Истории интересные и поучительные

Валентин Дрягин
  (Сценарий для детей и взрослых)

Действующие лица:

Валентин Александрович, учитель
Ученики:
Саша
Петя
Алёша

История первая

Поединок с козлом
 
На сцену выходит Учитель. Оформление сцены на усмотрение исполнителей.

Учитель. В жизни любого человека случаются происшествия, которые надолго остаются в памяти. Удивительная история произошла с одним маленьким мальчишкой, доверительно рассказавшем мне о своём невероятном приключении. И
вот как это было…

На сцену выходит Саша, встаёт рядом с Учителем. Они общаются между собой и привлекают внимание зрителей.

Саша. Жил в нашей деревне козёл, злющий-презлющий, и звали его Фуней. Все боялись этого козла, потому что знали его крутой нрав. Особенно он недолюбливал маленьких мальчишек – они дразнили его и в нужный момент убегали. Не любил он и старух,  уж не знаю почему, только они очень боялись его и, обходя стороной, грозили ему палкой, называли нечистым духом и разбойником. Даже собаки, и те не решались близко подойти к Фуне.
Учитель. И что же интересного произошло с этим козлом и какое отношение ты к этому имеешь?
Саша. Мне в то время было лет двенадцать или чуть больше. Представьте себе:   лето, жаркий день, светит солнышко. Иду по деревне, думаю, чем же мне сегодня заняться: в лес пойти или на рыбалку. Вдруг вижу: прямо на меня, выпятив рога, идёт Фуня. Я и знать-то не знал, что мальчишки ещё с утра разозлили его, только вижу, что козёл в великой ярости. Появление передо мной воинственного козла было настолько неожиданным, что я даже растерялся.
Учитель. Всем интересно знать, как дальше развивались события.
Саша. Чувствую, что схватки не избежать, но смогу ли я, маленький мальчишка, одолеть такого большого козла, а убежать от него не позволяет мальчишечья гордость, да и поздно уже. Рогатый воин тем временем решительно подошёл ко мне с явным намерением пырнуть.   Я схватил палку и ударил козла по рогам.
Учитель. Козёл, должно быть, испугался и поспешно отступил!
 Саша. Как бы не так… Это не только не образумило Фуню, но ещё больше разозлило его. Он фыркнул, тряхнул бородой, щедро увешанной репьями, и стал медленно наступать на меня, а я стал также медленно отступать, обороняясь палкой. И тут случилось невероятное: палка сломалась.
Учитель. Интересно, интересно. И как же ты, что же произошло дальше?
Саша. Я так и обомлел: как быть? Воинственный козёл тем временем  приблизился ко мне вплотную, и мне ничего не оставалось делать, как позорно бежать. И я побежал.
Учитель. Со стороны на это глядеть - интересное зрелище: впереди бежит мальчишка, за ним скачет козёл.
Саша. А мне-то каково? Того и гляди козёл на рога подденет.
Учитель. Да…Убежать от козла – задача не из лёгких.
Саша. Я бегу во всю прыть, а сам думаю: «Только бы не упасть, только бы не упасть. Иначе эти гонки с козлом добром не закончатся». А он уж почти на пятки мне наступает. И тут в голову мне пришла мысль: надо бросить ему шапку. Была на мне лёгкая спортивная шапочка, надел её от солнца. Снял я шапку и бросил её назад.
Учитель. И как сработала эта хитрость? Образумила ли она козла?
Саша. Фуня остановился, обнюхал шапку, а я тем временем отбежал подальше и немного отдышался. Зная скверный нрав козла, я понимал,  что на этом поединок не закончится, и ждал, что же будет дальше.
Учитель. И что же произошло дальше?
Саша. На дороге лежал камень. Я взял его в руку и жду нападения. Тем временем козёл, поддев шапку на рога, лихо отбросил её в сторону и  пошёл на меня. Сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.
Учитель. Представляю, каково тебе было.
Саша. Я метнул в него камень, но с перепугу не попал. Козёл воинственно фыркнул и бросился на меня.
Учитель. А ты? Сумел ли ты одолеть козла?
Саша. Я успел схватить его за рога, держу. Фуня тут же замотал головой, стараясь высвободить рога из моих рук. Я же старался повалить его на землю. Куда там! Козёл и не думал поддаваться. Долго мы с ним возились на равных. Только чувствую, что сил у него много, а мои на исходе. Да и вонью козёл исходит, дышать невозможно. Отпихнул я его что есть силы и побежал.
Учитель. Продолжение, так сказать, следует…
Саша. Только ещё в более интересном варианте… Стыдно, позорно бежать от козла, но что поделаешь. Разъярённый козёл способен на многое. Бегу, а сам думаю, что делать? Скрыться некуда, убежать сил не хватает. Мелькнула мысль: пиджак! Быстро на бегу снимаю пиджак и бросаю назад. Фуня остановился и стал пиджак нюхать. А я тем временем отбежал, спрятался за телеграфный столб и стал оттуда за ним наблюдать.
Учитель. И что же удумал Фуня своими козлиными мозгами?
Саша. А дальше произошло то, о чём я вспоминаю со смехом и с какой-то брезгливостью.
Учитель. Должно быть, что-то интересное и невероятное.
Саша. Вот именно. Кончив обнюхивать мой пиджак, он встал на него и начал топтать. Долго топтал. Уж как только он ни измывался над моим пиджаком, что с ним только ни делал!
Учитель. А под конец?
Саша. А под конец встал на него задними ногами и… обгадил. Да так обгадил, что и сказать стыдно. После этого посмотрел на меня и с достоинством победителя удалился.
Учитель. Да уж, достоинство…
Саша. Только тогда я вышел из своего укрытия. Посмотрел на козлиное злодейство и чуть не заплакал. «Ну, за что, думаю, Фуня ты так по-хамски со мной обошёлся? Что я тебе плохого сделал?»
Учитель. Ты чуть не заплакал, а козёл, должно быть,  почувствовал себя героем.
Саша. Да, наверное, так. Мне же ничего не оставалось делать, как стряхнуть с пиджака последствия козлиного безобразия и пойти домой.
Учитель. Значит, ты ещё легко отделался. Могло быть и хуже.
Саша. Это уж точно, впредь я старался подальше держаться от него. Хватило и одного приключения, чтобы понять, на что способен этот козёл. И мне никак не хотелось продолжения этой истории. Достаточно того, что было.
Учитель. То есть вывод для себя ты сделал.
Саша. Да. Научил меня козёл уму-разуму.
Учитель (зрителям). Как вам такая история? Она ведь не только смешная, но и наводит на размышления. Не так ли?

Зрители обсуждают эту историю.

 Саша. Теперь история вторая.


История вторая

Поучительная и с продолжением.


Учитель и Саша остаются на сцене, к ним  из-за кулисы выходит Петя.

Петя. Вот вы здесь рассказываете историю про козла, а я хочу про себя рассказать.
Школьную историю. Поучительную и с продолжением.
Учитель. Уж не ту ли историю про бутылку, невольным участником которой был я и твой одноклассник Саша?
Петя. Её самую.
Саша. Я помню эту историю. Как сейчас помню: это было в восьмом классе в конце второй четверти.
Учитель. Так как мы все были участниками этой истории, мы все её и расскажем.
Петя. И всё же я главный участник, мне и начинать.
Учитель. Ну что же, начинай.
Саша. А мы тебя поддержим.
Петя. Захотел я подшутить над нашим учителем математики.  И после звонка на урок я поставил пустую пластиковую бутылку в классе перед дверью в расчете на то, что учитель войдёт в класс и невольно пинёт эту бутылку.
Саша. Он не знал, что расписание изменилось и что вместо математики будет урок литературы, который ведёт Валентин Александрович.
Учитель. И произошло то, что и должно было произойти: вхожу в класс, пинаю бутылку, она с шумом покатилась по классу.
Петя. Я рассчитывал на одобрительный смех учеников, но почему-то никто не засмеялся.
Учитель. А мне захотелось узнать, кто же сделал эту мелкую пакость. Я спросил об этом учеников, но все молчали.
Петя. И я молчал, потому что испугался.
Саша. А у меня была спорная оценка по литературе, и мне надо было исправить её.
Петя. Валентин Александрович не начинает урок, ждёт, кто признается в этом проступке.
Учитель. И вот что произошло дальше.

Учитель отходит в сторону. Саша и Петя встают поодаль друг от друга.

Саша. Это сделал Петя.
Петя (подбегает к Саше). Ты видел, ты видел?
Саша. Да, видел.

Оба ученика встали друг против друга, сжав кулаки, готовые к драке. Учитель подходит и встаёт между ними.

Учитель. Хватит, довольно, мне всё понятно. Начинаем урок.
Саша. Все успокоились. Валентин Александрович вызвал меня в доске, и я исправил оценку.
Петя. Вот такое происшествие случилось на уроке.
Саша. Я потом не раз спрашивал себя, правильно ли я поступил? Или, может быть… (Обращается к Учителю.) А как думаете вы?
Учитель. Думаю, что не следовало доводить эту ситуацию до конфликта. Ведь дело могло кончиться дракой. С плохими последствиями. И для вас, и для меня.
Петя. Так как же надо было поступить?
Учитель. Во-первых, не надо было делать эту глупость.
Саша. Во-вторых, я должен был потребовать, чтобы ты убрал эту злополучную бутылку. Или я сам должен был взять её и выкинуть.
Учитель. Правильно. (Обращается к зрителям.) А что скажите вы?

Зрители могут обсудить данную ситуацию.

Саша. А на следующем уроке эта история имела продолжение, правда, без конфликта, но зато с очень даже смешным последствием…

Саша смотрит на Петю, улыбается. Учитель и Петя, поняв намёк Саши, улыбаются тоже.

Учитель. Я объяснял новую тему. Ученики кто слушали, кто записывали, а кто…
Саша. А Петя, видимо, слишком понервничал на прошлом уроке. А сидел он на задней парте один. Слушал, слушал он объяснение учителя, потом задремал и… уснул.
Петя. И приснилась  мне столовая, на столах вкусный обед: похлёбка, каша, лепёшки и кисель. Мне было так приятно спать и видеть во сне то, что я больше всего люблю: не учиться, а как следует поесть. Но на мою беду…
Учитель. Вскоре все услышали…
Петя (издаёт храп). Мой храп.
Учитель. Представьте только: во время моего объяснения раздаётся могучий храп.
Саша. А затем дружный смех, который и разбудил Петю.
Учитель. Смеялись все, и я в том числе.
Петя. Я не сразу понял, чего это все смеются. И над кем. А когда до меня дошло, то и мне стало смешно.
Учитель. Так вот и закончился этот школьный день.
Саша. Сначала драматический.
Петя. Потом весёлый.
Учитель. День, который помирил всех. И навёл на размышление о том, кем быть и каким быть.


История третья

Такие вот шуточки…

На сцене все участники, к ним выходит Алёша. Рассказывает о своих школьных приключениях, общаясь с участниками и привлекая внимание зрителей.

Алёша. И у меня была интересная история. Валентин Александрович, надеюсь, её помнит.
Учитель (улыбаясь). Конечно, помню. Многие события надолго остаются в памяти, твои проделки тоже… (Пауза.)  Это было в девятом классе. Прозвенел звонок, иду на урок, а дверь в классе закрыта. Точно знаю: ученики в классе, значит, закрылись изнутри.
Алёша. Это я закрыл дверь. Решил пошутить. Не подумал, чем обернётся эта шутка.
Учитель. Я постоял у двери, слышу: загудели ученики, значит, совесть у них заговорила, я повернулся и пошёл в учительскую.  Посидел минут десять и, успокоившись, иду в класс. Дверь открыта. Вхожу в класс, спрашиваю, кто так неудачно пошутил. Молчание.
Алёша. А я испугался и не мог признаться.
Учитель. Я знал, что всё равно тайна раскроется, и не стал торопить события.
Алёша. А мне-то каково было… Я раньше и не знал, что такое муки совести. День мучился, второй, третий… Наконец, не выдержал, пришёл к вам домой и всё  рассказал. Извинился. Легко мне стало, словно камень с души свалился. Думал – всё! А Валентин Александрович и говорит:
Учитель. Нет, Алёша, так не пойдёт. Ты закрыл дверь при всём классе, при всех показал своё «геройство», при всех и извиняйся.
Алёша. Что мне оставалось делать? На другой день при всём классе я извинился перед учителем. Знали бы вы, как это мучительно в присутствии всех учеников извиняться перед учителем. Знал бы я заранее, что будет так стыдно, ни за что бы не сделал эту глупость.
Учитель. Хорошо, что ты всё понял, тебе и другим наука.
Алёша. Это урок на всю жизнь.


История четвёртая

Двойка по математике и её последствия

На сцене все участники.

Петя. Но ведь были и другие  интересные истории.
Алёша. Были, но уже в пятом классе.
Петя. И одна из них – двойка по математике. Я тоже был участником этой истории, давай и её расскажем.
Алёша. Давай. В общем, так это было… Плохо давалась мне математика. Примеры решал кое-как, а вот с задачами просто беда, особенно если надо было что-то делить или умножать.
Петя. И однажды  дома ты не смог решить задачу.
Алёша. Вот именно. Чувствую: вызовет меня учительница к доске; задачу не решил – двойка! Сижу на перемене в классе, все бегают, веселятся, а мне не до веселья.
Саша. Неужели никто не помог?
Алёша. Помог Антон, сосед по парте. Он дал мне списать. Я доволен, и он доволен!
Петя (с усмешкой). Уж я-то хорошо помню эту помощь. И её последствия.
Учитель. Так  что же произошло?
Алёша. А на уроке математики учительница вызвала меня к доске. Посмотрела в мою тетрадь. Попросила объяснить решение – а что я могу объяснить, если ничего не понимаю? Тем более что и задача-то была решена неправильно. Покачала она головой, а потом и говорит: «Плохо. Садись, два!» Зато Антону не повезло ещё больше.

Далее Петя и Алёша весело рассказывают о том, что же произошло дальше на этом уроке.

Петя. В общем, то ли от волнения, то ли из-за страха, что и его вызовут к доске, он непроизвольно встал. А потом сел.  И тут произошло такое… (Петя и Алёша смеются.)
Алёша. Представьте себе: в полной тишине все услышали отвратительнейший звук.
Это Петя изловчился и незаметно подложил Антону на стул такую штуку, которая…
Петя. Если на неё нажать, издаёт неприличный звук. Сами понимаете какой.
Алёша. Все, кроме Антона, засмеялись, а он покраснел и тут же выбежал из класса.
Петя. Потом, конечно, я получил по полной программе и в школе, и дома.
Учитель. Плохо ты поступил.
Петя. Да я и сам знаю, что плохо, но что было, то было.
Алёша. Такие вот шуточки, и такие последствия…
Петя (обращается к зрителям). А может, кто из вас расскажет смешную школьную историю. Мы и зрители с интересом послушаем вас.

Зрители рассказывают интересные школьные истории.

Саша. А теперь пришло время познакомить вас с некоторыми изречениями учеников в школьных сочинениях. С такими изречениями, в которых смех наводит на размышления. Какие? Послушайте, подумайте, поразмышляйте…


История пятая

Думали, думали и удумали. Цитаты из школьных сочинений.

На сцене все участники.

Учитель. Учителя, проверяя школьные сочинения, всегда обращают внимание на речевые ошибки, особенно такие, которые вызывают смех. Вот мы и решили познакомить вас с некоторыми из них.
Алёша. А, может быть, среди зрителей есть и авторы этих творений.
Саша. Мы будем читать цитаты из школьных сочинений, а вы слушайте и размышляйте. А ваш смех будет оценкой этих словесных нелепостей.
Петя. Мы надеемся, что всем будет интересно, весело и поучительно. Так что слушайте и наслаждайтесь.
Алёша. Учитесь уму-разуму и делайте для себя правильные выводы.

Участники по очереди читают цитаты из школьных сочинений, эмоционально, мимикой или движениями отражая содержание этих цитат.

Учитель. Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы.
Саша. Летом мы с пацанами ходили в поход с ночевкой, и с собой взяли только
необходимое: картошку, палатку и Марию Ивановну.
Алёша. Умер М.Ю.Лермонтов на Кавказе, но любил он его не поэтому.
Петя. Плюшкин навалил у себя в углу целую кучу и каждый день туда подкладывал.
Учитель. Онегин был богатый человек: по утрам он сидел в уборной, а потом ехал в цирк.
Саша. У Онегина было тяжело внутри, и он пришел к Татьяне облегчиться.
Алёша. Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
Петя. Чацкий вышел через задний проход и подпёрнул дверь палкой.
Учитель. Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать.
Саша. Хлестаков сел в бричку и крикнул: “Гони, голубчик, в аэропорт!»
Алёша. Базаров не понимает Николая Петровича, а ведь у них был совместный ребёнок.
Петя. Пьер был светский человек и поэтому мочился духами.
Учитель. Кабаниха нащупала у Катерины мягкое место и каждый день давила на него.
Саша. Тарас сел на коня. Конь согнулся, а потом засмеялся.
Петя. Председатель так взял доярок за живое, что надой молока сразу увеличился.
Учитель.  Не успела колхозница сойти с трибуны, как на нее взобрался председатель колхоза.
Саша. Летать на костылях непросто, но он научился.
Алёша. По дороге шел Челкаш. Из его разорванных штанин было видно его пролетарское происхождение.
Петя. Андрий! – вскричал Тарас. – Чем я тебя породил, тем и убью!
Учитель. Мне очень нравится героиня романа Льва Толстого «Война и мир», особенно когда она танцует на балу со Штирлицем.
Саша. Денис Давыдов повернулся к женщинам задом и выстрелил два раза.
Алёша. На тонкой, увитой сухожилиями шее, моталась обыкновенная голова.
Петя. Наташа хотела что-то сказать, но открывшаяся дверь закрыла ей рот.
Учитель. Толстой и Марью Болконскую сделал матерью, и в этом его заслуга.
Саша. Толстой сделал Наташе четверых детей.
Петя. Плюшкин наложил посреди комнаты кучу и долго ею любовался.
Учитель. Доктор дал барыне капли, и она сразу вырубилась.
Саша. Дед вылечил зайца и стал жить у него.
Алёша. Навстречу шел отец. Девочка и собачка радостно залаяли.
Петя. Маяковский засунул руку в штаны и вынул оттуда самое дорогое, поднял его высоко и сказал: "Я - гражданин Советского Союза".
Учитель. Дубровский лежал на диване и смотрел телевизор.
Саша. Наполеон болел раком и умер на святой Елене.
Алёша. Сидит Алёнушка на камешке, а в заду у неё тёмный лес чернеется…
Петя. Катерина никому не давала трогать своего собственного достоинства.
Учитель. Герасим утопил Му-му и, приплясывая, пошел в родную деревню...
Саша. Кобыла посмотрела на ямщика через плечо и заржала нечеловеческим голосом...
Алёша. В старину обезьяны ходили голыми, а когда наступил ледник, они покрылись волосами, и это помогло им стать людьми...
Петя. Девочка съела пирожок вместе с собакой, которая бежала за ней.
Учитель. Бедный, бедный Пьер Безухов! Элен наставила ему рога, а князь Курагин сделал из него дойную корову.
Саша. Машинист поезда и сам толком не мог объяснить, как очутился на Анне Карениной.
Алёша. Базаров очень любил разных насекомых и делал им прививки.
Петя. Чацкий был очень умный, а от ума всё горе.
Саша. Сильно сказано…  Но, пожалуй,  достаточно.

Петя. И пусть на размышления
О школьных сочинениях
Наводят изречения,
Что вызывают смех.

Алёша. Наша речь - это отражение нашего ума, поэтому всю жизнь надо учиться.
Учитель. И пусть же в знаниях всегда
Успехов светится звезда!
Саша. Придут от знаний и труда
Успехи в жизни. И тогда
Алёша. Беда уйдёт как ночи тьма.
Учитель. И будет счастье от ума!

Саша. Истории смотрели вы
И слушали внимательно.
Петя. Смеялись? Не без этого -
Ведь смех продляет жизнь.
Саша. Истории здесь  разные:
Смешные, интересные,
Алёша. С намёком поучительным -
А в нём и есть вся суть.
Петя. И значит, без сомнения
У вас сложилось мнение:
Саша. Занятная история,
Что лично вам понравилась,
По-вашему, здесь лучшая.
Учитель. Скажите: почему?

Зрители обсуждают истории. Возможна дискуссия, ведущий в ней – Учитель. Остальные участники помогают ему.

Учитель. Закончим выступление
Мы добрым пожеланием:
Всегда стремитесь к знаниям,
Ведь по уму и знаниям
Всегда почёт и честь!

Саша. А наше выступление,
Где смех и откровения,

Без всякого сомнения
На пользу вам и нам.

Петя. В самом деле мы хотели
Саша. Всех увлечь вас и развлечь.
Алёша. Что хотели, то сумели.
Учитель. Вот и всё!

Все участники. До новых встреч!

Аплодисменты зрителей. Участники поддерживают зрителей  аплодисментами и покидают сцену.

Нижегородская область