Луч света

Андрей Авдей
Луч света

Они сидели, обнявшись, на берегу реки и смотрели на заходящее солнце.
- Так спокойно, - улыбнулась она.
- Да, - согласился он, - хочется, чтобы этот вечер никогда не заканчивался.
- Завтра будет еще один, а потом еще и еще, - девушка положила голову на плечо юноши, - их много впереди, таких же спокойных вечеров.
- Которые мы проведем вместе, - кивнул парень и, достав фонарик, посветил в темнеющее небо, - видишь?
- Конечно, - девушка посмотрела на вырвавшийся луч света.

- Свет может лететь вперед миллионы и миллионы лет. Или вернуться обратно.
- Вернуться?
- Да, встретив звезду или облако, он обязательно вернется обратно, чтобы увидеть землю еще раз. И если когда-нибудь меня не будет рядом, приходи вечером на берег и просто подставь ладони. Когда на них упадет луч света, знай, что это я послал его тебе.

***
- Все здесь останемся, - вздохнул пожилой старшина, неторопливо затягиваясь козьей ножкой.
- Приказы не обсуждают. Сказано – стоять насмерть, значит, будем стоять. Мы-то пожили с тобой, - согласно кивнул такой же немолодой сержант, - а вот их жаль, зеленые совсем.

И, не сговариваясь, сослуживцы посмотрели в сторону молодого пополнения. Кто-то торопливо письмо на колене писал, кто-то пытался уснуть, а один старательно светил в небо фонариком.
- Так, боец, - крикнул старшина, показывая на включенный фонарик, - ты кому сигналишь?
- Не сигналю, - улыбнулся красноармеец, - я невесте пишу.
- Что? – переглянувшись, старшина и сержант недоуменно посмотрели на бойца.

Остальные красноармейцы тоже бросили свои дела, старательно прислушиваясь.
- Понимаете, когда-то я сказал своей девушке, что, если когда-нибудь меня не будет рядом, пусть выходит на закате к берегу и подставит ладони. Когда на них упадет лучик света, это будет мой.
- Возьми, - сержант протянул лист бумаги, - ты ей письмо лучше напиши, почтальон на заре будет. И фонарик потом одолжи на минуту…

***
Заходящее солнце осветили окопы, в которых бойцы, казалось, играли в непонятную игру: каждый по очереди светил фонариком в небо, а затем, старательно писал на клочке бумаги:
- Дорогая мама, не плачь, пожалуйста, … а вечером….
- Доня ненаглядная, пришел мой смертный час, ты вечером на закате…
- Детишек поцелуй за папку, а сама вечером на закате выйди за околицу…
- … подставь ладони и жди, когда упадет луч света. Это мой.

***
Обер лейтенант с недоумением смотрел на лучи света, вспыхивавшие из окопов противника. Казалось, что сидящие в обороне солдаты передают друг другу включенный фонарик.
- Не понять этих русских, - офицер пожал плечами и, приказав усилить наблюдение, продолжил осмотр позиций. Завтра они обязаны любой ценой прорваться к дороге, от этого зависит успех всей операции.
***
Завтра.
Послезавтра.
Месяц.
Год.
Годы.
***
Давно заросли окопы. О том бое напоминает только скромный обелиск со словами «стояли насмерть бойцы и командиры… не пропустив…».

А где-то далеко, каждый вечер на закате выходят женщины, молодые и пожилые, с повзрослевшими детьми и одни, все разные, лишь цвет платков одинаков - черный. Они протягивают ладони и ждут…

Ждут того самого луча света, чтобы сказать:
- Здравствуй.

Автор: Андрей Авдей

Рассказ из книги Авдей Андрей "Как родных сыновей". Подробнее о сборнике можно прочитать на странице автора, в разделе Ссылки на другие ресурсы - "Издание книги"