Дневник путешественника. 3 О воспитании

Максим Тамеркант
В древних племенах у некоторых народов гость, который за хозяйским столом медленно ел, не пуская газы ртом во время застолья, напрямую выказывал своё неуважение к хозяевам, пригласивших его разделить с ними трапезу. Сейчас мы споласкиваем руки перед приёмом пищи, знаем, что к белому вину подаётся рыба, без труда отличаем десертную ложку от чайной.
Когда мне говорят о воспитании, я часто прихожу к мысли, что помимо некоторых из 10 заповедей, а также статей УК РФ мне, давно разменявшему третий десяток лет сложно представить эти «рамки приличия» и возможности действия или бездействия в той или иной ситуации.
Если я подаю нищему немного денег, не делаю ли я хуже тем, что лишаю его мотивации попробовать заработать их самостоятельно, что изменит его жизнь в лучшую сторону? Если я уступаю место пожилому человеку в автобусе, разве это не оскорбляет его намёком на его беспомощность?
Что я знаю о воспитании? Помимо пары всем известных правил: «Не можешь сделать - не обещай», «Взял в долг - верни вовремя», «Не произноси бранных слов в присутствие старших», я осознаю, что образ воспитанного человека в моей голове похож скорее на пазл, в который не доложили большую часть деталей, чем на цельную картинку.
Я не буду сравнивать себя с Сократом в сфере воспитания, поскольку один пункт знаю точно: по-настоящему воспитанный человек никогда не укажет другому на отсутствие у оного воспитания. Вот и всё.