Христос воскрес!? Вопросы, сомнения, условия

Виктор Тарасенко
    Сегодня в эти праздничные Пасхальные дни мне вновь захотелось рассмотреть с вами это неповторимое и чрезвычайное событие вселенского масштаба – воскресение Христово.
   Сегодня, когда двери храмов и молитвенных домов некоторые (или многие?) особенно ретивые (или заботящиеся о своей пастве?) священники и пресвитера собственноручно закрывают и предлагают (или предполагают?) он-лайн трансляцию богослужений, у меня (думаю, что и у некоторых других) возникают определённые вопросы, на которые могут быть даны совершенно разные, можно сказать диаметрально-противоположные ответы.
    Вообще говоря, откуда в нашей голове возникают вопросы? Наверное, изначально это детское любопытство, желание познать окружающий нас мир. Те, кому довелось испытать счастье отцовства и материнства, несомненно помнят бесконечные вопросы «почему?» своих четырех-пятилетних детей, от простых и наивных до глубоких и порой даже философских о смысле жизни и смерти, о добре и зле, о земле и небе, о Боге, и т.д.
     Мы все, в меру своих сил, образованности и собственных убеждений пытаемся достойно ответить на эти бесчисленные вопросы наших чад, но иногда (или часто?) просто говорим им: «отстань от меня со своими глупыми вопросами, придет время, подрастешь и сам поймешь!»
    Так или иначе (успешно или не совсем) мы решаем проблему вопросов, которые задают нам наши дети, но что касается нас самих? Насколько успешны мы в ответах на свои (порой внутренние и сокровенные) вопросы? Которые остаются, возникают, а порой и терзают нас? С приобретением жизненного опыта на многие из них мы можем определенно ответить (хотя бы для себя самого), но некоторые из них для многих остаются не отвеченными, или мы просто перестаем их задавать сами себе.
     Одним (или даже самым важным) из таких вопросов является воскресение Христово. В зависимости от того как вы на него отвечаете в настоящем будет зависеть ваше будущее. Казалось бы, для верующих в Бога ответ на этот вопрос прост, однако (жизнь показывает) что не все, кто сегодня с твердой уверенностью провозглашают: «Христос воскрес!», завтра останется твёрд в своих убеждениях. Некоторые (в силу разных причин и обстоятельств) подвергнут сомнению этот неизменный постулат веры, а другие (спаси и избави Господи!) даже поставят некоторые условия самому Богу!
     Что же я хочу сказать? Можем ли мы к событию воскресении Господа Иисуса Христа задавать вопросы, сомневаться или даже ставить условия? Наверное, некоторые из вас, дорогие читатели в гневе воскликнули: «как такое вообще возможно?» Однако не спешите, давайте рассмотрим евангельское повествование, оставленное нам апостолом Иоанном.
    «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
     Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
  Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой, и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.» - Иоан.20:19-29
    Что показывает Иоанн? Мы видим события, которые происходят непосредственно после воскресения Господа Иисуса Христа. Что характеризует это неординарное событие? Какие вопросы ставит? Какие даёт ответы? Какое ощущение вызывает у тех, кто уже удостоверился в воскресении Господа? А у тех, кто ещё лично не имел с Ним встречи?
   Посмотрите, евангелист Иоанн, дважды подчеркивает, что даже по прошествии восьми дней двери дома, где они собирались, были заперты из-за опасения от иудеев. Не правда ли, это очень актуально и для наших дней, когда многие, те, кто верует в воскресение Господа Иисуса Христа, собираются при закрытых дверях из-за опасения от ……. (короновируса?)
     Персонаж апостола Фомы вообще очень характерен и вполне близок русскому народу, выражение «Фома неверующий» прочно вошло и укрепилось в просторечье и многие, те, кто даже ни разу не читал Евангелие, хорошо знают это высказывание и успешно его применяют в своей повседневной речи.
Так, что же,  ужель так оно и есть, и апостол Фома был самым сомневающимся и неверующим из двенадцати? А мы с вами, далеко или близко, ушли от него? Давайте немного порассуждаем…
     Мы не много знаем об апостоле Фоме, и тем не менее он выделяется и был отмечен, особо и из большого круга пятистах свидетелей воскресения, или даже из более тесного круга ста двадцати или семидесяти. Он входил, и был избран самим Господом в особый круг своих учеников и последователей – круг служителей–апостолов, тех двенадцати, которые на протяжении трех лет вместе со Христом совершали путешествия и служили по Его указаниям людям. И хотя он не являлся первым лидером всей апостольской группы, тем не менее, был вполне смел в своих желаниях и стремлениях. Вспомните его порыв пойти и умереть вместе с Господом (Иоан.11:16), или его искренний вопрос о незнании пути, по которому надлежит идти Иисусу (Иоан.14:6).  Он был особенно дорог Христу, иначе зачем Господу отвечать на его вопросы, разрушать его сомнения и выполнять его условия?
     Да, такой сомневающийся был Фома, но разве мы с вами далеко от него ушли?
Мне бы хотелось рассмотреть с вами почему вообще возникли вопросы у Фомы? На мой взгляд он был основательным человеком, искренне пытающийся разобраться, прежде всего для себя самого в сути веры в Господа Иисуса Христа. Да, нам теперь всё известно, но попробуйте хоть на мгновение поставить себя на место апостолов, и вы поймёте их трудности в принятии распятия их Учителя: три года совместных служений с Иисусом они были очевидцами всех его свершений: исцелений болезней, великих поучений, совершении целого ряда чудес и много такого, что не описано для нас.
    Они, и в том числе Фома, были свидетелями чудесного воскрешения Лазаря и неповторимого входа Иисуса Христа в Иерусалим. И вот после всего этого, их Учителя берут, уничижают и распинают на позорном кресте Голгофы…. Что у них в головах? Несомненно, возникают многие трудные и не отвеченные самим себе великие вопросы. Вспомните диалог Иисуса с двумя из них, шедшими по дороге в Еммаус: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля…» -Лук.24:21
      Думаю, что вопросы, на которые они не могли ответить порождали, и не только у Фомы сомнения и соблазны (преткновения) о которых им заранее говорил Иисус. И все же почему Иоанн выделяет апостола Фому? Как он пишет: «его не было с ними», и это очень важная деталь, на которой стоит немного остановиться и её рассмотреть, особенно в свете сегодняшнего дня.
    Что я хочу сказать? На мой взгляд, многие вопросы и сомнения отпадают сами по себе, когда мы имеем общение друг с другом во имя Господа, потому что в этом случае исполняется Его слово: «ибо где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я посреди их» -Матф.18:20. Проблема Фомы, да и многих наших современности, в том, что они в одиночку пытаются ответить на возникающие вопросы вечности.
     Отсутствие постоянного общения Адама и Евы позволило приблизиться к женщине змею и задать ей некоторые вопросы. Всем нам известно, чем это закончилось. Возникшие по воле змея вопросы, посеянное сомнение в благости Бога и прямая ложь, позволили сатане одержать временную, хотя и довольно продолжительную (вплоть до наших дней) победу рассуждений над верой. Грехопадение произошло и нарушило тот мир между Богом и человеком, который был предназначен нам от сотворения.
   Собственно говоря, первыми словами воскресшего Христа, обращенным к своим апостолам и было это вечное сокровище: «мир вам!»
Этот мир Бог и сегодня желает всем дать, даже если для этого Ему потребуется ответить на многие наши вопросы. Главным и основным, на мой взгляд при этом, является то, насколько мы искренни перед Ним и самими собой, когда задаём вечные вопросы?
   Посмотрите на Фому. Да, его не было среди тех, кто уже видел Господа и уверовал, да у него были реальные сомнения в воскресении Иисуса, он даже посмел поставить условия Христу! Но всё это Фома делал от чистого сердца, и Господь несомненно это видел и знал. Он не оставил Фому в его неверии и сомнениях, Он пошел на его условия ради его веры, он явился вновь всем апостолам и Фоме, для того чтобы укрепить их в этом новом состоянии торжества жизни над смертью!
     Бог и сегодня Тот же! Христос Иисус умер за наши грехи, но и воскрес для нашего оправдания! Задавай свои вопросу Богу и Христу дорогой читатель, подвергай сомнению свидетельства других (так как это делал Фома), и даже (Господи помоги) ставь Ему условия, которые касаются твоей веры в Него. Главное будь честен и искренним перед Ним, когда получишь от Него реальные ответы.
    Так было со мной, когда в двадцать пять лет я задавал важные для себя вопросы о смысле моей жизни и бытия. Для меня потребовался один год, чтобы перебороть все мои сомнения и неверие, покаяться и обрести тот душевный мир, о котором воскресший Христос повествовал Своим апостолам и Фоме.
     Сколько потребуется тебе дорогой читатель, я не знаю, но мне бы очень хотелось, чтобы ты стал одним из тех блаженных верующих о которых сказал Господь Фоме, которые не видя Господа своими земными очами, могут рассмотреть Его внутренним взором и уверовать в Него.
     Христос воскрес!!! Во истину воскрес!!!

ТВГ, г. Барнаул, апрель 2020 г.