О, спорт, ты... часть 3

Алексей Никитин Уотерс
В жизни каждого ребенка есть люди, значимость которых трудно переоценить. Люди, которые стали для тебя частичкой тебя самого, твоей жизни. Люди, которым хочется при жизни сказать спасибо за то, что они у тебя есть. Люди, которые могут всегда поддержать тебя тогда, когда тебе непросто. Конечно, это не только родители. Это и друзья, настоящие друзья, а не писаные. Это и первая учительница, которая, держа тебя за руку, открывает перед тобой волшебный мир знаний. Для меня этим человеком был мой тренер, Виктор Владимирович Завъялов.
Познакомились мы при очень забавных обстоятельствах. В тот день, самый первый мой день в спортивной школе, родители работали и я пошел в секцию один, после окончания уроков в школе. Располагалась она не очень далеко от дома, возле самого Измайловского парка – 3 остановки на трамвае и 5 минут пешком. Это было большое, еще довоенной постройки трехэтажное здание, напоминающее своей архитектурой старинный особняк.
Придя заранее, где-то минут за сорок, я уселся на широкий белый подоконник и начал ждать. Минут через 10 пришел мальчишка, моего возраста, такой же светловолосый, как и я. Звали его Артем. Мы разговорились:
- Нет, он мужик нормальный, - говорил Артем, - требовательный, но нормальный.
- А занимаетесь в парке обычно ?
- Да, летом кросс бегаем, имитацию с палками делаем. Иногда на лыжероллерах ездим... Здоровско, - восхищенно говорил Артем.
Слышим – хлопнула входная дверь, и вошел полноватый мужик лет 50, в черном костюме и с дипломатом.
- Салют, орлы, - приветливо ответил он.
- Здравствуйте, - ответил я, вставая, думая, что это и есть тренер. Я заниматься пришел.
Я немного нервничал и это понятно.
- Заниматься, - переспросил он, - а… Ну-ну.
- Мне папа сказал сегодня придти, - говорил я, теряясь в словах.
- Значит, лыжи нравятся?
- Да.
- А… Ну-ну.
И, ни слова не говоря, развернулся и пошел по коридору дальше. Я разочарованно посмотрел ему вслед:
- Это не он? – выдавил я.
- Нет, - прыснул Артем, - это директор спортивной школы.
- А, а я думал… Чего он все «ну» да «ну».
- Он всегда такой… Мы его так и прозвали, - Артем понизил голос, - «Ну-ну-каев».
Потом я узнал, что настоящая фамилия у него была «Никаев». Смешное совпадение.
Так мы посидели еще минут 10. Слышим – хлопнула дверь и вошел пожилой мужик среднего роста в темно-синем спортивном костюме. Я подумал, что это и есть тренер, поднялся ему навстречу. А он как заорет:
- Да что же это такое. Опять они на подоконнике сидят. Весь подоконник своими ботинками угваздали. Только же недавно покрасили и вот опять.
- Да, мы просто… - начал Артем.
- Краски на вас не напасешься. Елена Васильевна, посмотрите, - крикнул он кому то в дверь.
Зашла уборщица в синем халате, худощавая сгорбленная старушка.
- Смотрите, - кричал мужик, - опять весь подоконник угваздали, только же недавно красили… Опять вам отмывать придется все…
- Ах, нехристи, - возмутилась старушка, - Сталина на вас нет, ироды.
Побубнили они, погрозились, и, развернувшись, вышли восвояси. Я, раскрыв рот, удивленно смотрел им вслед.
- Это дядя Петя, завхоз, - хохотал Артем, - он, когда выпьет, всегда такой, на всех кидается.
При упоминании об алкоголе я вспомнил бывшего своего тренера Бориса Николаевича. Стало немного грустно…
От моих невеселых мыслей меня отвлек резкий звук захлопнувшейся двери. Я оглянулся – в коридор буквально влетел молодой темноволосый мужик в светло-синем спортивном костюме, со спортивной сумкой через плечо, а за ним вошли несколько ребят нашего возраста.
- Мальчишки, - весело обратился он к нам, - хватит скучать, пора делами заниматься.
Виктор Владимирович не был похож ни на одного тренера, с которыми я когда-либо общался в жизни. Скорее, он был просто старшим товарищем для нас, который просто делился своим опытом, знаниями с нами, простыми мальчишками. С ним было легко и просто. Он никогда не был жестким по отношении к нам, никогда не пытался быть лидером. Не пытался проявить характер. Он всегда держался с нами на равных и мы, как то подсознательно, тянулись к нему.  Я ни разу не помню, чтобы он накричал на кого-то из нас. Или просто поднял голос. Когда он в высшей степени был недоволен нами или замечал, что мы просто ленимся или сачкуем, он просто отворачивался и, будто стыдясь самих слов, говорил:
- Нет, так не годится.
И мы старались исправиться… Не подвести нашего старшего товарища. И не подвести друг друга. Вообще, у нас был прекрасный коллектив. Мы все очень быстро подружились с остальными ребятами. Конечно, бывало всякое. И ссоры. И слезы от досады. И слезы радости от первых наших совместных спортивных достижений. Но всегда рядом был товарищ, готовый поддержать словом или делом. У нас у всех была одна общая цель и стремились мы к ней все вместе. Конечно, бывало, что приходили к нам некоторые, которые пытались поставить себя повыше других. Но такие у нас не задерживались.
Виктор Владимирович был человеком с юмором, знал много смешных и интересных историй. Мы тоже делились с ним всем… Я в то время увлекался историческими рассказами Сергея Алексеева о Суворове, Кутузове и других исторических личностях и Виктор Владимирович с остальными ребятами очень любили их слушать… Даже прозвище мне дали «Суворов».
В теплое время года мы занимались на свежем воздухе. Буквально сразу за зданием нашей спортивной школы начинался Измайловский парк. Там мы и занимались. Вместе с Викторов Владимировичем, он никогда от нас не отставал. Бегали кроссы, делали имитацию с лыжными палками, гимнастические упражнения. А зимой – бегали на лыжах. Виктор Владимирович многому научил нас. Технике классического и конькового хода. Особенностям техники с палками и без палок. Научил нас самим готовить лыжи, какими мазями и парафинами следует мазать лыжи, как правильно снимать старую мазь. Как ухаживать за лыжами. Интересно было. Бывало, после тренировки мы собирались вместе и болтали. Тут же натирали лыжи. Кто-то порой приносил из дома гитару и пел песни. Спустя много лет я прочитал книжку Владислава Крапивина «Мальчик со шпагой» - и поймал себя на мысли, что в отряде «Эспада» было много общего с нашей лыжной секцией…
Помню свои первые соревнования. Было мне тогда 11 лет. Дистанция 5 км. Небольшая, но все-таки. Сил я не рассчитал и буквально упал на финише. Сижу, рядом сидит Лешка Битюгин, мой дружок, он бежал следом за мной. Сидим и чуть не плачем. Подходит Виктор Владимирович:
- Ну что? – весело спросил он.
Мы только всхлипываем в ответ.
- Ну, ничего, ничего, - ответил он, - главное, что добежали и не сошли с дистанции.
В тот же день было награждение. Грамотами и значками награждали ребят, занявших первые места. Перед окончанием награждения Виктор Владимирович сказал:
- Я хотел бы еще упомянуть о двух наших мальчишках, о двух Лешах, Никитине и Битюгине. Для которых это соревнование стало первым в их спортивной жизни. И которые, несмотря ни на что, дошли до конца. Потому что главное – не  быть первым, вторым или третьим, а главное – дойти и не сдаться. Молодцы, ребята.
Как же я тогда был благодарен ему за такие слова…
А через год я заработал свой первый юношеский разряд на дистанции 5 км. Виктор Владимирович пожал мне руку и с улыбкой говорил:
- А помнишь, год назад до финиша дойти не мог… Все переживал… А ведь смог же…
Бывали у нас и длительные тренировки. Обычно, в субботу. В теплое время года мы ездили в Подмосковье, бегали кросс. Или уходили в Измайловский парк, в сторону печально известного Оленьего пруда и бегали там по холмам или делали имитацию с палками. Зимой же любили ездить в Ивантеевку или в Балашиху, где был прекрасные лыжные трассы. Как то я рассказал Виктору Владимировичу о том, как 2 года назад чуть не замерз тут с одноклассниками. Он выслушал меня внимательно и добавил:
- Главное, что вы вместе были тогда и не растерялись… Иначе…
Да, до сих пор голова кругом идет…
Лыжами я занимался до 16 лет. В 16 меня отдали на подготовительные курсы к институту, плюс я параллельно ходил на курсы английского языка. И лыжи вынужден был бросить… Конечно, зимой я продолжал бегать на лыжах, и один, и с отцом. Но ощущение, что я расстался с чем то родным и близким не покинуло меня до сих пор.
Спустя почти 5 лет, уже учась на 4 курсе институте, я вместе с группой ребят из нашей потока принимал участие в лыжных соревнованиях, отстаивал честь нашего института. Проходили соревнования на лыжной трассе в Измайловском парке, в районе Новогиреево. И организованы они были из ряда вон… Автобус, который должен был нас отвезти, сломался и мы вынуждены были торчать на морозе в ожидании рейсового автобуса. В результате, я сильно замерз и на трассу вышел не чувствуя под собой ног. Бежал я на каком то автоматизме. И только увидев финиш, толпу людей, почувствовал, что сейчас упаду. Бегу, чуть ли не падая. И вдруг слышу голос, такой знакомый:
- Лешка. «Суворов». Давай. Давай. Гоп, гоп, гоп.
Добежал. И тут же упал. Дышать тяжело, голова кружится... В горле сухо, как в пустыне. А сам глазами ищу его. Смотрю, подходит, сам улыбается. Пожали друг другу руки. Смотрю на него – постарел совсем, волосы седые из-под шапки выбиваются. И так больно мне стало на сердце, сам не знаю отчего… Так много захотелось сказать ему тогда. А нес какую то чепуху… Про себя… Про учебу… Про развод родителей…
Наверное, в такие минуты всегда сложно подобрать слова.  Потому что словами все не выскажешь…