Музей БЛМЗ живёт настоящим и хранит прошлое. Ч. 3

Галина Александровна Романова
Часть 3. ЗА КАЖДЫМ УСПЕХОМ ЗАВОДА – ЛЮДИ /Зал №2. Послевоенное развитие БЛМЗ. 50-70-ые годы/

Развитие в послевоенные годы реактивной и другой авиационной техники потребовало коренной перестройки производства фасонного литья магниевых сплавов. Заводские специалисты совершенствуют технологические процессы, литейную оснастку. Организуется цех крупногабаритного каркасного литья. Организаторы этого производства: директор завода Лысов Пётр Николаевич, главный инженер Кащенко Иван Матвеевич, главный металлург Крысин Борис Трофимович, конструктор Долин Алексей Максимович, технолог Филатова Л.И., модельщик Харламов П.А., формовщик Вишняков Н.А. Главный инженер Кащенко И.М. (его фотография представлена в одной из витрин зала) отработал на заводе в этой должности 24 года, очень много сделал для развития литейного производства не только на БЛМЗ, но и в стране.

Очень интересна по своим конструктивным особенностям, сложности в изготовлении крупно-габаритная тонкостенная отливка фонарной рамы самолётов Ил-12 и Ил-14. Для того, чтобы отлить такую ажурную деталь, надо быть высококвалифицированными конструкторами модельной и литейной оснастки, технологами, модельщиками, стерженщиками, плавильщиками, заливщиками, обрубщиками и другими специалистами. За выпуск и производство крупногабаритного литья завод награждён дипломом первой степени ВДНХ СССР.
Важным политическим и техническим событием для завода стало открытие в 1957 году установленного на гранитном постаменте и выполненного методом художественного фасонного литья памятника В.И. Ленину.
 
В конце 50-х годов (1957 г.) на линиях гражданского воздушного флота начинают эксплуатироваться совершенно нового типа самолёты с турбореактивной тягой. Это Ту-104 и Ил-18. Эксплуатация этих самолётов потребовала от Балашихинского литейно-механичского завода новых фрикционных материалов (металлокерамики), применяемых в тормозных устройствах. Впервые в стране организуется цех №8 порошковой металлургии для производства металлокерамических фрикционных изделий. Организаторами этого производства были: Колпаков Яков Васильевич, Михайловский В.А., технолог Спирина А.Д., мастер Перепечин Н.Н., электрик Лёвин М.М. Большой вклад в организацию и развитие этого производства вложила инженер, начальник лаборатории Лебедева Лидия Петровна.

Цех № 3 магниевого литья расширяется по площади, здесь осваиваются крупногабаритные отливки специального назначения. Инженером Храмовым В.Д. с участием главного металлурга Крысина Бориса Трофимовича разработан совершенно новый метод литья, метод последовательно-направленной кристаллизации. Конструкция машины разрабатывается коллективом технического отдела под руководством Лааса Л.П. при ведущем участии инженера Кнаховского А.А. Машина была изготовлена в ремонтно-механическом цехе под руководством начальника цеха Лаврова Владимира Ивановича. Специалисты Черепанов В.С. и Пурышев Я.Н. осуществляли ежедневную организацию и проведение работ. Новые разработки  внедрялись в производство инженерами Богоявленским, Ермолаевым Виктором Александровичем, Бендерским Леонидом Семёновичем. Этот новейший технологический процесс литейного производства был экспонирован на Всесоюзной промышленной выставке и удостоен диплома 2-ой степени, диплома Почёта ВДНХ. Разработчики метода были удостоены Государственной премии СССР.

В период с 1951 по 1971 гг. расширяется и ставится на поточное производство изготовление фасонного литья из алюминиевых сплавов. Коллектив цеха №2 за счёт внедрения организационно-технических мероприятий по совершенствованию техники и технологии производства за 20 лет увеличил выпуск литья в 6 раз, повысив выработку на одного рабочего в 10 раз. 22 года руководили цехом Щеголихин Степан Константинович и Шитов Михаил Иванович. Под их руководством выращен крепкий сплочённый коллектив, ежегодно внедрялась и осваивалась новая техника. В цехе алюминиевого литья впервые внедряется плавильная индукционная тигельная печь. Механизируется транспортировка на подвесном конвейере готовых форм к рабочим местам, заливка деталей производится в кокильные формы. В историю цеха записаны имена создателей нового, передового, рационализаторы и изоьбетатели: механик Шулепин А.П., технолог Климов В.М., мастер Лозбанов П.М., стерженщица Дыкина А.М., начальник участка Святобогов Ю.П. Получив большую практику в производстве, Святобогов Юрий Петрович был рекомендован на должность начальника цеха, затем избран секретарём парткома завода, откуда был рекомендован на партийную работу в Балашиху.

В честь 50-летия образования СССР за успехи в работе коллектив завода коллегией Министерства авиационной промышленности и президиумом ВЦСПС был награждён юбилейной Почётной грамотой, представленной в экспозиции.
К концу 50-х – началу 60-х годов резко возрастает выпуск готовой продукции механического производства: авиационных тормозных и нетормозных колёс, агрегатов управления тормозными системами воздушных судов. Ежегодно осваиваются новые изделия более сложных конструкций, обновляется станочный парк. Был впервые установлен токарный станок-полуавтомат с ЧПУ – числовым программным управлением: НТ-250. Разрабатываются и внедряются новые технологические процессы. Ведущими в организации прогрессивных технологий механического и сборочного производства, в организации труда были заместитель главного технолога Охапкин Николай Иванович, технологи Путилов Ю.С., Новиков В.П., токари Архипов Е.Т., Касаткин Н.В., инструментальщики Кузнецов П.Е., Лазутин, Морозов В.И.

Здесь же, в музейной витрине на фотографии – токарь Простов Алексей Федорович, глава трудовой династии Простовых, человек сложной судьбы. Начал трудовую судьбу на заводе. Началась Великая Отечественная война, он – защитник Москвы. Затем – плен, в фашистском лагере от непосильной работы и голода он был обречён на смерть. И только благодаря освобождению лагеря нашими войсками остался жив. После госпиталя вернулся на завод и продолжал работать. В наше время в цехах завода работают его дети.
На фотографиях музея много замечательных представителей заводского коллектива. Веселов Сергей Степанович избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 4-ого созыва от Балашихинского округа, много помогал избирателям в житейских вопросах, помогал в строительстве жилья. Депутат от  комсомола – Мишин Валерий Иванович.

Обязательно надо обратить внимание и на фотографию Филиппова Александра Ивановича. Вся его трудовая жизнь связана с БЛМЗ. Он – участник Великой Отечественной войны. После демобилизации Филиппов А.И. приходит на завод учеником токаря, одновременно учится в вечерней школе рабочей молодежи. Окончив её, поступает в филиал машиностроительного института на вечернее отделение. Успешно окончив учёбу, он занимает должности: мастера, начальника участка, начальника цеха, заместителя главного инженера, и в течение 15 лет возглавлял техническую службу завода – главным инженером. На заводе работали его жена и сын. Кстати формирование заводских трудовых династий начиналось ещё в дошкольных детских учреждениях, которые создавались в разветвлённой социальной структуре БЛМЗ. Вот почему в экспозиции музея, в его многочисленных тематических альбомах можно видеть фотографии и слайды из детских садов и яслей, из пионерских лагерей, культурно-спортивных объектов. С любовью, например, рассказано о заведующей заводским детским садом Чекиной В.В. Всю свою жизнь до пенсионного возраста Чекина Виктория Васильевна посвятила дошкольному воспитанию детей, её опыт воспитания был обобщён и распространён среди воспитателей детских садов страны. За это Чекина В.В. была награждена серебряной медалью ВДНХ и дипломом 2-ой степени.

(Продолжение следует)