Анатолий Рыжик. Учиться никогда не поздно

Литклуб Трудовая
Учиться никогда не поздно
Про 4-е Центральные офицерские Краснознаменные курсы зенитных ракетных войск противовоздушной обороны (ЗРВ ПВО) находились в военном городке Костерево-1, (Петушинский район Владимирской области).Фото 2020 г, курсы ликвидированы, всё заброшено, в т ч памятники


Во Владимире были расположены центральные офицерские курсы войск ПВО (сокращенно ЦОК). Курсы подготовки на новые виды вооружения для старших офицеров с очень хорошей учебной базой и сильными преподавателями.
Однако командиры частей всячески пытались не отправлять на учёбу своих подчиненных офицеров. Ну, кто, например, захочет отправить на три месяца своего заместителя и остаться без возможности подмены? Конечно никто. Поэтому распределяли места штабы и отделы кадров вышестоящих штабов. Вместе с тем, командование, выискивая «жертв», отправляемых на учёбу, пыталось учитывать задачи, стоящие перед частями.

В 1981 году наш полк не выезжал на полигон, поэтому в жертву выбрали меня и отправили на учёбу во Владимир.
Центральные офицерские курсы находились не в самом Владимире как значилось, а достаточно далековато от него – в городе Костерёво.
 
Карвацкий аж выпрыгивал из штанов: почти на три месяца он оставался без заместителя по вооружению! И это происходит в придворном полку, где постоянные комиссии, проверки и почётные гости! (Мы посчитали: за 1980 год таких «визитов» набралось 207!).

Странным казалось то, что отправляли меня на учёбу, как я думал (и все в руководстве полка были того же мнения), совсем не нужную: на изучение комплекса большой дальности С-200.
В нашем полку он на вооружении не состоял!

Наш полк был трех дивизионного состава вооружённый ЗРК С – 75М (четвёртый дивизион -  технический).

Командир полка бился за то чтобы мой выезд на учёбу не состоялся всеми доступными ему способами: звонил руководству и друзьям в штаб, уговаривал кадровиков. Ан нет - сил у командира на то, чтобы «отбить» мне учёбу не хватило, и я в конце марта поехал повышать квалификацию «мастера ракетного удара». Пару слов о том куда я приехал.

4-е Центральные офицерские Краснознаменные курсы зенитных ракетных войск противовоздушной обороны (ЗРВ ПВО) находились в военном городке Костерево-1, (Киржачский район Владимирской области).

Сам город расположен в 52 километрах к западу от Владимира и в девяти километрах от города Петушки на реке Большая Липня.
Что важно: для сообщения с домом была железнодорожная станция Костерёво на линии  Москва — Владимир, то есть ходили электрички. (Когда я разобрался, то оказалось, что выезд в выходные домой затруднителен и стоил дорого).
   
Проживали обучаемые офицеры на ЦОКе по четыре человека, как и положено в дико холодных, зато хорошо проветриваемых так называемых «гостиницах».
Питание в столовых было хорошее, за умеренную плату.

Времени свободного не имелось.  На курсах в Костерёво учили серьёзно с постоянным опросом и последующими экзаменами. Занятий было по семь восемь часов, затем следовала самоподготовка до позднего вечера. Это был явно не санаторий.

Учился я с полным напряжением. Следовал Папиным наставлениям, полученным ещё в детстве:
- «Работа делается на пользу общества, а знания приобретаются для себя. Они лишними никогда не бывают». Выезжал домой - в Ярославль, за три месяца только несколько раз. Я уже отмечал что дорога была с пересадками, неудобной по времени и занимала уйму сил. К тому же поездки были дорогими. Можно было добираться значительно дешевле -  перекладными на электричках.

Можно то можно, но тогда дома можно было быть не более полусуток.
Выглядело это так: сначала надо было добраться из военного городка до электрички. Пешком или редким автобусом. Затем долго ехать до Москвы. С Москвы выехать в Александров, а оттуда один раз в день шла электричка в Ярославль. Шла четыре часа тридцать минут! Если учесть, что все эти рейсы не стыковались никоим образом, то понятно, что времени на пребывание дома совсем не оставалось.
В выходные я несколько раз ездил посмотреть Владимир. Город произвёл на меня хорошее впечатление. Не похожий на Ярославль он был великолепен по-своему. Мне показалось, что его центральная часть была более торжественна, но и более растянута.

Конечно, весь город я не истоптал – не имелось возможности, однако походил достаточно много. Считаю, что видел основные достопримечательности. Среди них Успенский и Дмитриевский соборы и конечно Золотые ворота. В Успенском соборе я даже присутствовал на службе. Собор величественен и впечатляет как внутри, так и снаружи.

Интересно то, что, являясь памятником белокаменного зодчества Руси, до возвышения Москвы он был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. В нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Успенский собор один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва.


Дни учёбы на курсах проходили монотонно и конечно не как те, молодые годы в Минском училище. В выходные в клубе «крутили» кино и были танцы «переменного состава с постоянным». (Для гражданских поясняю: переменный состав учащиеся офицеры, а постоянный – дамы которые там проживают. В основном работницы магазинов, столовых и другой сферы обслуживания)
Трое офицеров проживавших в одной комнате со мной не оставили в памяти совершенно никаких впечатлений.

Одного северянина смутно помню, но не из-за хороших дел. Учиться было интересно и к окончанию учёбы я неплохо знал ЗРК С-200 и сдал все экзамены на «отлично».

Справка http://8oapvo.net//219-4------