Глава семнадцатая. Город оживает

София Домбровская
                А получается всё наоборот.
                Всё наоборот получается.

                Фильм "По семейным обстоятельствам"


Настал, наконец, этот долгожданный понедельник 27 апреля.


Будущие выпускники пошли сегодня в школу. И дочь моя в том числе. Педагоги  всё подготовили на высшем уровне. В дверях стоял учитель и проверял, все ли в масках. В классах столы были расставлены на должном расстоянии друг от друга. Маски было разрешено снимать во время урока. Но для похода в туалет необходимо было снова надевать. На двери, ведущей в туалет - табличку придумали повесить (не стали учителем жертвовать, который следил бы за передвижениями учеников): если кто-то входит - поворачивает её к зрителю стороной "занято", выходит - меняет на "свободно". Просто и элегантно. И элемент доверия детям присутствует. Молодцы, что и говорить.


Атмосфера вцелом специфическая, но не мрачная, не гнетущая. И ребята, я думаю, рады в душе, что что-то сдвинулось наконец-то с мёртвой точки. Экзамены вещь довольно неприятная, но в данном случае даже они - лучше, чем неизвестность. И, что уж там скрывать, очень отрадно, что уже скоро можно будет избавиться от некоторого количества ненужной информации, засевшей в голове и не дающей покоя.


Сегодня же открылись и многие магазинчики и магазины. И сразу всё пошло не так...


Я, честно говоря, вообще не собиралась идти за покупками. Потому что точно знала, что будет твориться в городе. Но пришлось. Мы за эти выходные абсолютно незаметно умудрились съесть почти всё, что было в холодильнике, а главное - у нас совершенно закончился хлеб. А я без хлеба не могу, начинаю как-то нервничать.


Ну и пошла я, куда деваться. Сначала - в супермаркет, который возле дома. Маску с собой прихватила, без неё теперь нельзя. Подойдя к магазину, маску мою надела и    - почти уже вошла, но сначала предупредительно пропустила вперёд даму, чтбы соблюсти расстояние.


А в магазине - по первому ощущению - сплошные врачи и медсёстры, среди них парочка гангстеров (в чёрных масках, как и у меня, кстати) и несколько ковбоев, треугольные платки себе на лицо повязавших. Замечательное зрелище. Карнавал и маскарад.


И, главное, все так быстро снуют туда-сюда, то и дело друг на друга налетают, а иные и вовсе - стоят на пути у остальных, общаются.


Я быстро побросала в сумку всё то, что мне было необходимо сегодня купить. У меня техника уже отработана, я ею которую неделю пользуюсь. Чётко, быстро - и на выход. Осталось только заплатить. У одной кассы очередь до завтра. У другой - тоже, но там даже и кассира не видно. И когда он придёт - загадка. Я встала туда, где лента двигилась, за дамой с детской тележкой для покупок.


Стою, расстояние соблюдаю, дышу себе в маску, рук своих не вижу. Ужас как неудобно. За мной - человека два пристроились. Почти вплотную. Но я их игнорирую. Заставляю себя о них не думать. Вдруг подходит к нам пожилой мужчина, встаёт ровно между мной и той дамой, которая впереди меня, и - застывает. Я жду. Пока он очнётся и пойдёт дальше. А он стоит. И ухом не ведёт. Не в силах больше томиться в ожидании, спрашиваю:

- Простите, Вы, наверное, хотели куда-то пройти? Мы все здесь стоим в этой очереди. И я и те, кто за мой. Это, видимо, плохо понятно, из-за необходимости соблюдать  р а с с т о я н и е. Но это именно так.

Мужчина, делая шаг в мою сторону, невозмутимо ответствовал:

- Да-да... скоро всё снова будет как было. Идите спокойно к кассе, я не возражаю. И стоит. Не возражает. Но и не отходит.

Не знаю, что со мной случилось, видимо, сели предохранители. Но я  так стремительно шагнула к ленте, так быстро начала выкладывать мои покупки. Видно плохо, дышать нечем, скорее бы выйти отсюда.


И тут такой нежный голос впереди меня:

- Извините, но я ещё не закончила...

Дама передо  мной. Я забыла убедиться, что её тележка пуста, что она уже всё выложила на ленту. И нарушила правило. Поторопилась и всё испортила, свела на нет главный принцип последних недель: обязательное соблюдение расстояния. Искренне извинившись, я сделала несколько шагов назад, туда, в толпу, которая наседала, дышала мне в спину, потому что разметка - только у кассы, а своей головы-то нет. 


Мужчина, так и не встал в очередь. Он спокойно выложил свои сокровища на ленту сразу за моими вещами. Никто его не одёрнул. Ну и я не стала. Но мысленно я продолжила наш с ним диалог, в жёстких тонах продолжила.


"Дети сидят дома взаперти вот уже шесть недель, я не хожу на работу почти столько же. Некоторые мои друзья и знакомые - тоже или торчат дома, или работают только на полставки. И вот наступил у нас переломный момент, когда наконец-то появилась надежда на будущее, пусть не на жизнь как раньше, но хотя бы на жизнь без карантина. И вот, именно сейчас возьмёт и заболеет этот мужчина преклонных лет, вследствие попытки протиснуться, приблизиться, показать, что ему не страшно... так вот - заболеет он (чего я ему не желаю), а дома останемся мы. Я и мне подобные, все поголовно останемся дома. И это уже не смешно, это невыносимо. Из-за чьей-то откровенной глупости может всё сорваться, отмениться и  осложниться".


Домой я шла быстро. Дышала сухим и горячим апрельским воздухом. И внутренне возмущалась.


Машины, всюду машины, туда шла - пробка во главе с автобусом, обратно иду - опять пробка и автобус её замыкает. Странное зрелище, отвыкла я от него. И куда это они все?


А они все - в центр. За покупками. Магазины-то открыли.


Тут мне уже просто из принципа стало интересно, что же у нас там, на двух с половиной улицах теперь творится? Ну неужели всё и вся открыты и ведут бойкую торговлю? Не устояла, не смогла дома отсидеться. Пошла в народ.


Прихожу, смотрю - и точно. Улицы полны, люди кругом, многие в масках, но при этом стоят близко друг к другу, иные даже обнимаются.


Возле магазинов, как в старые времена, товар на улицу вывезли - милости просим, кто хочешь, трогай руками, вытирай нос, дыши на них и чихай на здоровье. Внутри - ситуация немного другая. При этом, как на парадоксально, никакого единства организации процесса, а просто кто во что гаразд. У одних - плакаты с инструкциями на окнах и - средство дезинфекции прямо при входе. У других - информация о том, сколько людей могут одновременно находиться в магазине, но ничего для рук. У третьих - полно покупателей и внутри и снаружи, главное - чтобы в масках. И всюду - дети, на каждом шагу дети. Словно их из дома выгнали.


У меня ступор и оторопь. Немая сцена. Или до того всё было неправильно, или теперь всё идёт не так. Я не знаю. Но логику эту не понимаю. Я отказываюсь её понимать. Её понимать отказываюсь.


                27.04.2020 (21:14 по местному времени)