Моя любимая фотография

Светлана Весенняя
 Из фотографий моих родителей - эта фотография моя любимая. Она стоит в маленькой
 рамочке  в моём книжном шкафу, а поэтому  родители всегда рядом со мной.
 Я часто беру в руки эту фотографию и вновь, и вновь смотрю на дорогие лица  мамы
 и папы. Они  такие молодые… На обороте фотографии  карандашом маминым почерком
 написано: июнь1947 года, Бухарест. До моего рождения почти целый год, а родилась
 я в Бухаресте. И я думаю, что на этой фотографии запечатлены первые годы
 семейной жизни родителей…

 Как-то раз  зашла в маленькое отделение сбербанка, кассир внимательно посмотрела
 на первую страницу моего паспорта и вдруг спросила: «А вы давно приехали из
 Румынии?»
 -Это всего лишь факт моего рождения.
 -У вас такая внешность европейская.
 Я лишь улыбнулась в ответ.
 Европейская внешность…

 Мой папа родился в деревне Кузнецово Вохомского района Костромской области в
 типичной крестьянской семье: три брата, он был средним, и сестра.  Его отец
 погиб в годы Великой Отечественной войны, поэтому дедушку Филиппа я никогда не
 видела, а бабушку Анну запомнила молчаливой, строгой.
 Молоденьким парнишкой папа был призван в армию в суровые военные годы  в
 1943году, когда ему  исполнилось восемнадцать  лет. И так сложилось, что большая
 часть его жизни была связана с Советской армией. Смотрю на фотографию: в 1947
 году он – младший лейтенант, в 1976 году ушёл в отставку в звании подполковника.

 Деревенский парень до войны успел окончить семь классов, юность пришлась на
 военное время, воевал, как многие,  испытал счастье возвращения в мирную жизнь и
 принял решение навсегда связать свою жизнь с Советской армией.
 
 Семейным человеком, будучи отцом  двух  дочерей, после ежедневной военной службы
 спешил Алексей Филиппович на занятия в вечернюю школу посёлка Кицы Мурманской
 области, окончил её успешно и получил аттестат о среднем образовании.  Чтобы
 подтвердить свой военный статус офицера финансовой части, папа в положенное
 время проходил лишь курсы переподготовки, а в военном училище не довелось
 учиться. Его училищем стала  Великая Отечественная война. Бывший пулемётчик стал
 финансистом, везде, где служил,  очень ответственно  относился к воинскому
 долгу. Вырос до начальника финансовой части, грамоты, благодарности, подарки
 говорят о достойной службе моего отца.

 На великий праздник Дня Победы я приезжала в гости к родителям, но о войне папа
 ничего не рассказывал. Мы, дочери,особенно и не расспрашивали,  не задавали
 вопросов и наши мужья, и дети тоже. Только теперь, когда у меня нет возможности
 спросить,  я виню себя за равнодушие и леность расспросить, узнать, как воевали
 мальчишки восемнадцати лет, что осталось в памяти о тех страшных годах
 испытаний. Лишь однажды папа очень коротко сказал, что воевал в пехоте, был
 пулемётчиком и помнит, как форсировали реку Свирь. Был ранен… Вот и всё, что я
 знаю о том, где и как воевал. Награждён самой дорогой солдатской медалью «За
 боевые заслуги», многими юбилейными медалями.К 40-ю Победы в Великой
 Отечественной войне над фашизмом папа был награждён Орденом Отечественной войны
 второй степени. Более пяти миллионов ветеранов были награждены этим орденом
 в знак признания их личного вклада  в ПОБЕДУ над фашизмом, поскольку награждены
 были лишь те, кто в годы войны  воевал и имел боевые медали "За отвагу", "За
 боевые заслуги",(как мой отец) "За победу над Германией".


 Как-то раз папа сказал, что очень хотел бы побывать в Лодейном Поле, на Свири,
 где воевал. Но он уже болел, и мы не успели осуществить  его мечту.
 
 Память… она сохранила самые светлые воспоминания. Как-то  из командировки папа
 привёз мне в подарок очень красивые туфельки-лодочки кофейного цвета. Я училась
 в шестом классе, таких туфелек ни у кого из моих подружек не было. Спустя годы,
 в один прекрасный день, папа  взял меня с собой в Ленинград, когда  поехал по
 служебным делам в Главный Военный штаб Ленинградского военного округа,
 расположенный на Дворцовой площади, вход в штаб был под аркой. Сейчас там
 находится отделение Эрмитажа, где представлена современная живопись двадцатого -
 двадцать первого веков, в больших залах собраны картины известных
 импрессионистов, постмодернистов.

 В 2018 году своей маленькой семьёй  и с портретом молодого пулемётчика военной
 поры  мы прошли пешком  с Бессмертным полком  весь его маршрут: от Московского
 вокзала вышли на Невский проспект и  с праздничной колонной прошли  весь Невский   
 до Дворцовой площади. Это лишь маленькая дань не только моим родителям, чья
 молодость совпала с  годами тяжёлейших  испытаний, но и всем тем миллионам, не
 вернувшимся со свящённой войны 1941-1945 годов.

 А в июле 2019 года мне удалось осуществить мечту папы, правда, не он, а я 
 стояла на берегу реки Свирь  в городе Лодейное Поле и слушала взволнованный
 рассказ Нелли Ивановны Шаповой , учителя математики одной из школ города,
 внештатного экскурсовода,  о драматичном штурме  реки Свирь под шквальным огнём
 противника.

 Июльский воскресный день, зелёный берег реки,  памятник героическим участникам 
 Свирской операции как будто исчезли из  реальности…

 Июнь 1944 года, на противоположном берегу Свири заняли оборону финны. Берег
 неприятеля был укреплён шестью полосами обороны, одна из них шла прямо по берегу
 реки Свирь.Глубокий ров был буквально начинён минами, каждый квадратный метр
 земли прятал по  пять-шесть снарядов. Берег неприятеля весь в огневых точках,
 прикрытых цепями ДЗОТОВ,  траншеях, «лисьих» ходах, вращающихся бронеколпаках.
 Финская армия, союзница Гитлера, ставила перед собой задачу окружить Ленинград
 вторым блокадным кольцом, уничтожив единственную живую связь города с Большой
 Землёй, Дорогу Жизни, проходящую по Ладожскому озеру. Финляндия надеялась
 оккупировать Карельскую автономную республику и часть Ленинградской области, а
 впоследствии  присоединить к своей территории.  Советским войскам седьмой армии
 Карельского фронта предстояло преодолеть многоводную реку Свирь  шириной в
 триста пятьдесят метров и отбросить неприятеля от города Лодейное Поле и погнать
 с территории занятых финнами населённых пунктов Карельской АР. Укреплённый
 шестью полосами обороны берег врага взять было очень сложно.  Наступление на
 позиции неприятеля началось со стороны Лодейного Поля 21июня 1944года с
 мощнейшей артиллерийской подготовки, длящейся непрерывно более трёх с половиной
 часов,  вошедшей в историю Великой Отечественной войны  самой продолжительной.
 Обнаружить огневые скрытые позиции врага помог ложный десант: шестнадцать
 восемнадцатилетних добровольцев - бойцов плыли в холодной свирской воде, толкая
 перед собой тяжёлые плоты, гружённые макетами орудий и чучелами солдат. Финны,
 открыв по плотам огонь, обнаружили свои позиции. Шестнадцать героических бойцов
 выполнили поставленную перед ними задачу. Мощные силы не только  стрелковых,
 авиационных дивизий, пехотной артиллерии, но и батальон автомобилей-амфибий
 обрушились на противоположный берег неприятеля. В кипящий огневой котёл 
 превратилась река Свирь. Свирская операция 1944года  вошла в историю Великой
 Отечественной войны 1941-1945 годов как одна из самых успешных. Сейчас на берегу
 Свири в память о подвиге и мужестве советских солдат, погибших во время этой 
 военной операции, установлен памятник «Чёрный тюльпан».

 Мой отец, девятнадцатилетний солдат, в этой огневой мясорубке был ранен,
 госпиталь, возвращение в строй…

 Сразу после победного завершения Свирско-Петрозаводской операции  вдоль берега
 реки Свирь был заложен  парк Свирская Победа, создан и музей. Могучие ели и
 тополя охраняют покой погибших на берегах реки, и в вечном бессмертном карауле
 шелестят листья тополей, а тополиный пух, словно привет от живущих счастливой
 мирной жизнью, улетает в небеса.

 Я гуляла по берегу реки Свирь, знакомилась с небольшим и уютным городом Лодейное
 Поле и мысленно разговаривала : «Прости, дорогой папа, что так тебе и не
 довелось побывать в  этом городе, где навсегда остались твои боевые товарищи. Я
 уверена, что современный город Лодейное Поле тебе бы понравился. В краеведческом
 музее города хранятся исторические документы, связанные со штурмом реки Свирь, в
 списках воевавших  есть и твоя фамилия».