Как я готовился в армию

Александр Феоктистов
Мне 17 лет. Школа закончена. Живу в поселке с мамой и бабушкой. Готовлюсь в институт и конечно в армию. Приписан к погранвойскам. Брат летал в Антрактиду. Привез мне в подарок часы, конверт с почтампта станции Лазаревская и кованные сапоги с пряжками. Военные. Офицерские.

Каждый осенний день я бегаю вокруг картофельного поля больше километра кругами в кованных сапогах. Никогда нельзя пропускать забеги. Ни дня. В армии будет тяжелее.

В будние дни работаю поначалу ветсанитаром и скотником на ферме, потом ночным сторожем на травосушке, потом сторожем в конторе совхоза.

Думаю, что нагрузок мне мало. Мне нужен маршбросок! В сапогах! В кованных! Они хоть и офицерские, но тяжелые! Я решаюсь на 30 км. Собрав рюкзак с едой, одевшись на жару, я выхожу из дома утром опять же в этих сапогах с рюкзаком.

Первые километры даются тоскливо. Ведь впереди их пятнадцать туда и пятнадцать обратно. Иду вдоль трассы, что довольно опасно. Каждые два километра схожу в лес и сижу там минут десять. Немного пью воды и рассматриваю лес, деревья, цветы. В душе нет неуверенности. Просто перед тобой ощущение тридцати километров впереди. Тоски, тревоги, сбитых ног, возможного ливня. Это как будто ты летишь в пропасть и не за что зацепиться. Назад дороги нет. Я должен доказать себе сам, что смогу это. Так по жизни, я максимум ходил каждый день в школу за пять километров и обратно и в легких ботинках... А тут вот эти сапоги. Внутри портянки.

Иду и иду себе. Машины сзади с спереди снуют. Тянут тяжеловозы, пролетают легковушки. Никакого свежего воздуха и пения птиц. День очень теплый, несмотря на осень. Марево. Асфальт парит, а я иду. Иду и иду.

Прохожу населенные пункты медленно. Раньше-то я их пролетал на мотоцикле. Тут ощущение совсем иное. Рассматриваю каждый домик, сосны, что редки вдоль дороги и очень красивы. Вот место, где было имение жены Пушкина Жедочи. Иду дальше. Еловый лес стеной вдоль дороги. Впереди сужающийся тоннель трассы. Машины не так часты. Будний день. Это рокадная дорога Бетонка. По ней раньше на тягачах ракеты возили ночью. Этой дороги тогда нет на карте. Это восьмидесятый год.

Иду дальше. Что изматывает? Не усталость.. Нет. Однообразие дороги и вида. Лес стеной по бокам. Изредка огромные боковые поляны.

Ноги нормально. Через одну остановку-привал я перематываю портянки и ноги отдыхают.

Собирается гроза. Небо затягивает серо-синими тучами. Холодает. Вдали сверкают молнии. Будет сильнейший ливень. Выхожу на широкое поле - поляну вокруг которого лес. Она-поляна длится метров пятсот. Ливень стремительно надвигается со сквозняковым ветром. Я понимаю, что если я промокну, то придется идти назад, а ливень будет не слабый. Нужно прятаться, но я не успею .. Да в ливень в дождь в лесу все равно промокнешь. Беги не беги.

Вижу под трассой большую, больше метра в диаметре бетонную водосливную трубу. Залезаю в нее. Сижу в ней пять минут и обрушивается сильнейший ливень. Все вокруг пенится, барабанит, шепчет, сквозит. Постоянные раскаты грома. Молнии бьют в лес и прямо в поле! В землю и не так далеко от меня. В трубе жуткий сквозняк. Хлынула река мне под ноги. Я стою раскорячившись, а подо мной течет стремнина!

Чем сильнее ливень, тем быстрее он заканчивается. Вылезаю и опять иду по обочине, но она размокла и ноги в сапогах вязнут в ней.. В земле с песком.

Иду и иду. Эх.. дороги... Я уже много прошел. Километров двенадцать. Я уже горд собой и знаю, что не сдамся. Воздух свеж и чисто после грозы. Она ушла на юг и там впереди видны всполохи зарниц из туч.

Как же хорошо дышится после грозы. Это придает мне сил. Я почти не потратил воду и ничего не ел. Вот уже на горизонте Шишкин лес. Я поставил целью дойти до него и идти назад. Иногда пою песни от радости.

Цель выполнена на половину. С каким же внутренним облегчение я снимаю свою соломенную шляпу, смотрю на поселок. Говорю ему привет и пока и иду назад.

Дорога назад всегда и легче и тяжелее. Ты знаешь, что половина пути пройдена и от этого легче, но ты уже устал после пятнадцати км тащить эти сапоги и в этом тяжелее. Все равно радостно! Я хоть половину выполнил! Я могу!

Иду и иду. Иду дальше. Одинокая фигурка на трассе. Машин почти нет. Уже почти не делаю привалов. Куски дороги- прохода делаю теперь через три-пять километров. Внутри радость. Усталости нет. Я привык к сапогам! Хорошо, что раньше бегал в них.

Когда остаются последние три километра я понимаю, как я безумно устал, но идти нужно. Солнце еще высоко, но оно клониться на закат. Свет боковой с запада.

Я иду и иду. Главное не думать об усталости. Я тогда не умел молиться. Просто радовался природе и тому, что победил себя.

Дохожу до дома. Снимаю сапоги и долго сижу молча, ощущая прохладу пола босыми ногами.

Потом. Уже спустя год я поступаю работать во Внуково курьером и там иду на секцию самбо, где мне травмируют ногу и по этой причине комиссуют от армии, но я не сдаюсь и иду на военную кафедру, которую прохожу с отличием. Не так и стыдно. Офицер, а не белобилетник.