Игнатьевский метод созерцания

Ольга Кручковская
               

                1. Суть и цель созерцания
      
      Во второй недели Духовных упражнений Святой Игнатий вводят нас в новый способ молитвы: евангельское созерцание (контемпляция). Именно ему посвящены наши размышления.
 
               1. Что такое евангельское созерцание?
      Созерцание - прежде всего поиск сердечной, личной встречи с Иисусом. Место встречи создается описанием жизни Иисуса в четырех Евангелиях. И поэтому мы говорим о евангельском созерцании.
      Евангелие рассказывает о жизни Иисуса: воплощение, скрытая жизнь, публичная жизнь, Его учение, смерть и Воскресение.
     Земная жизнь Иисуса, Его человеческая природа - это "знак", "таинство", которое дает нам возможность познать тайну самого Бога. Кто видел меня, видел Отца (Ин. 14, 9).
     Несмотря на человеческую природу Иисуса глазами тела, можем видеть Его Божество глазами души. Вся жизнь Иисуса, каждое Его слово и каждый Его жест передают нам Благую Весть. Суть Благой Вести - это безграничная любовь Бога к нам.
     Иисус объявляет нам тайну любви Бога не только тогда, когда говорит о ней прямо. Объявляет ее также тогда, когда находится с людьми, исцеляет, работает; Иисус объявляет нам любовь Бога тогда, когда отдыхает, молится, ест. Самым красноречивым способом говорит тогда, когда за нас страдает, умирает и воскресает.
    Полнота Божества, присутствует в жизни Иисуса, освящает каждое Его слово, каждый поступок, каждый жест. Вся деятельность человека претерпела в Иисусе освящения. И поэтому все, что описывает Евангелие, является для нас наставлением о том, кем мы есть, кем мы должны быть и как должны жить. Благодаря Евангелию мы открываем цель и смысл своей жизни, открываем свое человеческое тождество.

                2. Цель евангельского созерцания

       Главная цель созерцания: просить внутреннего познания нашего Господа, что ради нас стал Человеком, чтобы еще сильнее Его полюбить и лучше подражать (ДВ. 104)
      "Познать Иисуса" - это познать Сына Божия, ставшего Человеком из любви к человеку. Познание Господа Иисуса должно вести до любви к Нему. Опознанная любовь приглашает нас ответить любовью на любовь.
      Любовь к Иисусу ведет до подражанию Его во всем. Благодаря познанию, любви и подражания Христу уподобляемся Ему; становимся образом Сына Божия (ср. Рим. 8, 29). Находит таким способом первоначальное сходство, которое нам привил Господь Бог в момент создания.
       В познании, любви и подражании Иисусу, не идет речь о внешнем уподобление Ему. Речь не идет о каких-то видимых для глазу эффектов человеческих изменений. Речь идет о обожествлении всей нашей жизни. Обожествление жизни начинается с обожествления сердца. Благодаря обожествленному сердцу начинаем чувствовать, думать, решать и действовать так, как Иисус.
         Формирование себя вроде Иисуса Христа - это не только плод сильной человеческой воли, но и плод созерцания Иисуса, слушания Его верное сопровождения Его. Выносливое евангельское созерцания медленно, но доглибинно и эффективно проникает в человека. Созерцание помогает познать Иисуса, будит в нас стремление любить Его. Человеческое сердце, пылающий любовью, подталкивает полностью отдаться любимой лице и выполнять ее стремления. Внешняя переменная - это следствие перемены сердца и ума, которые формируются вроде сердце Иисуса.

                3. Созерцание требует труда

     Иисус не обещает своим ученикам легкой жизни. Подчеркивает, что кто хочет идти за Ним, должен отречься себя самого, взять свой крест и идти по Его стопам (ср. Мф. 16, 24) обожение человеческого сердце - значит мучительное умирание "старого человека" в нас.
     История учеников Иисуса свидетельствует, как они противились изменениям своих сердец. Впрочем Иисус был очень терпеливым и понимающим. Только верно созерцания всех слов, жестов и поступков Иисуса дает нам возможность испытать евангельский парадокс, что умирания "старого человека" является сладкое, легкое и дает сердцу глубокий покой.

       4. Непосредственное приготовления к созерцанию

       Непосредственно перед созерцанием или предыдущего дня надо посвятить несколько минут на приготовление к молитве. Во время приготовления выбранный фрагмент из Евангелия можем прочитать несколько раз по-разному.
      Первый способ. Читаем последовательно предложение за предложением. Стоит прочитать несколько раз. Речь идет о том, чтобы хорошо понять текст: содержание историческое наполнение, духовное послание.
      Второй способ. Читаем медленно, задерживаясь после каждого предложения. Речь идет не о понимании, а о "смаковании" уже познанного. Сосредотачиваемся на духовном, сверхъестественном измерении текста.
      Третий способ. Задерживаемся на любом месте столько времени, сколько хотим. Находимся в выбранном предложении, слове столько времени, сколько нуждаемся. Пытаемся схватить то, что нас больше всего поражает, притягивает наше внимание. Ищем событий в своей жизни, в которых слово Божие стремится говорить. Записываем мысли, чувства, вдохновения, которые появляются во времени приготовления.
       Созерцание требует внутренней тишины. Святой Игнатий советует перед молитвой найти спокойствие духа, иной раз, сидя, или прохаживаясь туда и сюда, как будет считаться лучше, а также задуматься над тем, куда идем и зачем (ДВ 239). Поощряет отмежеваться от всех земных забот, чтобы в начале вверить все дела Богу и войти в них с "легким сердцем"
     Необходимо разбудить в себе дух открытости и щедрости к Иисуса. Благодаря такому состоянию сердца можем сложить Христу в дар всю свою свободу, чтобы Он пользовался ею.

Перевод с украинского: Игнатьевские реколекции