Михаил Журавлев от Потсдама до Байконура

Сергей Виниченко
Миша Журавлев приехал в райцентр Пресногорьковку  в 1939 году и поступил учиться в 9 класс средней школы. Его отец Федор Леонтьевич работал уполномоченным по заготовкам, и  потому часто переезжал с семьей с места на место. Михаил был старше своих новых одноклассников на целых три года и внешне выделялся среди них – был высок, широкоплеч. Павел Васильевич Кизин говорил о нем: «Чуть ли не в сажень ростом, он с первых же дней обратил на себя внимание незаурядными способностями на различного рода выдумки и прилежание к учебе». За силу и сноровку одноклассники прозвали Михаила «кузнецом».
Ему очень хорошо давались математика и физика, преподаваемые знатоками своего предмета Т.Д.Мериновой и ленинградкой Т.Д.Гольдштейн. В классе Миша особенно подружился с Володей Козловым, с которым каждый выходной день бродили по лесам и озерам, охотясь на зайцев и  разную дичь.
Выпускники 1941 года, получив аттестаты зрелости, наутро узнали о начале войны. Михаила призвали сразу, как самого возрастного. В стране было немного средних школ, поэтому всех выпускников со средним образованием учили на кратковременных курсах младших командиров и выпускали в войска офицерами. Летом 1942 года Михаил окончил Харьковское артиллерийское училище и отправился на Брянский фронт. За решительные и умелые действия на Курской дуге лейтенант Журавлёв был награжден орденом Красной Звезды. Через огонь и дым Брянского, Центрального, Воронежского, 1-го Украинского, 1-го Белорусского фронтов прошел недавний выпускник школы.
В лесах под Ковелем в конце июля 1944 года батарея капитана Журавлева в течение двух недель обеспечила активное продвижение стрелковой роты. Умелыми действиями удалось сохранить личный состав батареи, уничтожив при этом две роты противника, танк, две минометные батареи, десяток пулеметов и два противотанковых орудия. В сентябре Михаил был тяжело ранен вражеским осколком и попал на излечение в госпиталь. Но уже в январе 1945 года, будучи помощником начштаба по разведке 328-й стрелковой дивизии, он «приложил все силы и уменья, для того чтобы как можно больше обнаружить огневых точек противника» у польского фольварка Оконек. В результате проделанной разведкой работы при наступлении были уничтожены три батареи, разрушено шесть дзотов, пять блиндажей, уничтожено до 600 солдат.
Во время Берлинской наступательной операции  47-я армия обошла логово зверя с севера, стремясь замкнуть кольцо окружения. При штурме Потсдама Михаил Журавлев руководил артиллерией штурмовой группы 1105 – го стрелкового полка. Находясь в боевых порядках пехоты, своим примером поднимал бойцов на подвиг « чем обеспечил взятие города Потсдама с малыми потерями для пехоты и артиллерии». Пройдет немного времени и небольшой городок Потсдам станет местом проведения конференции держав-победителей, на которой будут решаться судьбы мира (лето 1945 года).
4 мая большая группировка немцев сделала попытку прорыва из капитулировавшего Берлина на запад - в районе Деберица. Батальон полка и артдивизион оказались на пути готовых на все эсэсовцев. В бою было уничтожено около 800 солдат и офицеров, четыре самоходки. Около 2000 человек сложили оружие. В этом бою артиллерист Журавлев неоднократно ходил в атаку и с группой из пяти разведчиков в деревне Бухов-Карпцов лично взял в плен 15 немцев.
Пятнадцать правительственных наград украшали грудь М.Ф.Журавлёва после окончания войны. Среди наград два ордена Отечественной войны, ордена Красного Знамени и Красной звезды, медали «За боевые заслуги»,  «За взятие Берлина». Начав войну рядовым курсантом – артиллеристом, закончил ее капитаном разведки 889-го полка, помначштаба артиллерии по разведке 328-й дивизии 47-й армии.
Михаил Журавлев остался служить в рядах Вооруженных сил. В 1951 –м году он поступил в Военную академию им.Дзержинского на факультет реактивного вооружения. Все выпускники - ракетчики были отправлены в 1956 году на космодром Байконур, где полным ходом шло мощное строительство, осваивалась новая ракетная техника. Здесь Михаил встретил своего одноклассника, друга по охоте, пресногорьковчанина Владимира Гавриловича Козлова, начальника стартовой площадки, с которой взлетали первые космонавты. Вновь, как два десятка лет назад, их свела судьба для решения задач государственной важности.
В 1957 году Журавлеву было присвоено звание инженер-полковник, в 1959 году он защитил звание кандидата технических наук. Но главную награду - престижную Ленинскую премию, Михаил Федорович получил в 1961 году «За разработку автоматического измерительного комплекса для оперативного определения выхода космических ракет и космических кораблей спутников Земли на заданную орбиту и точное прогнозирование их полета; вычисление по данным измерений координат падения, параметров облета Луны и возвращения к Земле; обеспечение высокой точности приземления корабля-спутника; техническую подготовку измерительных средств полигона к запуску ракет на Луну и вокруг Луны и космических кораблей-спутников Земли». Рядом со своими боевыми наградами полковник Журавлев привинтил еще два ордена Красной Звезды.
До 1965 года М.Ф.Журавлев работал на космодроме заместителем начальника по научно-исследовательской работе. Он был знаком со всеми космонавтами первого призыва, теплые отношения сложились и с Юрием Алексеевичем Гагариным.
В 1966 году из-за пошатнувшегося здоровья Михаил Федорович, поработав старшим научным сотрудником в Военной академии им. Дзержинского, ушел в отставку. Он выбрал постоянным местом проживания Кустанай, который очень любил и посвятил дорогой сердцу «Кустанайщине» стихи, написанные во время отдыха на Кавказе.
Михаил Федорович вел активную просветительскую работу среди населения, являясь лектором общества «Знание». Со своими выступлениями он объездил многие города Советского Союза, и везде его воспоминания о  работе на космодроме, встречах с космонавтами, слушатели ждали с большим интересом.
Михаил Федорович Журавлев (1920 – 1979 гг. Кустанай) был единственным Лауреатом Ленинской премии в Кустанайской области. В селе Камышном (Камысты), где он родился его именем названа улица. А в музее Пресногорьковской школы осталась фотография с трогательной подписью «Товарищу и другу незабываемых лет - Павлу Кизину - от преданного «кузнеца»….июнь 1961 года.18.6.61 г».