Священное грешного города

Игорь Бушмелев
Есть такая кнопка, нажав на которую, можно погулять по центру Амстердама не пересекаясь с толпами людей! Это кнопка будильника. Иными словами, «если встанешь утром рано, если выйдешь до зари», то удастся встретиться с этим волшебным городом один на один. Лишь таким образом, как мне кажется, можно прочувствовать его дух, культуру, историю. Именно в шелесте листьев и в журчании каналов, в криках чаек и в запахе моря находится его душа. Душа, что так робко прячется от людского шума в узких брусчатых улицах, помнящих еще гужевые повозки и легендарные кломпы.

Таблички на домах «Построено в тысяча шестьсот... году» перехватывают дыхание, ведь именно так все выглядело здесь 400 лет назад. Именно эти двери открывали шелковыми перчатками богачи, именно по этим дорожкам стучала деревянными башмачками женщина, несшая в лукошке выпечку и свежее молоко в кувшине, именно здесь разгружались корабли и суда, а какой-нибудь босой старик, должно быть, нес подмышкой кричащего гуся.

Этих людей уже никто и никогда не вспомнит по имени, а их переживания и мысли навсегда останутся тайной для нас. Мы не увидим блеск их глаз, их радость и грусть. Лишь случайно какой-нибудь уличный художник тех лет мог изобразить кого-то из них на своем холсте в масляном городском пейзаже, и только благодаря нему силуэт кого-то из этих людей доживет до наших времен. 

Внешняя простота их лиц по прошествии сотен лет становятся воистину необыкновенной, далекой и непостижимой. Эти улицы со старой брусчаткой – единственные свидетели их жизни, а стены – единственные хранители их мыслей и чувств. В такой безудержной карусели красок памяти этот город незаметно для глаз становится огромным музеем, где экспонаты, как осязаемые, так и невидимые, до сих пор остались верны своим первоначальным предназначениям. Ведь почти что каждая дверь обычной амстердамской квартиры – это настоящий шедевр искусства и памятник архитектуры.

Улицы города-музея испещрены кофейнями и ресторанами, которые от своей невероятно плотной конкуренции просто не могут себе позволить опустить планку качества кухни. Посему тайские, итальянские, немецкие, мексиканские и другие заведения, представленные своими этническими поварами, удивляют изысканностью вкусовых палитр. И даже заходя в ресторан, ты не выходишь из «большого музея». Так, открыв бутылочку пряного пива, я вдруг увидел, что ресторан, в котором я беспечно наслаждаюсь темным лагером, существует и функционирует на этом месте аж с 1520 года! А на секундочку, это год, когда Фернан Магеллан открыл Тихий Океан, это год, когда европейцы еще думали, что Солнце вращается вокруг Земли, а алматинцы праздновали 504-й день рождения своего города.

Именно этими впечатлениями остался в моем сердце Амстердам. До блеска вытертая брусчатка узкой дорожкой ведущая нас меж покосившихся старых домов, в которых по-прежнему кипит жизнь, как и пол тысячелетия назад. 
И если «I am sterdam», то только такой!