Тургенев - Виардо

Альфид Лысов
      Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, который 40 лет, с 1843 по 1883 годы, был безумно влюблён в знаменитую оперную певицу Полину Виардо-Гарсия, цыганско-испанского происхождения, так описывал то состояние, в которое его повергла эта любовь:
      «С той самой минуты, как я увидел её в первый раз, - с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит своему хозяину. Я уже не мог нигде жить, где она не жила; я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, пустился вслед за этой женщиной…
Я не мог отвести взора от черт её лица, налюбоваться каждым её движением; я, право, и дышал-то вслед за ней…  Любовь даже вовсе не чувство, она болезньЮ известное состояние души и тела, она не развивается постепенно, в ней нельзя сомневатьсяЮ с ней нельзя хитрить, хотя она проявляется не всегда одинаково: обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли - ни дать, ни взять холера или лихорадка... В любви нет равенства, нет так называемого свободного соединения души и прочих идеальностей, придуманных немецкими профессорами... Нет, в любви одно лицо - раб, а другое - властелин и недаром толкуют поэты о цепях, налагаемых любовью. Да, любовь - цепь, и самая тяжёлая. По крайней мере, я дошёл до такого убеждения, и дошёл до него путём опыта, купил это убеждение ценою жизни, потому что я умираю рабом ».
       Тургенев написал ей более 500 писем, в которых он неизменно выражал свою любовь: «Уверяю Вас, что чувства, которые я к Вам испытываю, - нечто совершенно небывалое, нечто такое, чего мир не знал, что никогда не существовало и что вовеки не повторится!». Как писал А.Ф. Кони, «в душу Тургенева восторг вошёл до самой её глубины и остался там навсегда, повлияв на всю личную жизнь этого однолюба».
       Она отвечала русскому писателю: «Что я могу предложить Вам в ответ? Лишь дружбу, крепкую дружбу без обязательств». И ещё: « Вы, русские, не знаете, насколько вы обязаны мне, что Тургенев продолжает писать и работать».

       Тургенев был однолюб и безумно, по-настоящему, любил только Полину Виардо. Из-за неё он никогда не женился и поэтому не имел официальных законных детей.
       Полина же была замужем за Луи Виардо, родила 4-х детей: трёх дочерей и сына Поля. Многие исследователи жизни писателя считают, что Тургенев был биологическим отцом Поля. До знакомства с Виардо у Тургенева появилась незаконнорожденная дочь Пелагея, которую родила в 1842 году крепостная крестьянка Авдотья Иванова. Эта девочка с 8 лет росла и воспитывалась в семье Виардо.                Невзирая на страстную любовь со стороны Тургенева, у Полины были свои многочисленные увлечения, в основном со знаменитыми людьми сферы искусства. Это были известные композиторы Ференц Лист, Шарль Гуно, Гектор Берлиоз, художник Ари Шеффер, сын близкой подруги Виардо писательницы Жорж Санд - Морис и др.                Удивительно, но Тургенев подружился с мужем Полины Луи Виардо настолько, что часто и подолгу жил в их семье. Тургенев был счастлив, но страдал от того, что «сидит на краешке чужого гнезда. Своего нет – ну и не надо никакого»,- в отчаянии говорил он.
       Тургенев умер в Баден-Бадене в 1883 году на руках у Полины. Он завещал ей всё, что после него осталось. Даже своей дочери и внукам он не оставил ни копейки! Прах писателя по его воле был привезен в Россию и похоронен в Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища. Полина умерла в 1910 году в Париже, прожив 90 лет!

Лысов А.В.