Коллектор фильм монолог

Нина Ватрушкина 2
Фильм «Коллектор» снят Алексеем Красовским в 2016 году. Сегодня, в «удаленное» время стоит вернуться к этому оригинальному авторскому кино.

Успех фильма связан с именем Константина Хабенского, играющего эту единственную на экране роль. Несколько раз он был номинирован на «Лучшую мужскую роль» и завоевал на кинофестивале «Кентавр» (2016 год).

Но, думаю, главная заслуга фильма «Коллектор» в его режиссером решении. Кинорежиссер Алексей Красовский, он же сценарист, также выдвигался на премию «Лучший игровой фильм» и «Лучший сценарий».

Из сериалов Красовского  частично видела «Метод Фрейда». Не в восторге. Бич нашего времени — сериалы — скорей дают практику создания кинопректов, нежели выработки своего почерка.

Талант Алексея Красовского в компактности произведений. Посмотрите его короткометражки «Конец» (2014), «Экстремист» и «Амнезия» (2018), и вы согласитесь со мной. Но главная его удача — компактный 74-минутный фильм «Коллектор».

Коллекторы, как мы с вами усвоили благодаря скандальному ТВ, люди, выбивающие долги. В 90-е с помощью утюгов и полиэтиленовых пакетов, с 2004 года — узаконенных коллекторских агенств, живущих за счет  процента «выбитых» долгов.

Порой страсти горят нешуточные. Наверное, помните нашумевшее в прошлом году дело о коллекторе, бросившем в окно должнику «коктейль Молотова».

Коллектор Хабенского интеллигентен, умен, изобретателен. На то и типаж актера, лицо Совкомбанка, чтоб зритель изначально понимал, что герой фильма «Коллектор» позитивен и проникся к нему симпатией.

В конфликтах не бывает виноватой одна сторона. Заемщики порой думают, чем угодно, но не головой. Полагают, что, если у них сейчас нет средств, то вскоре они чудесным образом появятся.  Появляются же  стихийные бедствия, потеря работы, экономические кризисы и разлады в семье.

По правилам на должность коллектора надо брать  людей особо стрессоустойчивых, знакомых с финансовой грамотой, поскольку в основе контакта с должниками лежит «поиск решения проблем».

Герой Хабенского Артур поиском решения проблем должника не занимается однозначно, а вот поиском денег занят, и делает это артистично, ярко, психологически  выверенно.

Главное удивление фильма «Коллектор» - форма. На экране только Артур, элегантный, энергичный, быстро реагирующий, самодостаточный, непотопляемый. Все общение с коллегами и должниками только по телефону. Красовскому удается создать при этом динамичность, когда «следишь не за событиями на экране, а за событиями в душе человека». Цитата из отзывов зрителей, на мой взгляд, очень точная.

А события в душе разворачиваются серьезные. Одна из жертв психологического выбивания долгов отвечает Артуру его же «языком». Помещает в интернете фейк, порочащий его настолько, что его тут же увольняют с работы и отворачиваются все, кто только что так ценил его.

Артур еще успевает выяснить обстоятельства, задолжник расплатился с долгами, но не сбросился с балкона, а ушел от жены. Но он разбил чью-то жизнь, сломал судьбу и душу. И по версии сценариста и режиссера должен понести полноценное наказание.

Возможно, герой только ранен и выживет, но это будет другая жизнь, где ценности сменяются. Насколько — остается за кадром. Когда-то Товстоногов говорил: «Цель театра — растревожить совесть зрителя». Не знаю, как насчет совести коллекторов и приставов, но рядовому зрителю он напоминает, что кредитование - риск, и риск серьезный.