Памяти Императора- стоика Марка Аврелия

Горкинн
Она нам всем однажды улыбнётся…
И заберёт отсюда, навсегда.
Куда бы мы ни шли, но путь прервётся…
И не доделаны останутся дела.
Хотелось бы, лишь только оглянувшись,
Понять- что всё было не зря,
Что в чьей- то памяти и в душах
Оставили мы след и часть себя!
Тогда без страха и без сожаленья,
Можно улыбнуться ей в ответ…
Так говорил когда- то Марк Аврелий…
И пусть нас встретит там Небесный Свет!

Сегодня, в это трагическое и одновременно великое время Пандемии, когда Мир стоит перед новым вызовом, грозящим ему неизведанными ещё испытаниями, как не вспомнить о такой древнем направлении в философии, как Стоицизм!
И особенно, о таком ярком его последователе- Марке Аврелии(121–180), тем более, что он родился в такой же апрельский день!

Римский император, философ и солдат был одним из наиболее значительных представителей римского стоицизма.
Под влиянием своих блестящих учителей- Аполлония из Халкедона и Юния Рустика, последователя идей Платона  будущий император выбрал девиз всей своей последующей жизни: «Учи не словами, а собственным примером». Особое внимание мальчик уделял занятиям по гражданскому праву, которое ему преподавал Луций Волузий Мециан (выдающийся юрист того времени). Юноша вырос приверженцем справедливости, терпения, трудолюбия. Он не любил пышность и роскошь, считая, что и без них можно прекрасно служить родному государству.
Государственная карьера Марка Аврелия началась в 138 году. Прежде чем стать единоличным императором, он занимал должности: Квестора, на которой он занимался административной работой (138 г.); Консула (140 г., 145 г.);
Трибуна с проконсульскими полномочиями, которые распространялись за пределы Рима (147 Г.).
Спустя несколько лет Антоний возвел своего зятя в ранг соправителя. Ни одно решение не принималось Пием без согласования с Марком; Консула повторно.
На этот раз он правил вместе с приемным братом (161 г.).
Тогда же Пий объявил, что Марк станет его преемником на троне; Императором совместно со сводным братом Луцием Вером (161-169 гг.).
В 169 году умер Луций Вер, после чего Марк Аврелий был провозглашен императором Римского государства.
Во время его правления были проведены следующие мероприятия и реформы:
-Упорядочено судопроизводство, восстановлены многие старинные права и обычаи;
— Было опубликовано множество законов и указов, направленных на улучшение жизни простого римского народа.
— Были созданы учреждения для заботы о больных и тех, кто получил увечья;
-Была усовершенствована система налогообложения, при этом наибольшие отчисления в казну должна была делать знать. На полученные деньги открывались специальные приюты для бедных, малоимущих и сирот;
— Основывались колледжи;
— Были созданы четыре философские кафедры в городе Афины. Каждая из кафедр представляла одно из основных античных философских течений: стоическое, академическое, эпикурейское, перипатетическое. Все профессора, работавшие на кафедрах, получали жалование из государственной казны;
-Была введена обязательная регистрация новорожденных детей;
-Была создана полиция нравов;
-Укрепился престиж сената;
— Все гладиаторы перед выступлениями отныне вооружались только тупыми мечами, а для канатоходцев создавались специальные страховки в виде матрасов, которые должны были их защитить в случае падения с высоты.
Марк Аврелий оставил философские записи, которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе».

Вот лучшие из них:
Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним.
Всюду, где можно жить, можно жить хорошо.

Не смерти должен бояться человек, он должен бояться никогда не начать жить.
Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.

Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок.
Твои мысли становятся твоей жизнью.

Самый презренный вид малодушия — это жалость к самому себе.
Мечтайте о великом: лишь великие мечты в силах затронуть людские души.
Для счастливой жизни нужно совсем немного.
Все дело в самом человеке, в образе его мышления.

Человек живёт только в настоящее мгновение.
Всё остальное или уже в прошлом или неизвестно будет ли.

Надо каждое утро говорить себе: сегодня меня ждёт встреча с глупцом, наглецом, грубияном, мошенником.
Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.
Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, тем, чего устранить не может, а не борется со своим личным собственным злом, что в его власти.
Жизнь - лишь краткая командировка; доброта и благородство должны быть потребностью души, а не внешними узами; при этом человек - сам для себя бог, считал Марк Аврелий:
"Не поступай ни против своей воли, ни вразрез с общественным благом… Пусть божество в тебе будет руководителем существа мужественного, зрелого, преданного интересам государства, римлянина, чувствующего себя на посту, подобно человеку, который, не нуждаясь ни в клятве, ни в поручителях, с легким сердцем ждет зова оставить жизнь. И светло у тебя будет на душе, и ты не будешь нуждаться ни в помощи извне, ни в том спокойствии, которое зависит от других. Не живи так, точно тебе предстоит жить десять тысяч лет. Уже близок час. И потому, пока живешь, старайся быть хорошим".
"От всего сердца люби людей, с которыми тебе суждено жить", - Марк Аврелий и сам до конца дней своих придерживался этой философии. Он был тверд в деле и прост в быту.
Спокойно спал на земле, носил простую одежду, всегда был приветлив с окружающими.
Однажды в империи вспыхнул мятеж, и сирийский наместник Авидий Кассий объявил себя императором. Восстание самозванца было подавлено, а Марку Аврелию принесли пачку писем, которые Кассий писал своим друзьям-заговорщикам. Не распечатывая их, Марк Аврелий бросил письма в огонь, "чтобы не узнать имен своих врагов и не возненавидеть их непроизвольно".
Античные историки писали, что Марк Аврелий постоянно повторял изречение Платона: "Государства процветали бы, если бы философы были властителями или если бы властители были философами". Тогда Риму повезло, у его руля стоял философ-стоик - "честный без непреклонности, скромный без слабости, серьезный без угрюмости", как его характеризовали современники. И они же давали его правлению такую оценку: "Если бы он не родился в то время, весь римский мир развалился бы в едином падении".
В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы.
17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена).
После смерти Марк Аврелий был официально обожествлён.
Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка Аврелия называют «философом на троне». Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках — этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Продолжение следует.