Морозов Александр Иванович

Петр Панасейко
   
       

                В советские времена, листая в календарях страницы с биографиями членов и кандидатов в Политбюро, я с удивлением обнаруживал, что многие из них начинали свою трудовую деятельность в рабочей спецодежде. И гордились этим. Такое было время. Я, конечно, вступив после срочной службы в армии в коммунистическую партию, до Политбюро не дошёл, а вышел из неё за год до роспуска, не увидев смысла состоять дальше. Окончив юридический факультета университета, стал со временем профессиональным кадровиком. Но ни на минуту не забывал тех рабочих, с которыми начинал свою трудовую деятельность.
               Среди них, разумеется, на первом плане у меня находился мой бывший наставник Александр Морозов. Его давно нет в живых, но эти мои строки пусть будут прозаическим памятником замечательному Человеку с большой буквы.
              В своё время я, родившийся в середине октября 1956 года, не попал в первый класс со своими одногодками, пошёл учиться на следующий год, почти с восьми лет. А поэтому, окончив среднюю школу в июне 1974 года, уже в ноябре надел на два года военную форму, успев по направлению местного райисполкома поработать два месяца учеником слесаря механосборочных работ на главном конвейере Волжского автомобильного завода города Тольятти, в котором проживал вместе с родителями с августа 1971 года. Возвратившись из армии через два года и пройдя как экскурсант вдоль линии главного заводского конвейера, я на прежнее своё место работы не вернулся: работать как робот не захотел. Ранее, работая, я этого не замечал.
            В итоге попал на недавно построенный завод генераторов и стартёров фрезеровщиком с условием предварительного на него обучения. К моему поступлению предприятие было уже преобразовано в одно из подразделений ВАЗа под названием производство технологического оборудования. Наставником мне руководство инструментально-штампового цеха назначило фрезеровщика шестого разряда               
Александра Морозова.
                Забегая вперёд, скажу, что, ежели бы мне дали другого, я, возможно, и сбежал бы на второй день. А всё дело в том, что до пенсии я не собирался работать фрезеровщиком, мечтая поступить учиться в институт. Другой бы на месте Морозова с такой мечтой послал бы меня куда подальше. Но Александр Иванович вошёл в моё положение и не требовал сверх того, что надо было. Я спокойно продолжал учиться у него профессии фрезеровщика и работать по ней в меру своих возможностей.
                В 1979 году я поступил заочно, а в 1985 году успешно окончил юридический факультет университета (тогда он был один на всю область нашу, не то что сейчас). В 1984 году, ещё продолжая учиться, я покинул своего наставника, перешёл на другую работу. Но Александра Ивановича не забывал, наведываясь периодически в бывшую бригаду. После меня он, наставник, продолжал обучать других зелёных фрезеровщиков. Все мы ему благодарны за выдержку, терпение и талант Учителя. На этом можно было и закончить своё воспоминание о весьма хорошем человеке, если бы не одно печальное обстоятельство.
                Морозов, настолько я понял, родился в сельской местности, много раз свободно переходил из края в край безбрежные поля, но прожить свою жизнь так же он, к огромному моему сожалению, не смог.
                Спустя несколько лет после моего ухода из бригады я, работая уже кадровиком, сидел в своём рабочем кабинете, разговаривая по телефону. Вдруг открывается дверь и заходит женщина, которую я первый раз видел:
             – Я к вам, Пётр Алексеевич, можно? Я сделал жест рукой: «Заходите, присаживайтесь».
                – Слушаю вас внимательно, –  положив трубку телефона, об- ратился я к незнакомке.
                – Вы Александра Морозова помните?
                – Помню и никогда не забуду. Говорят, он в одно время уезжал жить в Ульяновскую область. Вроде как вернулся. Как он сейчас поживает и где?
                По появившимся у неё на глазах слезам я понял: с моим на- ставником случилась беда. И не ошибся.
                – Вашего наставника, Пётр Алексеевич, нет уже в живых. По- хоронили мы его. Но я не поэтому к вам пришла, о его смерти вы бы всё равно узнали в цехе. На похоронах присутствовали его представители.
                – Простите, а что с ним случилось? –  не выдержал я.
                Успокоившись немного, она поведала мне весьма печальную историю. Вернувшись из соседней области, Морозов вновь устроился на завод, но в семью не вернулся (почему-то), а проживал в заводском общежитии. Мне не пришлось, к счастью, жить там. В гостиницах проживал во время служебных командировок и ту- ристических поездок. Однако к друзьям и коллегам по работе наведывался в общежитие. Порядки там желали быть лучше. Конечно, администрация боролась с пьянками по случаю получки, но не всегда успешно.
                Одним словом, жильцы общежития отмечали однажды «какое-то событие». Оказался среди них и Александр Иванович, не пожелавший отстать от весёлой компании. Доотмечались до такой степени, что не соображали, что делают. Слово за слово –  и завязалась драка, которая продолжилась на лестничной площадке. В отличие от жилых домов в городе Тольятти, здесь был лестничный пролёт, куда и улетел Морозов, оказавшись следом в больнице. Травмы получил такие, что выжить после падения не смог, и вскоре скончался. Перед смертью успел передать последнюю свою просьбу бывшей жене, с которой она и пришла ко мне. А просил он о том, чтобы она пошла на работу ко мне и просила от его имени устроить к нам на завод его сына и дочь.
              – Просьбу своего наставника я выполню. Но, может, он ещё что просил? –  отвечал я.
              – Нет, только это.
              На этом мы расстались. С их детьми я встретился на следующий день.


07.02.2020 г.