Повесть об отце Гл. 16 Профтехшкола

Валентина Колбина
               
   На следующий день дружной компанией отправились на подготовительное занятие по математике.  Ребята подобрались спокойные, не хулиганистые. В основном, были приезжие из разных деревень. Можгинских насчитывалось всего человек десять.
   Экзамены Миша сдал на четвёрки. Предстояло собеседование, и он немного побаивался. Но, к счастью, всё обошлось. Молодой преподаватель сразу понял, что перед ним способный, начитанный ученик. И хотя специальными знаниями не блещет, учиться будет достойно. Все задатки у него имеются.
   Через неделю вывесили списки, и Миша увидел, что он зачислен. Зачислены были и его соседи по комнате. Тем лучше. Они уже сдружились, не раз приходили друг другу на помощь.
   
   К моменту начала испытаний к ним подселили ещё двух парнишек: один прибыл из села Шаркан, другой – из Якшура.
    Экзаменами оба не заморачивались, знали, что будут зачислены в особом порядке, потому что приехали с направлениями от своих хозяйств.
Шаркан и Якшур – края лесные, специалисты там нужны. А Можгинская лесохимическая профтехшкола именно таких и готовила.
    О том, как занять время до начала учебного года, думать не пришлось. Ремонт в школе не был завершён, так что все первокурсники на время стали малярами и плотниками. В учебных классах белили потолки и стены, девочки помогали уборщицам мыть окна, прибирать в шкафах.
Опытным в своём деле доверили пилы и топоры, чтобы подремонтировать крыльцо и пол в подсобках.
   
   По городу не ходили. Ребят сразу предупредили, что вечерами на улицах и в парке небезопасно. Пьяная молодёжь может привязаться и побить ни за что ни про что.
   Миша вспомнил, что брат его отца – Санко –  несколько лет тому назад бесследно пропал в этом городе. Тогда говорили, что попал он в дурную компанию, связался с кем-то неблагонадёжным и вот – результат.
   
   Свободного времени почти не было. Уроки и дополнительные занятия продолжались почти до самого вечера. А потом каждый занимался своим делом. Иногда ребята бродили по комнатам, собирались в компании, играли в карты, рассказывали анекдоты, смешные истории.       
   Старшеклассники, которые считали себя старожилами, смотрели на новичков свысока, пытались задираться, были случаи, когда устраивали «ревизию» чужих тумбочек. Но комендант общежития Ольга Николаевна быстро ставила таких на место. Да и сами «первоклассники», как окрестили вновь прибывших, оказались не робкого десятка. 
   
   Ольгу Николаевну все немного побаивались. Высокая худощавая женщина только на вид казалась совсем не строгой. Особенно когда улыбалась, глядя на своих подопечных. Но, не дай Бог, увидеть ей какой-то беспорядок в комнатах: не заправленные или заправленные наспех кровати, не прибранные столы и тумбочки, разбросанные вещи  и, хуже всего, грязь – доставалось тогда всем нарушителям по полной.
   Громовым голосом комендант отчитывала провинившихся, давала им в руки инструкции и правила внутреннего распорядка, заставляла читать вслух, а потом следовало наказание. И чего только не выполняли провинившиеся: драили полы в коридорах, мели двор или убирали снег, обеспечивали всё общежитие водой. А до ближайшего колодца, что находился на соседней улице, было далековато. Что странно, ослушаться  коменданта не решались даже самые отчаянные.  Зато был порядок.
 
   Миша всё свободное время читал. Одним из первых, ещё до начала занятий, записался в школьную библиотеку. Когда увидел полки, на которых ровными рядами стояли книги, он чуть не задохнулся от радости: «Вот это да! Наверное, есть Джек Лондон и Стивенсон. Почитаю!».
   Очень любил приключенческую литературу. «Остров сокровищ» был прочитан и перечитан не раз. Вот и сегодня он принёс книгу, чтобы показать друзьям. И как было не познакомить их с отважным капитаном Флинтом, который спрятал сокровища на необитаемом острове, и Билли Бонсом – моряком, служившим штурманом у Флинта и владевшим картой какого-то острова. Приключений было – хоть отбавляй!
Не раз перед сном друзья просили, чтобы он рассказал им что-нибудь интересное. Миша никогда не отказывался.
 
   Ребята  смеялись над проделками Тома Сойера,  вместе с героями Жюля Верна путешествовали по трём океанам, разыскивая потерпевшего кораблекрушение капитана Гранта, переживали за Робинзона Крузо, по воле судьбы вынужденного обживаться на одном из необитаемых островов, радовались за отважного моряка – невинно осуждённого Эдмона Дантеса, который смог сбежать из тюрьмы для особо опасных преступников.
   Перед слушателями возникали образы смелых и отважных людей, наделённых подлинной человечностью, готовых противостоять самым жестоким испытаниям. 
Миша знал много и был очень хорошим рассказчиком. 
 
***
   …Первый учебный день особо ничем не запомнился. Линейка, где директор представил педагогический коллектив и рассказал вновь зачисленным о правилах обучения в профшколе, прошла быстро.
   Первокурсников в этом году было около сорока человек, из них сформировали два класса: 8 «А» и 8 «Б». Миша попал к «ашкам». В классе было всего четыре девочки, две из которых – городские. Миша сразу обратил внимание на Надю – чернобровую кудрявую хохотушку, которая смеялась так заразительно, что невольно вызывала улыбку у окружающих.
   
   Позднее Миша узнал, что Надина мама работает в лесничестве, обе дочки: Надя и старшая Геля – часто ей помогают, при этом успевают хозяйничать дома.  Когда Надя закончила семилетку, даже не колебалась, где будет учиться дальше. В семье знали, что она пойдёт по стопам мамы.
Работа в лесничестве была по душе. С детства она знала все лесные тропы, просеки и посадки, умела различать десятки видов растений и привычки диких животных. У неё были хорошие практические навыки, так что впоследствии Миша не раз обращался за помощью.   
 
 ***
   Педагогический коллектив состоял в основном из женщин.
  Русский язык и литературу преподавала Вера Васильевна – молодая, невысокого роста, стройная, улыбчивая женщина. Все сразу смекнули, что рыжеволосая сероглазая красавица добрая и придираться не будет. Но ошиблись. Требовала учительница много и спрашивала строго. За допущенные ошибки доставалось по полной. Полученные двойки приходилось отрабатывать, выполняя дополнительно одно-два упражнения.
   А по литературе учила не только читать, но и понимать смысл и главную идею произведения. Особое внимание уделяла языку писателя. А уж сколько приходилось учить наизусть!
   Многим было скучно и неинтересно. Но только не Мише. В литературе он разбирался хорошо, несмотря на юный возраст, многие произведения уже читал.

   Математичка – Александра Феоктистовна – была высокой, худой, на вид неприветливой особой. Длинные косы, уложенные короной на голове, добавляли ей роста, а круглые очёчки, которые она никогда не снимала, придавали строгий академический вид. Носила она всегда одну и ту же  одежду: чёрную длинную юбку и чёрную кофту. Единственное, что украшало учительницу – необычной белизны блузки с большим воротником и цветной шарфик, который она очень эффектно завязывала на шее.
   Всех учеников математичка называла только по фамилии, но на «вы».
      – Павлов, ответьте, пожалуйста, на вопрос… Санников, к доске, пожалуйста.
Строгость и требовательность пожилой учительницы пришлись Мише по нраву: будет спрос – будут знания. А за свои он не переживал. Предмет давался ему легко.

   Историю и обществоведение вела Варвара Фёдоровна. Седенькая старушка, только старалась быть строгой. В любое время года, так же, как и Александра Феоктистовна,  она была одета в тёмную юбку и светлую блузку, поверх которой была тёплая кофта-самовязка. Различало их только отношение к ученикам: одна была строгой и требовательной, другая – слишком мягкой.
    «Раскусили» её ученики с первых дней. Все уроки начинались одинаково: Учительница подходила к своему столу, раскладывала журнал и учебники, вызывала дежурного, чтобы он повесил карту, а потом, открыв классный журнал, долго размышляла, кого вызвать к доске.
    Пока водила указкой по списку, даже нерадивые ученики успевали прочитать материал. К тому же, она делала вид, что не замечает, как кое-кто пытается читать прямо с учебника.
Так или иначе, Варвару Фёдоровну любили за её доброту и какую-то по-домашнему тёплую улыбку.

   Учительницу географии Валентину Фёдоровну побаивались. Да, строга была до невозможности. Отвечать надо было только у доски. А там – глухо. Никто не подскажет. А ещё каждый урок проводила проверку, как она говорила: «по номенклатуре».
   Это таинственное слово: «номенклатура» страшило всех. Даже те, кто был готов ответить по теме, порой плавал у карты, путая место расположения горных хребтов, пустынь, морей, рек и озёр. Вон их на карте сколько, попробуй запомни!

   Физик Прокопий Алексеевич был особой интересной. Беловолосый, именно беловолосый, он сразу получил прозвище: «сметана». Невысокого роста, всегда одетый в строгий костюм, светлую рубашку и непременно – галстук, он прямо со звонком порывисто входил в класс, оглядывал присутствующих, и только потом раскладывал на столе все свои причиндалы: учебники, тетради, справочники, приборы для опытов. Ребята долго не могли привыкнуть к строим требованиям учителя. Уж очень не соответствовали они его внешнему виду.

  С волнением ожидал Миша, когда начнутся занятия по химии. Ждал и надеялся, что учитель будет таким же, как Михаил Петрович в Ильинском. При поступлении с ним беседовал молодой человек, как потом оказалось, только в этом году приступивший к работе в школе.
  Ожидания не оправдались. Химию в восьмых классах преподавала женщина. Зинаида Андреевна была преклонного возраста, как сначала показалось, немного глуховата, потому что порой по два раза переспрашивала учеников. Но уроки были интересными. Особенно, когда в классе проводились опыты.

  Пришлось в этом году приступить к изучению ещё одного предмета: «вотский язык».
Вотская автономная область была образована в 1920 году, это явилось большим событием, означавшим обретение национальной государственности удмуртского народа.  В 1934 году область была преобразована в Удмуртскую АССР.
Вотский язык в Ильинском тоже изучали, только не все. Ученики, русские по национальности, от изучения языка освобождались. А разговорным языком все владели неплохо.
 
  Учебный год Миша начал в хорошем настроении: крыша над головой есть, школа в десяти минутах ходьбы от общежития, друзья в комнате неплохие. Правда, в классе было не всё гладко. Особенно доставалось всем от Юрки Маратканова, высоченного парня, который любил насмехаться над остальными. С высоты своего роста легко мог дать и затрещину. Просто так. Ни за что ни про что. Учился слабовато, но из школы его не исключали, поговаривали, что отец у него какой-то начальник.
  Мишу Юрка не задевал, потому что не раз обращался за помощью, когда не мог решить задачу по алгебре или химии. По природе своей добродушный Михаил однокласснику никогда не отказывал. Поэтому и под горячую Юркину руку  не попадал.

  Продолжение: http://proza.ru/2020/04/27/1414