Коррупция. Не остаться в дураках

Александр Чатур
          Коррупция. Не остаться в дураках.

   Прежде всего обратимся, как учили, к этимологии, то есть к происхождению слова. Она отсылает к латыни, в Римскую империю. Здесь мы многое почерпнём, как и в случае со словом «хулиган» (это- некто Хулигэн, который был большим хулиганом). Здесь такая же история: корруптио, корруптус- это коррупция («подкуп» или «испорченный»).

   Поэтому приходится убеждаться, что и в Риме не знали, что это такое.
В чём же «испорченность»? Небольшой пример.
Прапорщик- пенсионер одного достаточно серьёзного ведомства, взлетевший внезапно на государственной гражданской службе (за неимением на тот момент конкурентов), но быстро смещённый «товарищами», знающими себе цену, позже рассказывал, что прекрасно устроился на Новой Риге комендантом в хозяйстве одной эстрадной суперзвезды, не без гордости добавив: «откаты беру».
За него можно только порадоваться. Это не коррупция согласно определению в 273- ФЗ, но механизм тот же. Человек наконец нашёл нечто более ценное, чем «поди, подай и принеси». Не нашёл- постиг!

   Коррупция- это торговля, в строгом смысле, и тут опять ничего нового или откровенного. Понятно, что торговля не своим, а общественным или государственным, оказавшимся в чьём- то ведении.

   Полагаю, на этом этапе рассуждения существует множество научных трудов и заключений, поэтому отойдём несколько в сторону и вспомним о тех, кто неспособен торговать. Бывают такие чудаки. Для них торговля- противоестественный акт, против которого восстаёт всё существо. Как так? Это глупость? Неспособность? Наивность? Смотреть на это можно с двух сторон: снизу и сверху. В нашем кратком примере с пенсионером- это взгляд снизу, человек несколько превзошёл себя. Отбросил страх, ложные авторитеты, стал менее зависим в своих решениях, узрел неоспоримую ценность в жизни.
Но когда мы вынуждены говорить о ценностях, мы можем столкнуться и с такими редкими случаями, как Правдивость, Скромность, Доброжелательность…

   Если расположиться ближе к первоисточнику, то мы найдём следующий перечень: чистота, милосердие, аскетизм, правдивость. За ними следуют: сила, отвага, любознательность, жажда справедливости…
Носители названных качеств никогда не будут торговать. Это из Нити- шастры, древней этики. Носители этих качеств именуются: брахманами или учёными, священнослужителями (в первом случае) или кшатриями- теми, кто защищает, воинами (царь всегда был лучшим из воинов).

   Обучение, просвещение, совершенствование- никогда не сквозят в лицах коррупционеров как их прямая и естественная задача в этом мире. Так же обстоит и с защитой. Научиться и прикинуться здесь не получится. Это- врождённые качества…

   Коррупция- это Диалектика. Вернее, Диалектика- это Коррупция. Нельзя из Ничего на нашем уровне сделать Что- то. Чем- то - надо родиться.

   Поэтому понятно, что с коррупцией никто ничего не собирается делать, она лежит в основе мировой культуры сегодня. Она- в принципах образования и мироощущения. Пока человек будет «происходить» от обезьян, пока для должностей достаточно дипломов и так называемых деловых качеств без исследования мотивации, то есть внутренних посылов, «защищать» будут трусы или садисты, "обеспечивать"- воры, торговать- все и всем, за редким исключением, а служить будут так называемые неудачники, то есть «демократическое большинство», ненавидящее свои занятия и тех, кто ими руководит.

   Согласно древней этике, человек оценивается по двум признакам: род занятий и внутренние (врождённые) качества, причём качества- в первую очередь. А заниматься любой может почти чем угодно некоторое время, пока не наступают последствия.
Пожинаем эти последствия мы.

   Должен оговориться. Это не изыскания самоучки или бунтаря. Это- адаптация Знания к Незнанию. Заинтересованной части человечества известно, что последние почти пять тысяч лет называются Эпохой вражды и лицемерия, главный признак которой- исполнение не своих обязанностей и, стало быть, неисполнение своих. Это даже на слуху: каждый знает, чем иногда занимаются кухарки в государственном масштабе и каково состояние «уборных» в Булгаковском «Собачьем сердце».
 
   А сам автор иногда склонен к не совсем политкорректному заключению, что из четырёх некогда сословий в человеческой формации осталось только два: дураки и негодяи, причём каждый дурак стремится стать негодяем, чтобы «не остаться в дураках».

   С некоторым сожалением за вольное обращение с темой, каждый термин которой предполагает серьёзное толкование. Это лишь попытка очередной адаптации понятий Древней этики, не более.

     26.04.20