1953-1956 годы

Николай Богачев 03
     Следующий рейс у меня был в Кисловодск. Посетил зелёный городок, но лучше Минеральных Вод я не встречал. Обратно ехали без происшествий. Приехали в Ленинград и меня направили в бригаду Романова. Бригада собиралась для поездки в Грузию, Тбилиси. МПС впервые разрешила прицеплять 3 вагона, потом 6 вагонов. Выехали из Сочи вечером. Три вагона направили вдоль моря к Тбилиси. Миновав Сухуми,  везде наш поезд останавливали. Проезжая вдоль моря, останавливаемся чуть ли не на каждом километре. Вдоль железной дороги идут грузины, несут корзины цветов, виноград, хурму и прочее. Машинист останавливает поезд и подбирает их всех. Мы машинисту говорим, что этого делать нельзя. Он отвечает, дорога наша, поезд наш, что хочу то и делаю. Смотрим, железную дорогу ремонтируют русские женщины, а руководит ими грузин-начальник. Проехали Сухуми, реку Риони и самый высокий мост в горах, приехали в Тбилиси вечером, а утром выехали в Сочи. Всю ночь перед возвращением отдыхали в горах, жгли костры, жарили шашлыки, пили вино и пели песни на грузинском языке. Грузины при посадке в вагоны утром, старались споить проводника и загрузить вагоны лавровым листом и мандаринами. Слабые проводники, падкие на выпивку, спивались и милиция их забирала. Приходит в вагон перед отходом поезда ревизор и начинает кричать на проводника, а проводник на грузин, грузины на своём родном языке говорят с милицией, те снимают проводника, КПЗ, суд, срок 5 лет тюрьмы с отработкой на их территории. Наша прокуратура обращается в органы милиции Грузии, им отвечают, нарушил закон на нашей территории, и мы будем судить нашим судом. Так дали нашим двум  проводникам по 5 лет с отработкой в Грузии.

     Так мы познакомились с порядками в Грузии. Везде милиция, начальники станции ; грузины, видим одни женщины железнодорожные рабочие, а начальники грузины.         
     Приходит к нам в служебное помещение грузин с бутылкой чачи и говорит; выпейте, мы говорим, наши  двое уже выпили  и теперь  в милиции. Да что вы, я начальник станции, смотрите мои документы. Может, мы друг другу поможем, запишите мои координаты, мы посидели, выпили полстаканчика чачи и разошлись. Я его адрес записал.      
     Приехали домой. Я купил два махровых полотенца, одно матери, другое Нине, привёз крупный арбуз, меня Володя встречал, рассказал мне как он поехал на Московский вокзал,  на Староневском прочитал объявление, что принимаются юноши в ремесленное училище завода «Большевик». Он устроился туда.

     Поехал в Сочи, напарником мне дали Игоря Мезенцева,  он женат, двое детей было и жил на Суворовском проспекте. Поехали вместе в первый раз. Нужно было брать продуктов, а денег нет ни у меня, ни у него. Стали посадку делать. Посадили пассажиров, и предложили им белье. Взяли деньги бельевые, закупили сметаны, помидоров, консервы и колбасы. А деньги мы потом доложили. Мы сразу подружились и работали с ним очень долго. Диспетчера нас не трогали. Поступили с ним в школу городскую заочную, на Невском проспекте. Получили задания, учебные пособия по всем предметам и контрольные задания. Но мы с ним были очень честными и не могли использовать эти программы как некоторые ребята, им делали разные люди или знакомые а они только относили в школу сделанные задания и переходили из класса в класс. Мы с Игорем не воспользовались такой возможностью, учиться не смогли и бросили школу посещать,  а ребята продолжали учиться, и получили аттестаты ничего не зная.

     После смерти Сталина И.В. 5 марта 1953 года весь Кавказ был в трауре, особенно Тбилиси, Кутаиси, Риони.  Всё замерло. Выдали нам портреты Сталина в рамке с чёрными лентами, чтобы мы их в окнах вагонов выставили. Страна была в ожидании чего-то. Проезжая от Кавказа до Ленинграда всё было в трауре, народ был какой-то убитый, со слезами на глазах.
     Ещё Сталиным маршал Жуков был понижен в должности и направлен в Дальневосточный округ командующим. После смерти Сталина, после освобождения Маленкова от должности первого секретаря ЦК КПСС.  Хрущёв отозвал Жукова с Дальнего Востока и назначил министром обороны. 

     Приезжаем в Сочи, народ бурлит, как в котле, волной движется в замешательстве, не поймёт, что делается в стране. Мы приехали в Сочи, от нашего состава отцепили 5 вагонов и направили в Тбилиси. Вдоль железной дороги нет теперь людей, которые тащили бы на плечах мешки с фруктами, виноградом. В Сухуми тишина, как будто все умерли. Переезжаем через реку Риони ; тишина. Приехали в Тбилиси. Смотрим, текстильный комбинат на площади Берия наряжен лозунгами и плакатами  ; Хрущёв кочан капусты грызёт, у Булганина во рту метла которой он  всех метёт. Выступают герои соцтруда, ударники ком. Труда, критикуют Хрущёва и Булганина. Хрущёв дал указание министру обороны навести порядок и успокоить грузин. Жуков взял военно-воздушный десант высадил на Кавказе в Тбилиси  и дал команду стрелять по ногам, а где ноги там и головы.

     Мы стали упрашивать машиниста, чтобы он отправил нас в Сочи. Тут я вспомнил своего знакомого начальника станции Тбилиси, пошёл к нему, народу было столько,  что я еле пробился к станции, спрашиваю капитана милиции, он отвечает не знаю. Не хотел отвечать. Я нашёл начальника вокзала в здании жел. дороги попросил его отправить наши 5 вагонов  раньше времени в Сочи. Он подумал и дал мне записку, что разрешает. Я отдал её машинисту поезда. 

Отправлялись вечером, примерно в 23 часа, уже было темно, а по расписанию должны были выехать утром. Когда проезжали мы через реку Риони, через мост по нашим вагонам открыли пулемётный огонь. Я дал указания бригаде проводников лежать на полу и закрыть головы перьевыми подушками. Приехали в Сочи, вагоны были так изрешечены пулями, что эти 5 вагонов отправили на капитальный ремонт. Нам дали 5 вагонов северокавказской железной дороги. Когда мы осматривали вагоны, на которых мы приехали из Тбилиси, то находили трупы.  Помню, приехали в Ленинград, я слышал по радио как  задают вопросы нашему правительству, что произошло в Грузии. Я  читал в газете, внизу в левом уголочке, было написано: маленькая группа хулиганов устроила беспорядки, но мы их умиротворили.