Ленин с нами-2 или учиться, учиться и учиться

Алексей Никитин Уотерс
В школе на уроках литературы нам часто задавали учить стихи. При этом, если в начальной школе опрашивали примерно половину учеников, то начиная с 4-го класса опрашивали всех, по алфавиту. И избежать участи быть вызванным к доске не мог уже никто. И опять же, не обходилось без курьезов. Таких, которые сейчас вызывают только улыбку, а тогда могли иметь весьма серьезные последствия.
Помню, в 3-м классе нам задали учить стихотворение «Широка страна моя родная» Василия Лебедева-Кумача. И, как назло, наша классная руководительница Анна Владимировна заболела. Заменяла ее пожилая учительница Ирина Тихоновна, которую мы, откровенно говоря, побаивались. Ибо двойку она могла вкатить учащемуся просто за «невнимательность на уроке». Конечно, на каждом уроке мы сидели как мышки. И вот, урок литературы. Вызывает Ирина Тихоновна к доске Наташу Кузьмину. Наташа – неплохая девчонка, не задиристая, очень тихая и скромная. Училась она хорошо, но вот ужасно робела каждый раз, когда ее вызывали к доске. В волнении она легко могла что-то забыть или перепугать. Значит, вызывают ее к доске. Она начинает читать стихотворение. Надо напомнить, есть в этом стихотворении такие слова:
«От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит, как хозяин
Необъятной Родины своей.»

А Наташка в волнении перепутала и прочитала следующее:

«От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит, как татарин
Необъятной Родины своей.»

Прочитала, поняла, что перепутала и в испуге заплакала. Мы сидим не шелохнувшись. Никто даже не засмеялся. Смотрим – Ирина Тихоновна сидит красная как рак. Оправившись от такого вольного переложения классики она ответила:
- Так, Кузьмина, выйди за дверь и успокойся. А после урока дневник мне на стол.
Потом мы узнали, что Ирина Тихоновна поставила Наташке за столь вольное искажение классики единицу, кол. Вещь вообще неслыханная в нашей школе – никому на нашем потоке никогда не ставили единицы, самой низкой оценкой была двойка. Мы, конечно, в глубине души все были возмущены подобной мерой, но сейчас, по прошествии многих лет, я понимаю, какими бы последствиями обернулась такая вольность лет эдак за 20 до текущих событий. И для Наташки в том числе.
Да что там литература. А ИЗО – изобразительное искусство? Сколько открытий чудных нам преподнес данный предмет… Был у нас в классе мальчик один, Илья Комкин, фантазер большой и мечтатель. Учился он так себе, зато воображение имел… Соответствующее. Соответственно, по ИЗО у него всегда была твердая пятерка. Илюшку приглашали на все художественные олимпиады и, надо сказать, выступал он всегда неплохо, честь класса и школы отстаивал на «УРА». Не обходилось без курьезов, конечно. В 3-м классе, как раз к годовщине Октябрьской революции, на уроке ИЗО нам дали задание нарисовать что-нибудь ко дню революции. На следующий день все лучшие работы были вывешены на доске. А посредине висела работа Илюшки. И надо сказать, что твердую пятерку за нее можно было поставить только за саму концепцию. На рисунке была изображена Красная площадь, посредине нее – мавзолей Ленина, а на трибуне мавзолея – сам товарищ Ленин с простертой рукой, а рядом надпись - «Учиться, учиться и учиться».
Да уж, в самую точку сказано.