Правильная жизнь, правильная смерть. Эпидемия... 1

Константин Савитрин
1. «Пожинает не тот, кто сеял, но и не Другой…»

В настоящее время на нашей планете распространяется и набирает силу эпидемия коронавируса, которая унесла уже тысячи человеческих жизней. К сожалению различные эпидемии и иные бедствия многократно случались в истории земного человечества. Многие болезни, ранее неизлечимые, теперь не представляют угрозы. Но появились новые болезни и новые мутации старых заболеваний угрожают здоровью и жизни современных людей.

Оставим в стороне вопрос о происхождении новых вирусов и о причинах мутации. Неважно сейчас, созданы ли они в лаборатории или порождены естественной биологической мутацией. Важно другое: почему эти бедствия обрушиваются на человечество? Оккультная наука и древнейшие религиозные и философские системы утверждают, что независимо от видимых физических причин все бедствия человечества будь то природные или техногенные катаклизмы, эпидемии или персональные заболевания имеют причинами болезни души и духа. То есть низкий нравственный уровень человечества и невежество. Все эти бедствия многие века связывали с волей наказывающего за грехи Бога или богов. Современные люди, опираясь на поверхностные познания материалистических наук отказались от этих представлений и уверовали в игру слепых сил природы.

Но слепые силы, увы, не слепы. В письме XVII «По поводу чумы» (из сборника «О скрытом смысле жизни») русский теософ начала 20 века Е.Ф. Писарева приводит следующие размышления:

«На земле зарождаются причины всего совершающегося, в астральном мире созревают последствия этих причин... Последствия эти не исчерпываются теми явлениями, которые мы можем наблюдать повсеместно вокруг себя; кроме этих видимых последствий, созревают и другие, невидимые для нас, но, тем не менее, реальные и полные огромного значения для ближайшего будущего народов. Они создаются теми бесчисленными вибрациями ненависти, зависти, страха и отчаяния, которые несутся от смятенного человечества в астральный мир и порождают там условия, при которых возникают прототипы всевозможных заразных бацилл. Возникая от столкновения потрясающих вибраций человеческих злых страстей, этот невидимый посев ожидает только благоприятных условий, чтобы наброситься на землю и воплотится в виде чумных, тифозных, холерных и других бацилл.
Таков истинный круговорот жизни: мирная культурная работа вызывает гармонические условия в астральном мире, которые, с своей стороны, отзываются благими последствиями на земном существовании человека, и наоборот: насилие и злоба производят страшные пертурбации в астральном мире, а эти последние, в свою очередь вызывают всевозможные бедствия на земле.
… спросят читатели, если чума — последствие человеческих грехов, почему же эти последствия падают на невинных? Такой вопрос возможен до тех пор, пока мы еще не сознаем, что человечество едино, пока не знаем, что одна и та же жизнь циркулирует во всём человечестве, и чем более отравы вливается в его организм, тем более в нём заболевающих и зараженных частей.
Но отчего заболевают именно эти, а не виновные? Иногда оттого, что они наиболее невежественны и пассивны, а иногда потому, что их укоренившиеся свойства нуждаются более всего в потрясениях, в ударах грома. Если мы не признаём случайностей, если видим не бессмыслицу и хаос в жизни мира, мы должны допустить, что в местах великих стихийных бедствий воплощаются не совершенные праведники с высоко развитой душой, а души, нуждающиеся в особенно сильных воздействиях и толчках.
Разбуженное этими толчками сознание пострадавших не умрет, как мы знаем, а будет снова жить в новом воплощении, но уже не по-прежнему, а умудренное пережитым опытом.
И в то же время мы можем быть спокойны, что закон Кармы безошибочно совершает свое правосудие и что от него не укроются те, которые были истинными виновниками чумы, которые вызвали эти тучи злобы и страдания, зарядившие астральный мир страшным посевом».

Действительно, мы не только не можем сказать, что умирают от эпидемий или погибают от стихийных бедствий или в техногенных катастрофах только безнравственные и грубые люди. Но даже можем утверждать, что умирают и погибают люди совершенно разные. Разные по нравственному и культурному уровню. Одни из них представляются нам заслуживающими подобной участи. Как, например, те, кто в разгар эпидемии не пожелал отказаться от выгодно приобретенной путевки в Италию или Испанию, где смертность уже достигла более высокого уровня по сравнению с другими странами. Кажущуюся несправедливость смерти других мы рассматриваем как ужасный произвол Бога, Природы или Судьбы. Например, заболевание известного и любимого нами певца или артиста.

Однако «закон Кармы безошибочно совершает свое правосудие». И каждый пожинает то, причины для чего посеял ранее.
 
Апостол Павел говорит об этом так: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (К Галатам 6:7-9).

Почему же мы со всею очевидностью не видим этого Закона, действующего во всей Природе? Наше сознание, наша память, наша способность видеть ограничены лишь одним текущим воплощением. И в пределах этого малого отрезка нам кажется многое несправедливым. Мы не видим причинно-следственной связи между нынешними страданиями и причинами, породившими их. Но с точки зрения оккультной философии и психологии, принятой буддийскими и другими религиозными течениями, всё объясняется очень просто: «Пожинает не тот, кто сеял, но и не другой». Или более развёрнуто: «Пожинает не тот, кто сеял (то есть не та же личность одного воплощения), но и не Другой (то есть та же духовная Индивидуальность, воплощённая в новой личности)».

У Е.П.Блаватской есть рассказ «Кармические видения», в котором показан принцип действия Закона Кармы. В начале рассказа жестокий воин убивает пророчицу, пронзая ей горло своим копьём. Помимо этого он убивает без малейшего сожаления многих и многих людей. В конце – мудрый и нравственный правитель европейской державы жестоко страдает от болезни рака горла. И он тяжело переживает грозящие его народу бедствия от жестоких войн, навязанных со стороны. Душа-Эго (духовная Индивидуальность) не могла пожать следствия причин сразу в том же воплощении. Ведь даже смерть в бою, смерть от копья сильнейшего воина была бы для жестокого убийцы почётной. Он должен был измениться в цепи воплощений и обрести нравственные качества, которые и позволили бы Закону осуществить свою неукоснительную Справедливость. За безнравственные и жестокие деяния не может страдать безнравственный человек, но – лишь тогда, когда в цепи воплощений он станет нравственным. Именно нравственные качества делают возможными нравственные страдания.

А.С.Пушкин в повести «Выстрел» (из цикла «Повести капитана Белкина») также замечательно описывает принцип действия Закона Кармы. Самолюбие и гордость опытного офицера Сильвио были сильно уязвлены легкомысленным, остроумным и удачливым повесой, который дал ему пощёчину. Состоялась дуэль. Первый выстрел по жребию делал соперник и промахнулся. Сильвио не стал стрелять. Он видел, что для первого смерть была бы просто очередной игрой, одной из множества других, в которые играл. Но через много лет Сильвио пришёл, чтобы получить свой долг (выстрел, оставленный за собой). Его соперник изменился, он остепенился и решил жениться. Сильвио захотел посмотреть, «так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал ее за черешнями». Он приехал туда, где молодые граф и графиня проводили свой медовый месяц. Граф не сразу узнал изменившегося Сильвио. Но тот заявил своё право на выстрел. Граф нервничал и торопился, Сильвио медлил и наконец принудил графа вновь тянуть жребий. И вновь графу достался первый выстрел. Против всех правил он выстрелил и прострелил висевшую на стене картину. В это мгновение вбежала перепуганная графиня. Муж стал уверять ее, что они просто шутят со старым другом. Но происходящее слишком не походило на шутку. Графиня была на грани обморока, и взбешённый граф закричал Сильвио, чтобы тот скорее стрелял, но Сильвио ответил, что он не будет этого делать, что он видел главное — страх и смятение графа, и с него довольно. Остальное — дело совести самого графа. Он повернулся и пошёл к выходу, но у самой двери остановился и, почти не целясь, выстрелил и попал точно в простреленное графом место на картине. В этом рассказе на примере одной жизни показано действие Закона: он с неукоснительной точностью  приводит следствия в соответствие с причинами, породившими их. И гений русской литературы А.С.Пушкин знал это. Ведь нельзя объяснить случайностью то, что та же идея в ином контексте прослеживается в другой повести «Метель» того же цикла.

Так действует Закон Кармы или Принцип Причинности: он настигает человека именно тогда, когда тот может испытать нравственные страдания, подобные тем, которые испытывал другой, обиженный им.

«Пожинает не тот, кто сеял, но и не другой». В рассказе Блаватской пожинает та же Душа-Эго, воплощенная в новой личности. В повести Пушкина пожинает тот же человек, но совершенно изменившийся к тому времени, когда его настиг кармический кредитор.

Необходимо понять, что Закон Кармы есть всеобъемлющий закон Божественной Справедливости. Он действует на всех Планах Жизни, действует для всех живых существ, обладающих сознанием и разумом и потому способных делать сознательный выбор. Животные, растения, минералы – просто следуют своей природе, подчиняясь групповому сознанию или групповой душе вида. Но у человека пробуждение ума и личного сознания дают право и возможность стать сознательным кузнецом и творцом своей жизни и судьбы. Это право оборотной стороной имеет ответственность. Поэтому человек уже не должен подобно животному только следовать своим природным инстинктам. От должен сознательно творить свою жизнь и судьбу.

Современные люди часто полагают, что они действительно обладают правом выбора. Однако они так же часто стремятся уклониться от ответственности, которую налагает на них это право. Они желают пользоваться своими правами и уклоняться от исполнения своих обязанностей тем или иным образом. Вот дети желает пользоваться любовью родителей и не желает выполнять обязанностей по дому. Вот отец сначала желает, чтобы дети сами позаботились о себе, отказываясь от них, а затем в старости находит их и предъявляет свои права на заботу с их стороны. Вот человек проявляет ярую нетерпимость по отношению к несовершенствам других, а после ожидает, что к его ужасным несовершенствам будут относиться как к маленьким недостаткам. То же можно увидеть и в межнациональных, межгосударственных, межрасовых, гендерных взаимоотношениях. И нетерпимые ожидают терпимости, ненавидящие ожидают любви, корыстолюбивые ожидают бескорыстных даров.

Это, воистину, безумие уходящей эпохи, называемой на Востоке кали-югой или тёмной эпохой. Почему же тогда мы удивляемся тому, что, несмотря на небывалый ранее (в обозримом прошлом) технический прогресс современной цивилизации, так умножились стихийные бедствия, природные и техногенные катаклизмы, эпидемии, войны и т.д.?! Мы – земное человечество – ответственны за всё это. Мы наполняем астральный и ментальный мир чудовищными чувствами, желаниями, мыслями и творим в них силой своего неправильно сосредоточенного воображения те чудовищные бедствия, которые обрушиваются на нас. Мы творим этих чудовищ и возлагаем ответственность на Бога, Судьбу, Рок, которые по собственному произволу наказывают нас – невиновных.

Да, мы настолько невежественны (в отношении Законов Жизни) и потому слепы, что не сознаём собственной ответственности за содеянное. Однако эта слепота не защитит нас от заслуженный бедствий. И не Бог или слепая Судьба посылает нам их.

В Книге Притч Соломоновых есть следующее утверждение: «Пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется» (Прит.5:21-23).

Соломон подчёркивает важную деталь: не Бог наказывает, а «беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится». И в другом месте мудрец снова подчёркивает это: «Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Прит.26:27).

Такое понимание воздаяния весьма точно передаёт смысл Закона Кармы: человек своими поступками, желаниями, мыслями сам сеет причины, сам взращивает их и сам пожинает урожай. Поэтому он должен принять на себя ответственность за качество своих посевов. Только принятие сознательной ответственности, а не уклонение от неё и не попытки переложить на других помогут нам выбраться из тупика, в который нас завели личный и коллективный (религиозный, национальный, политический, семейный и т.д.) эгоизм, жестокость, ненависть, нетерпимость и т.п.

Вспомним наставления апостола Павла: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает (или по Новому Завету в современном переводе «Бога обмануть нельзя»). Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (К Галатам 6:7-8).

И ещё: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (К Галатам 5:13-23.).

Не нужно искать других виноватых в наших бедствиях. Ни Бог, Природа, Звёзды или Судьба, ни другие люди, религии, нации, государства или что иное виноваты. Но – мы сами, каждый из нас. Мы породили чудовищ, которые угрожают здоровью и даже жизни всей современной земной цивилизации. И поэтому мы должны сначала осознать свою личную и коллективную ответственность за сложившееся положение. А затем принять сознательную ответственность как за свои жизнь и судьбу, так и за жизнь и судьбу всего земного человечества и планеты.

В чём же должны проявиться эти сознание и принятие ответственности? Мы должны осознать, что постоянно сеем семена грядущих созидания или разрушения, добра или зла, бедствий или блага, света или тьмы. Сеем каждый в своём микрокосме. Сеем слепо, в невежестве, одержимости страстями и ложными идеями или в мудрости, свободе от личных желаний, в свете Истины. Сеем каждым побуждением, каждой мыслью, каждым чувством или желанием в невидимых мирах семена того, что пожнём в будущем лично и коллективно. Сеем с ауре своей. Сеем в местах, которых мыслями, устремлениями, желаниями или чувствами касаемся. Сеем в других сознаниях, которых захватывает сфера нашей ауры, или к которым сознательно направляем энергии своих мыслей, устремлений, желаний и чувств. Сеем в пространство вокруг, заражая или исцеляя многих и многих.

Каждый должен начать с себя, с очищения своих мыслей, желаний, чувств, переживаний и даже мотивов от эгоизма личного, семейного, национального, религиозного и т.д. Нужно очистить их от ядов, тьмы и безобразия и сознательно выбирать для посевов лучшие семена. Затем дать им лучший уход. Тогда и жатва благая станет неизбежной, как сказано: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем».

Возвращаясь к теме размышления, нужно признать, что в эпидемиях, войнах и различных стихийных бедствиях или техногенных катастрофах погибающие люди пожинают то, причины для чего посеяли ранее в цепи бесконечных перерождений. Однако из этого вовсе не следует, что можно осуждать этих людей, за их прежние (из прошлых воплощений) или нынешние (в настоящем воплощении) безнравственные, жестокие деяния, мысли, чувства, переживания.  В Библии не раз сказано в разных формах: «Не судите, да не судимы будете!» и «Оставьте Мне суд и отмщение. И Я воздам каждому по делам его».

Так же не следует из этого, что можно оправдать нежелание помогать другим их справедливыми (согласно Закону Кармы) страданиями. Тот, кто отказывает в помощи нуждающемуся, совершает грех против ближнего своего и согласно тому же Закону готовит себе страдания в будущем. Если он может помочь, но уклоняется от этого из страха заразиться или из иных побуждений, обусловленных невежеством, эгоизмом, то уподобится санитару, который на поле боя отказывается покинуть безопасное укрытие и спасти раненого, упавшего всего в нескольких метрах от него. В свой срок он пожнёт соответствующую жатву. Пока же его нынешняя жатва – утрата человеческого достоинства, о которой сказано в известном стихотворении Николая Заболоцкого: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому…»

Замечательным примером того, как должен себя вести в экстремальных условиях являет жизнь врача, философа, алхимика Парацельса. Когда он узнал о начавшейся в Штерцинге эпидемии чумы, отправился в этот город и много работал, помогая людям излечиваться от страшного недуга или, по меньшей мере, облегчать их страдания. Работая в пораженном эпидемией городе, он соблюдал меры гигиены и безопасности,  но при этом считал совершенной защитой нравственную и мысленную гигиену человека. Нравственную гигиену он видел в чистоте мыслей, устремлений и поступков: чистоте от эгоизма, страстей, грубых желаний и чувств. Мысленную гигиену он видел в том, что буддисты называют правильным сосредоточением. Он, как никто другой видел многократно, что страх парализовывает жизненные силы и убивает человека раньше, чем его тело было поражается физическими бациллами чумы. Поэтому он сосредотачивался сам на процессе выздоровления и на образе здорового человека, побуждая и других к такому сосредоточению. И таким образом правильным сосредоточением изгонял все страхи, сомнения, беспокойства. В этом состояла его мысленная гигиена и дезинфекция. Свои выводы Парацельс изложил в главе «О воображении и как оно достигает своей силы» (из труда «Магический архидокс»).

Парацельс, исцеляя больных, делал всё возможное, что было в его силах, следуя общему правилу всех духовных подвижников, оккультистов, учеников Сокровенного Знания: делай своё дело (осуществляй свою Дхарму) наилучшим (совершенным среди доступных тебе) образом, остальное – в Руках Господа (Бога, Закона, Судьбы).