуда, уже давно в Кремле  продуманным  вождём: "И нам улыбается Сталин —  советский простой  человек".
       Слишком безнадёжным выглядит будущее с нашим бесчеловечным кровавым  прошлым. Из таких, как мы,  культурную массу не сделаешь, кроме андроида, не создашь  совершенного  богочеловека  и демиурга не слепишь. Пока мы будем алчной, похотливой массой, будем продолжать обманывать и лгать, мучить и убивать друг друга, смотреть сериалы и вопить на стадионах, нам не переделать   природу человека, не стать катализатором  длительного  процесса перевоспитание и перевоплощение его  героя-демиурга и не изменить  тем самым    мир к лучшему.
      Зачем реконструировать  бодрое, тревожное, жуткое прошлое? Его больше нет— оно утонуло в  озёрах  крови. Впереди кремнистый путь и Чёрная Дорога, а позади —  пропасть. Вспоминать своё вчера — это резать себе вены и  снова залезать в петлю по доброй воле. Кто я? Кто он? И кто они, эти  "идущие  вместе" и впереди с бейсбольными  битами и электрошокерами? И что  это за  храм белеется во мгле?
       Зачем   и для кого     воздвигнут  он,   этот новый храм, где  доживают вдовий век три дряхлые старухи -  Надежда, Вера и Любовь? Пугающе-тоскливо  белеет  он  посреди  угрюмых и безжизненных  пространств, где когда-то  чернели избы деревень  Хлябово, Новогрязново, Терпигорьево и  Свиноедово . Безотрадно выглядит новый храм  изнутри  без царских врат и иконостаса, с блеклыми  иконами  периода  военного и "реального коммунизма", мистического  символизма  и позднего соцреализма. Храм всех религий  и  идеологий,  без службы, без дьякона, без   хора и прихожан. В  нём есть всё необходимое для  тайных таинств и богослужений, а пуст он потому, что в нем  нет, души,  любви и благодати. В нём Бога нет и нет в нём Человека.
      Как навь и сон, как наваждение смотрится эта  бетонная громада — плод бетонно-гипсового зодчества  лихих и грешных, криминальных 90-х  годов среди  болот и чертополоха. Как оказался он здесь  над безднами  моей судьбы и бескрайней вечной мерзлоте?   Как пусто, гулко в нём, как одиноко!  Под сводами  его не чувствуешь защиты, тебя и здесь найдут, найдут, ограбят,  обесчестят,  расленят и пустят "на запчасти".  И не  поможет  тебе Бог и не помогут люди. Недобрая, глухая местность, и белый храм  совсем не к месту.       Говорят,  что он построен  был на деньги проституток, бандитов, наркодельцов и вымогателей-мздоимцев, что он  стал  заброшенным  сразу  же после освящения.  Так  бывает.  Так есть и так  случается  довольно часто.  Как  случилось  и  во времена неистового блюстителя  старой  веры протопопа Аввакума в Московском  государстве  — " много   храмов  стало  на Москве,   не  стало только   крепкой   веры у людей и крестятся  они  щепотью".
     Такие храмы  надо обходить стороной, идя своей дорогой, а я в нем  как-то  глупо очутился, попал в ловушку.   Так  бывает, когда идёшь не той дорогой, стремясь уйти от новой Судьбы. Но от Судьбы и Воздаяния не спрятаться, не скрыться  и не спастись Иисусовой молитвой. Не мы свои  пути определяем, нам   не дано  самим писать   свою историю. Кто-то это делает за нас, пьёт наши жизненные соки, рассматривая нас,   как  ЧЕЛОВЕЧИНУ.  И кто-то   продолжает называть  наш скорбный путь  "верною дорогой". И  кто-то  продолжает утверждать, что свет познаётся через  рассеяние  тьмы,  а верная дорога  ввысь к сияющим вершинам  обязательно  проходит  сквозь чёрную  бездну. Как бы не так!  "Верный путь", указанный  конкистадором, как правило, выводит нас на Черную дорогу,  не спасает, только губит. 
      Спастись поможет только бегство в ночь и в сумрак, но только если  будет  выход... Если он не  будет  кем-то  предусмотрительно  закрыт  снаружи.  Так  бывает в  наши дни.   Для бегства  от абсурда бытия у  современных храмов духа  есть  два запасных выхода (такие были раньше в советских кинотеатрах), один —  направо, другой —  налево. У этого — на все четыре стороны и даже в небо через пристроенный мини-крематорий.  Где окажешься, как сам  решишь, туда  направишься, туда и улетишь.  А там как повезёт, — кем будет  твой   первый встречный, и не проткнёт ли стальной спицей  твоё сердце идущий сзади  единоверец. 
        Кто я?  Откуда я пришёл? Куда иду? Зачем я оказался  в этом храме? Чтобы умереть и превратиться в прах и плыть по воде до самой Керчи?  И тем самым  повторить  эзотерический  маршрут крутого телекиллера и  журналиста?  Ах, если б знать!  И если б знать, что делать и куда бежать...   Но, пока не поздно,   бежать придётся ! Бежать  немедленно! Убьют, лишат души и разберут на части...
        Сначала я пошёл налево и уткнулся  в скотный двор, заполненный   навозной жижей, мой  головной  убор упал в неё и утонул. И я решил  тогда пойти направо  в  сырую ночь по улице разбитых фонарей и непролазной  вязкой глины. Я не прошёл и десяти шагов, как окончательно увяз, как курица в расплавленном  гудроне. Я перестал соображать, потерял память, забыл своё имя   и адрес дома, где живу. Я  не знал,  кого  мне  звать  на помощь и как кричать, чтоб кто-нибудь   услышал  и  вопреки всем  запретам, протянул  мне руку. Я не знал, что дальше делать, как  мне  дальше быть... 
      Одно  я знал, что  так  гнусно жить, как  мы живём, нельзя. Ну сколько можно  лгать, убивать,  обманывать насиловать и грабить?  Доколе? Сколько можно?
       И даже  хорошо, что жизнь конечна, а  с ней  конечны наши  муки и страдания. Что есть моё сознание, как не вместилище  перманентной боли?  И хорошо, что безысходный сон с его мытарствами ещё не смерть, а   смерть — не  кошмарный  сон в  ночи безумного  бытия. Как муторно и тошно на душе, как  нудно длится этот путь. Но хорошо, что иногда всё хорошо кончается,что  есть всему конец средь  бесконечного мучения. Как хорошо,что  тяжкий сон сменяет  явь, а   навью  Навь сменяет светлый сон.  Как хорошо, что  я проснулся...
      Но когда   я окончательно проснулся, то  понял, что  вопрос не снят с повестки дня.  Я   опять  не знаю толком, как мне дальше быть.   Как снова не попасть в "реальный коммунизм" и не оказаться снова в самоизоляции?  Как  снова   пережить  чуму, холеру,   пандемию, как   избежать грядущих бед,    тотальной нищеты и голодомора, проклятия  Судьбы и общего  для всех неминуемого  Возмездия? 
    И вспомнились слова Эмилии Бронте: "Напрасны помыслы людей -развеет  их дыханье тлена". Они прозвучали сразу же после того, как грозно запыхтела и  утробно заухала  горячим паром  первая паровая машина. Они были повторены, но уже с  иной,  с окончательно безысходной интонацией атомной бомбёжки Хиросимы и Нагасаки,  после  испытательного взрыва атомной бомбы под Семипалатинском.
   "Бесплодны помыслы людей!" — огорчённо вздыхала двести лет назад Эмилия Бронте, сторонница  "демонстрации  добродетели"  и  неукоснительного  гражданского законопослушания.
    "Большевистская Затея закончилась  позором и изменой Родине. Мания величия стала нормой.  Все виды психических заболеваний с поразительной закономерностью  распространились по  гигантской  массе  деятелей  общественного  муравейника" — безжалостно подытожил  в конце XX века  философ-логик и социолог Александр Зиновьев,  русский-вольнодумец и отщепенец.(Затея,553). И английская писательница и русский философ-писатель из Чухломы не верили в  созидательную мощь  властей, моральное преимущество которых  заключается только в грубой силе, в  насилии.  Сила и  уровень насилия определяют мораль Монстра  Власти,  и как бы дают право тоталитаризму  на проклятие-убийство своих бесправных граждан, когда приговор-проклятие приводится в исполнение сразу же после его провозглашения. И совсем не случайно самый правдивый роман о войне и большевистском режиме Виктора Астафьева называется "Прокляты  и убиты".
      В каждом веке своя игра в жизнь, а не  просто  нормальная жизнь в собственном смысле. Стремление людей  играть  роли  вождей, полководцев, революционеров, государственных деятелей, деятелей искусства,учёных по всем принятым правилам игры. Причём,  чем более они  непрофессиональны, тем серьёзнее исполняют  они свои роли и  интенсивней имитируют свою бурную деятельность.  По чужой подсказке  они  проводят  свои "судьбоносные, исторические реформы",   костоломные "великие переломы", "шоковые терапии" и "культурные шоки"  и выдают их за свои,  пытаются  показать свою компетентность  во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в  культурной  —   соединить  соцреализм с  мистическим  символизмом и "гипсовым искусством",  "последнюю свежесть" культурной парадигмы с  "новой неискренностью", политический перформанс с эстетикой  гинекологической  инсталляции. Эпоха Эмилии Бронте породила вольнодумство  и революционноеб бунтарство, эпоха Александра Зиновьева  — "реальный коммунизм" и Смуту 90-х годов, с  её "управляемой демократией" и активной,ко всему готовой "позой  покорности" в форме  угодливого подчинения, призванного  показать  свою политическую и социальную  благонадёжность. Но бесплодны игрища людей  в новое величие и покорение Вселенной. Им  не обмануть  Бога и людей. Им не минуть грядущего обвинения по Закону Воздаяния, ибо  в  "Евангелию для Ивана"  Александра  Зиновьева  сказано: 
                Природы ход суров и строг,
                Один нам всем грядёт  итог:
                И теоретика-лжеца,
                И диссидента-правдеца,
                .......................................
                Энтузиаста-пионера
                И без зубов пенсионера,
                И  мудреца,  и дурака —
                Уносит времени река.

       Мы  все разные, а Судьба у нас одна. Мы  вышли все  из болот эпохи мезозоя, из царства  вполне "сознательных" зубастых рептилоидов, из первичного сознания пещерных антропофагов, наделённых  болью,скорбью и тревогой, сомнением и самопереживанием, природным альтруизмом и эмпатией. Нам многое было дано,  но  мы многое  в долгом пути потеряли. Мы лишь на одну треть стали людьми, а посему при каждой попытке изменить  мир к лучшему, сделать  его добрей  и человечней,  мы   каждый раз терпим позорное поражение. Любая великая цель,  победа и достижение, даже элементарное выживание   требует жертв; настоящий успех  обязательно требует  человеческих жертвоприношений. Чтобы прорыть в сжатые сроки  вручную  канал, необходимо замучить на тяжёлых работах несколько  десятков тысяч людей. Чтобы создать боевой самолет и ракету, покорить атом и  космос, нужен  был  голодомор и людоедство, репрессии и гибель миллионов  людей.  Чтобы  мир стал  раем  для одного "золотого  миллиарда", он должен  стать  адом для остальных, гигантской печью Крематория  для оставшихся  семи миллиардов  человек.   
Без человеческих жертвоприношений мы строить новый мир не можем. Чем больше достижений и побед, тем выше гора смердящих, не захороненных трупов, тем  выше градус весёлого безумия, тем  сильней "весёлая тоска" и безысходность,  тем глубже  перманентная   депрессия  и  социальный паралич.   
      Как дальше нам, несчастным, быть? Ведь наша безысходность и бессилие в многослойной модели  белой ночи бытия  не просто тотальна, она на пустынных просторах евразийской реальности СТАБИЛЬНО НЕПОДВИЖНА И ВСЕОБЪЕМЛЮЩА.    Трагически  непреодолимый  "великий перелом"  в нашем  сознании, с его тревогой и безысходностью не нуждается в художественном отражении, а только в глубоком и тщательном  лабораторном  исследовании с помощью  сверхмощного искусственного интеллекта. Но надо быть  Богом, чтобы создать такой могучий Интеллект, который был  бы наделён сознанием и неукротимой волей к творческому  созиданию, чтобы его   адекватный разум  не был ослеплён как у человека  животным эго-центром. 
     Кто вместо нас изменит для нас мир к лучшему? Пожалуй только ТОТ, КТО МОЖЕТ ВСЁ,  КТО  видел нашу  Геру-Жену-Землю в  разных видах  и состояниях из Космоса в течение  пяти миллиардов  лет в  Мгновенной Вечности  - раскалённым телом , остывающим ядром, голубым шаром и   белоснежной жечужиной, в эпоху  её юности и зрелости, её жизненного благополучия и  страданий   космических катастроф, после  падения  на её  самого большого метеорита, оставившего кратер  Вредерфорт  диаметром в  300 километров. Только Он смог отделить Тьму от  Света, создать первичный гелий и водород,  создать из клеток, атомов, молекул и частиц  все живое и наделить его  сознанием, страданием и болью.
Да,в этом что-то есть.но только тогда ,когда трагедия осознается как трагедия, то есть нечто небывалое и требующее особого напряжения чувств.а если трагедия-повседневность, будни,  рутина?

Не Пётр отворил мне рай, а Мартин Лютер.
Эдем. Шесть соток. Я держу от них ключи,
Хотя и мне петух три раза кукарекал.
Я — Бог! Я организм из клеток и молекул!
Меня здесь нет! Аз есмь частицы и лучи.
Порядок изменён, состав неприкасаем.
Частицы вспомнят всё, лучи укажут путь.
Богини красоты коснусь когда-нибудь
Материей, но мы друг друга не узнаем.  (Михаил ФРИДМАН)

     Но это  будет не сейчас, не очень скоро. Это случится,  когда очарованные элементарные частицы вспомнят всё, определятся сами   и нам укажут путь... когда-нибудь...  другим живым  частицам и  в не наше время... А пока нам   невыносима мерзость жития и тяжела как   сновиденческая ноша. Как  завтра жить? Как быть  сегодня?  Стоять в грязи на месте и ждать погоды? Или бежать, бежать вперёд и прямо в пропасть? Ох, нет!  Ах, да! Да нет!  Нет-нет! Тошно жить, а помирать не  хочется, но...
       ...Как быть дальше большинству из нас, кто пережил цепь  бесконечных пробуждений  и ВЕЧНЫХ ВОЗВРАЩЕНИЙ  на новые  свалки отработанной плоти, на  новые полигоны антропологического  мусора?
       И что делать и  как быть тем из нас , кто, по словам Иоанна Богослова, "ни холоден и  ни горяч, а только тёпл", кто НИКАКОЙ, кто  говорит: "я богат  и ни в чём не имею нужды",  а сам из рода  никудышних, и сам не знает, как   он  несчастен  и жалок, и нищ, слеп и наг"? (Отк.3,17)  Как  быть всем  тем, кто продолжает жить без надежды, веры, без любви, тепла и света, и не желает после смерти быть НАСКВОЗЬ ПРОШИТЫМИ НУЛЯМИ? Как быть им, чтобы не стать отвергнутыми и обнулёнными, чтобы не провалиться в Бездну. избежать Возмездия?
        И как быть им ,  этим условно честным и приличным, относительно  психически нормальным и законопослушным? Как   им жить, как  быть чтобы избежать  Закона Воздаяния? Никто не знает. Никто не может нам  дать  совет.  Даже  гипермощный, наделённый  искусственным  сознанием и гуманизмом Высший Разум, надо ещё создать, если... успеем. Алхимический рецепт возникновения  "страдающего  сознания" у мыслящего айфона пока у Бога за   107 печатями, а не в Сколково и не   у  правящих  чекистов, а без него у искусственного интеллекта не может быть души, безумного желания  творить и быть. Такой страдающий и мыслящий совершенный  андрогин в итоге не пожелает  быть  сущностью  в нашей ноосфере: "Как хорошо, что нет  меня на  этом свете!"  Это будет его последняя радостная мысль. И после этого он сам отключится от  источника питания.
       Как дальше быть? Как  вырастить человека в человеке? Как  нам дальше  быть, чтобы любовь всегда побеждала и не знала поражений, чтобы свет познавался через победу над тьмой, а светлый путь, проходящий над бездной,  вел ввысь к сияющим  белоснежным  вершинам? 


 08.04.2020