Брюс Ли правда и вымысел. Ч. 2. Первые роли в кино

Денис Маевский
Итак, 27 ноября 1940 года в китайском квартале Сан-Франциско в семье гастролирующих в США гонконгских артистов рождается мальчик, которого родители нарекли Ли Джун Фан, а врач, принимавшая роды, дала младенцу второе имя – Брюс. Мальчик родился в год Дракона и в час Дракона, что считается у китайцев хорошим предзнаменованием. В 1941 году семья Ли возвращается с гастролей в Гонконг.

Брюс стал четвертым ребенком в семье, глава которой Ли Хой Чень являлся известным комиком, артистом «китайской оперы» – традиционного сценического жанра и начавшего в то время развиваться гонконгского кинематографа. Это обстоятельство определило будущую профессию Брюса: первые съемки в его жизни состоялись в младенческом возрасте в гонконгском драматическом фильме «Слёзы в Сан-Франциско», причем это была роль девочки.

В течение 1940-х годов маленького Ли снимают в нескольких эпизодических ролях в различных фильмах. Первая главная кинороль и первая слава пришли к Брюсу в 1950 году возрасте 10 лет. Это была роль отбившегося от рук опекуна-дяди и ставшего воришкой сироты в трагикомедии «Малыш Ченг», в которой Брюс сыграл вместе со своим отцом Ли Хой Ченем.

Если посмотреть фильмографию артиста, то можно увидеть, что с 1950-го по 1956 год Брюс Ли сыграл в 14 фильмах, в основном в первых ролях. В некоторые годы он участвовал в 5-6 кинематографических проектах сразу. Чаще всего это были роли подростков с трудной судьбой: сирот, уличных хулиганов и воров. В 1957 году повзрослевший Брюс Ли сыграл главную роль в драматическом фильме «Гроза» по пьесе китайского драматурга Цао Ю.

Конечно, такая слава не могла не повлиять на складывающийся характер молодого Брюса Ли. О какой школе могла идти речь при таком насыщенном графике работ юного артиста? Естественно, учёба давно отошла на второй план. Из первой иезуитской школы, в которую родители отдали Брюса, его выгнали за задиристый и непослушный нрав. Несмотря на хорошие способности, Ли не отличался особым усердием и послушанием. Однако не столько задиристый характер, сколько известность в качестве артиста, провоцировавшая зависть и враждебность агрессивных сверстников, приводила к постоянным конфликтам.

Гонконг в те годы представлял из себя очень криминальный город. Бедные кварталы контролировали китайские "триады", на улицах было полно карманников, хулиганов и попрошаек. Начиная с 1938 по 1950 год мегаполис принял сотни тысяч китайских мигрантов, покинувших родные места после начала агрессии со стороны Японии, а затем и в результате окончания гражданской войны в Китае. За эти годы население города увеличилось в два раза, составив почти два миллиона человек. В этом бурлящем человеческом море царили грубые нравы, зачастую дорогу себя нужно было пробивать кулаками.

Уже в первых фильмах, в которых снимался Ли были заметны хорошие физические данные будущей звезды боевых искусств. Брюс неплохо смотрелся в сценах уличных потасовок и выполнял акробатические элементы, например «колесо» в сцене преследования полицейскими из фильма «Малыш Ченг». В 1955 году Брюс Ли участвует в межшкольных соревнованиях по боксу и наносит поражение действующему чемпиону, который до этого удерживал этот титул три года. С 14 лет Брюс начинает заниматься модными тогда латиноамериканскими танцами, и в 1958 году становится победителем чемпионата Гонконга по ча-ча-ча.

Таким образом, к 18 годам Брюс Ли являлся уже сложившимся киноактёром, молодой и перспективной звездой кинематографа Гонконга.

Брюс не был в юности хулиганом и зачинщиком драк, как утверждают некоторые, ему это было совершенно не нужно. Успешный молодой человек, артист и танцор, – кем ещё нужно было быть для того, чтобы завоевать сердца лучших девушек Гонконга? У него была только одна проблема – вызовы со стороны уличной шпаны, постоянно провоцировавшей, раздражавших их "мажора". На эти вызовы Брюс должен был давать ответ. Отказ от драки означал в китайской молодёжной среде "потерю лица", что было нестерпимо для самолюбия парня.

Взрывной характер Брюса, его известность и общая криминогенная ситуация в городе приводили к постоянным стычкам, в которых вынужденно приходилось участвовать Ли.

Танцев для доказательства "крутизны" "парню из кино" было недостаточно. Молодой Брюс Ли принимает решение изучать китайские боевые искусства.

Тема будет продолжена в следующей статье, посвященной становлению Брюса Ли как мастера китайских боевых единоборств.