Богатов Анатолий Иванович

Петр Панасейко
.   
       

               За долгие годы работы в кадрах предприятия мне много раз приходилось участвовать в организации и проведении аттестации руководителей младшего и среднего звена. Но одна из них мне запомнилась особо. Поскольку на тот момент я временно исполнял обязанности руководителя кадров. По итогам той памятной для меня аттестации (середина 1990-х годов) один из начальников, а именно: отдела организации труда и заработной платы (ООТиЗ), –  был признан комиссией не соответствующим занимаемой должности. Вся тяжесть процедуры его увольнения легла, разумеется, на меня. В первую очередь как на юриста по образованию.
               По процедуре, прежде чем уволить работника по сокращению, требовалось вначале предложить ему имеющиеся вакансии. Однако когда я заявился к начальнику ООТиЗа с вакансиями, тот со мной разговаривать не стал. Пришлось процедуру повторить и искать двух свидетелей (на языке юристов –  понятых). Покинув негостеприимный кабинет начальника, я зашёл в кабинет к одному из его заместителей (второй на месте отсутствовал). Объяснив, что мне от него надо,
я надеялся с ним вернуться обратно туда, откуда вышел, захватив с собой и второго заместителя.
             – Прости меня, Пётр Алексеевич, –  объяснял мне свой отказ выполнить мою просьбу Богатов, –  с моей стороны это будет не совсем порядочно –  присутствовать при вручении моему непосредственному руководителю вакансии. И дело даже не в том, что он, оставшись в своей должности, поскольку его поддерживает наш юрисконсульт, после сведёт со мной счёты. Просто с моей стороны это будет выглядеть неприлично: как будто я претендую на его место.
            – Это вы меня простите, Анатолий Иванович, –  отвечал я. –  Вы правы на все сто процентов. Пойду-ка я к себе, возьму двух кадровиков. Покидая кабинет заместителей, в коридоре столкнулся со вторым заместителем. Узнав, с какой целью я заходил в их кабинет, он сказал: «Возьми меня. Я не боюсь, ему всё равно уже у нас не работать».
            – Спасибо, я подумаю. Ответил я так, чтобы от него отвязаться. Я уже знал, что в случае увольнения начальника в кресло его сядет именно он, не побоявшийся критиковать, пусть и не в глаза, своего руководителя. Что касается Богатова, то он повёл себя в той ситуации так, как должен поступать любой до- бропорядочный человек: ни одного плохого слова в адрес его начальника мы не услышали. Что делало ему, безусловно, честь.
             Как уже догадался читатель, этот второй заместитель вскоре занял место своего уволенного за несоответствие занимаемой должности шефа. Анатолий Иванович так и остался заместителем у нового руководителя. Ровно через два года от инсульта умирает накануне Первого мая начальник ООТиЗ. В то время я вернулся к своим прямым обязанностям ведущего инженера по работе с персоналом. Назначением нового начальника отдела занимался другой руководитель кадров. Но слово за Бо- гатова я успел подать. Мне звонили многие руководители подразделений производства и спрашивали моё мнение по кандидатурам начальника отдела (должность вакантная). Не случайно наш директор при назначении любого руководителя собирал их всех и советовался. Назначал того, за кого было подано больше голосов. Это правильно.
            Забегая вперёд, скажу, что Анатолий Иванович в новой своей должности оправдал надежды работников. При нём не наблюдалось конфликтных ситуаций в производстве, как это случалось при его двух предшественниках. Более того, в моих глазах кадровика он смотрелся как Руководитель с большой буквы, одинаково уважающий как своих коллег и вышестоящих руководителей, так и простых работников. Один случай мне позволил в этом убедиться.
           Пятнадцатого октября 2006 года с утра я находился в помещении отдела кадров, рассматривая свой план работы на день. Коллеги занимались тем же. Вдруг открывается дверь и к нам заходят трое работников отдела труда и заработной платы. Впереди, как и положено, его начальник Богатов, по бокам –  заместители. Все вздрогнули, кроме меня. Проверки работниками ООТиЗа были для нас не новы. Я же, отметивший в тот день свой 50-й день рождения, догадался о цели их визита, увидев в руках Анатолия Ивановича подарок. С подарками на проверки никто не ходит.
          За время работы на заводе мне много раз приходилось слышать в день рождения тёплые слова, но от своих коллег. А чтобы сам начальник такого серьёзного отдела пришёл меня поздравлять, захватив своих заместителей, я не припомню. И не только ко мне, но и к коллегам. Конечно, 50-летний юбилей бывает только один раз в жизни, но всё же, всё же.
          Доработав до пенсии (его, как и меня позже, повышение пенсионного возраста, к счастью, не застало), Анатолий Иванович не стал любой ценой держаться за кресло руководителя, а передал его одному из своих (более молодому) заместителей.
           При проводах Богатова на заслуженный отдых я подарил ему книгу –  роман Дюма-отца «Три мушкетёра». Мне уж больно нравится девиз мушкетёров «Один за всех, и все за одного». Такой позиции придерживался и Анатолий Иванович Богатов, оставивший в моей памяти самые добрые воспоминания. В настоящее время он проживает в сельской местности. Пожелаем же ему прекрасного настроения, крепко- го, как в молодости, здоровья, и долгих-долгих лет жизни. Он это заслужил.

02.03.2020 г.