Запись пятьдесят пятая. Зарисовка

Нина Левина
21.11.2003 На "Автографе" вечер, посвящённый Дню рождения «Томского Автографа». Пришли очень многие. Приглашали всех, кто когда-то у нас был. В нашей зальчике не уместились, перешли в читальный.

Все отмечали, что у нас "аура" и все такое, но так хотелось бы больше профессионализма! Как раздражали претенциозные выступления постоянных, но таких беспомощных наших "членов", еле остановили Бурцева (принес кипу каких-то желтых толстых книжек - "Это то, что я создал, благодаря "Томскому автографу", порывался что-то из них читать, потом разразился речью, где "я" звучало чаще всех других слов). Обиделся, что не дали договорить, чем просто смазал вообще впечатление от торжества.
"Непризнанный гений" - это ужас что такое, наказание для присутствующих.
 
Наташа Ч. тоже, вместо поэзии, вдруг разразилась про свои конфликты с жилищной компанией (все еще судится по поводу оплаты коммунальных услуг, у нее долг уже 34 тыс. р.),  похоже,  у неё развивается мания преследования – «в психушку меня уже пытались упечь, может, скоро закатают в асфальт». Ольга Белова (Наташина мама)  - про свои обиды на "Родник" и Климычева давай повествовать. Зато Небараковская прочла два чудных стихотворения, и Климовская, и Ниренберг. Был В. Колыхалов, речь свою посвятил Ире Неклюдовой.

Очень поразил Чабанов А.И. Пошёл говорить слово, а его пошатывает. Он еле ходит, землистое лицо, запинающийся голос. Что-то на него свалилось.
Я прочла два Жениных - "У реки Томи" и "В окне спокойная природа".

Потом был чай, приветствия не прекращались, все выглядели счастливыми, но Ольга все вздыхала – «не то».

Очень много из присутствующих (ничуть не поэтов, в лучшем случае – графоманов) относили свои восторги к Нине Фёдоровне, мол, благодаря ей - они тут.
История одинаковая - случайная встреча, и Н.Ф. приглашает новичка на нашу пятничную встречу. И результат - случайная публика, скучающая и ленивая, заполнила наши гостиные.
На днях Н.Ф. звонила и пыталась заручиться моей поддержкой по поводу критики О.Г., мол, неправильно она ведет вечера. Я отстранилась почти до грубости, правда, иносказательно, мол, если бы мне не нравилось, я бы просто перестала ходить. Ольга своим здоровьем, временем, организаторскими способностями ведет это дело уже 4 года и имеет право вести вечера так, как считает нужным. Манера же Н.Ф. (с самого первого у нас появления) начинать выступления с себя и своей жизни, критика Бродского («Когда страна возрождалась из руин, он…») и восторг от стихотворений такого низкого уровня, что плечами пожмёшь - мне никак не симпатичны. А уж идея создать к 400-летию Томска сборник-антологию "Стихов о Томске", критерием сделав лишь наличие в стихотворении слова «Томск» да рифм, – бр-р!

Ну, нельзя к поэзии подходить, как к самодеятельности. Нельзя все срифмованное считать стихами.

Чего не хватает людям, чтобы понять свою несостоятельность? Слон в посудной лавке и то уместнее, чем Н.Ф. и ее "приглашенные".
Кажется, я стала понимать Анатолия Киприяновича с его идеей Устава - отсечь случайных и праздношатающихся.
Но ведь я и сама там - случайный человек. Ну и что, что себя считаю "благодарной слушательницей"? Ольга тоже не пишет стихов, но поэзию любит и вкус имеет, вот и я тоже из тех. А из кого Н.Ф.? Не реализовавшаяся в своих амбициях женщина, застрявшая между исполнителями и начальниками, не навластвовшаяся по жизни, но жаждущая быть нужной, быть организатором, нуждающаяся в постоянном подтверждении собственного о себе мнения: "а без меня тут ничего бы не стояло".
И - как всякая грубая сила - разрушающая тонкую материю поэтической атмосферы.

Зарисовка.

Золотистый фантик от ириски
Ветер по асфальту закружил.
Я транзитом ждал погоду в Минске,
В городе, в котором я не жил.
Время коротая у буфета,
Запивая водкой колбасу,
Я смотрел на залитую светом
Взлетную пустую полосу.
Суетились люди у окошек,
Кто-то проклинал Аэрофлот,
Кто-то молча думал - о хорошем,
О плохом ли - кто их разберет.
В воздухе гудели самолеты,
Утопая в сумраке небес.
За соседним столиком пилоты
Громко обсуждали стюардесс.
Рукава рубах позакатали,
Кителя повесили на стул,
Что-то ели, малость выпивали…
Всем ненастье, а для них отгул.
2005 г.