Практическое занятие Потребностная сфера человека

Сергей Минаков
"Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится время использовать".
                А. Шопенгауэр

По человеческой природе все люди, «по умолчанию», гении и талантливы. Я предлагаю воспользоваться этим и начать «активизировать» природные ресурсы.

Ниже представлено первое занятие мотивационного тренинга, проработав их, вы сформируете ценные навыки, которые в дальнейшем помогут вам понимать свои трудности, преодолевать их, чувствовать себя более свободным и научиться получать от жизни удовольствие.

Самое тяжёлое - это начать делать. Начавши, вам будет легче потом продолжить и затем добиться результата!

"Нет людей, у которых не получается! Есть люди, которые начатое не доводят до конца!"
                Психолог Сергей Минаков

Халявы здесь нет! Здесь есть методическое формирование новых навыков.

В этой публикации представлено первое занятие мотивационного тренинга. Их будет три:
1. «Потребностная сфера человека»;
2. «Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач»
3. «Действия и Цели».

Занятие можно использовать как в групповой работе, так и для индивидуальной работы.

Цель данного занятия. Познание своих потребностей. Сформировать навыки в определении, удовлетворении и регуляции своих потребностей. Это даст возможность определять источник напряжения и растраты энергии. Умение продуктивно удовлетворять свои потребности при этом перенаправлять энергию в нужное русло.

Притча. Объективные потребности человека.

Мини – лекция: Ведущие потребности и их уровни. Пирамида А. Маслов.

Диагностика степени удовлетворённости основных потребностей.
Упражнения 1. «Список потребностей».

Притча о желаниях и потребностях.

Упражнение 2. «Осознание потребностей».

Упражнение 3. «Ответственность за свои потребности».

Домашнее задание.

Дополнительное упражнение для приверженцев арт — терапии. Арт — терапевтическое упражнение «Забота о личных потребностях» (Копытин А.И.)

Обратная связь (анкета).

                Притча. Объективные потребности человека.

Однажды к духовному учителю пришел юноша и попросил взять его в ученики. Мастер ничего не ответил, но, поскольку день был жаркий, предложил пойти искупаться. Когда юноша вошел в воду, коварный учитель схватил его голову руками и с силой погрузил в воду. Как тот ни старался вырваться, старик крепко держал его под водой. Наконец, он отпустил юношу, и когда тот отдышался, спросил его:

— Чего ты хотел сильнее всего, когда я держал тебя под водой?

— Вдохнуть воздуха.

— Хотел ли ты известности или богатства?

— Нет, только воздуха.

— Когда так же, как воздуха, ты захочешь знаний, тогда ты будешь готов к обучению.

 

            Мини – лекция: Ведущие потребности и их уровни. Пирамида А. Маслов.

Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.

Потребность— источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процессе воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.

Потребность — осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.

Потребность как психический образ нужды. М. М. Филиппов (1968).

Потребность — это заложенная в нас природой и обществом программа жизнедеятельности. В. А. Василенко.

Потребности могут быть самыми различными, не осознанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние напряженности и беспокойства. Осознание потребностей проявляется в форме мотивов поведения.

Потребности определяют личность и направляют ее поведение.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно. Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. Но, что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Для среднестатистического человека характерны следующие данные:

физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
в безопасности и защите – на 70 %;
в любви и принадлежности – на 50 %;
в самоуважении – на 40 %;
в самоактуализации – на 10 %.
Базовые эмоции имеют своё представительство в потребностях, то есть, за эмоциональным состоянием всегда скрывается потребность, например: при голоде (потребность в пищи) – злость, при неудовлетворённости в тёплых отношениях – тревогу или гнев, при развитии своих способностей – радость, интерес. Так сказать, эмоции выражают активную сторону потребностей.

Следующим этапом занятия будет, познание своих удовлетворённых и неудовлетворённых потребностей, с помощью методики диагностики степени удовлетворённости основных потребностей
                Упражнение 1. «Список потребностей»

В таблице представлены по А.Маслоу, такие потребности человека как: физиологические, потребности в безопасности, социальные (в принятии), в признании (в самоутверждении), творческие (эстетические) и потребности в самореализации.

Инструкция. Вам нужно каждую потребность из таблицы отнести к определённой потребности из пирамиды Маслоу.

Напротив каждой потребности поставьте букву соответствующей потребности.

Физиологические — Ф, потребности в безопасности — Б, социальные — С,

в признании — П, творческие – Т, потребности в самореализации – Р.

-Отсутствие воин.
-Семейные связи.
-Осуществление собственных замыслов.
-Страдание.
-Дышать.
-Развитие творческих способностей.
-Уверенность в завтрашнем дне.
-Комфортная внешняя температура.
-Стремление к успеху.
-Пригодная для утоления жажды чистая вода.
-Быть здоровым.
-Желание во взаимодействии с другими людьми.
-Еда.
-Стремление к гармонии.
-Избегать опасности.
-Совершение своей миссии.
-Легкодоступность медицинской помощи.
-Интерес к одобрительным отзывам о своей деятельности.
-Избавление от продуктов жизнедеятельности.
-Потребность быть оценённым по достоинству.
-Опасность заразиться опасным заболеванием.
-Общение.
-Стремление реализовать свой собственный потенциал.
-Ты меня уважаешь?!
-Жажда.
-Непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей.
-Гарантия занятости.
-Желание в совместной деятельности.
-Страхование от несчастных случаев.
-Желание развития в карьере.
-Потребность в пище.
-Потребность во взаимопомощи.
-Избегать болезней.
-Необходимость удостовериться в собственной значимости.
-Потребность в любви и привязанности.
-Стабильная политическая ситуация в стране.
-Дружеские отношения.
-Потребность в карьерном росте.
-Жилище.
-Стабильность.
-Эмоциональная близость с другими.
-Соблюдать личную гигиену.
-Благополучие в межличностных отношениях.
-Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
-Проявление заботы и получения ее взамен.
-Поддерживать температуру тела в нормальных пределах.
-Посещение художественных галерей.
-Противодействие.
-Ощущать себя частью семьи.
-Развитие творческих потенций.
-Заботиться о внешнем виде.
-Стремление к компетентности.
-Свобода от несчастных случаев.
-Романтические отношения.
-Одежда.
-Потребность в сопричастности.
-Подвергнуться физическому нападению.
-Обеспечить себе положение влияния.
-Иметь хороших собеседников
-Издевательство на рабочем месте.
-Отдыхать.
-Потребность в дружбе.
-Самоутверждение.
-Пить.
-Избегать неприятностей.
-Ощущать себя частью рабочего коллектива.
-Стремление к достижению успеха и высокой оценки.
-Нормально дышать.
-Упрочить свое положение.
-Потребность в чтении литературы.
-Употреблять достаточное количество жидкости.
-Иметь теплые отношения с людьми.
-Избегание вреда.
-Желание добиться успеха.
-Быть понятым другими.
-Двигаться.
-Интерес к музыке.
-Защита от насилия.
-Осуществление своих способностей и талантов.
-Теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных чувствах.
-Желание уверенности в себе.
-Финансовое благополучие.
-Выбирать одежду.
-Желание в совместной деятельности.
-Стремление к мастерству.
-Формирование творческой состоятельности.
-Попасть в финансовые затруднения.
-Достижение в уважении.
-Внимание к себе.
-Стремление к созиданию нового.
-Наличие убежища.
-Порядок.
-Заниматься делом, требующим полной отдачи.
-Продолжение рода.
-Желание поднять социальный статус.
-Занятие рисованием, лепкой.
-Избегание обвинений.
-Стремиться к новому и неизведанному..
-Ощущать себя частью социума.
-Укрытие.
-Активные посты и выставление фото в инстаграм, фейсбук и т.д.
-Избегание неудач.
-Стремление развивать свои силы и способности.
-Добиться признания и уважения.
-Поддерживать нужное положение.
-Стабильное рабочее место.
-Быть понимаемым и принимаемым.
-Интерес в получении новых знаний о мире.
-Занятие спортом.
-Оскорбление на улице.
-Спать.
-Иметь престижную и уважаемую другими работу.
-Потребность в познании окружающей среды и себя.
-Принадлежность к социуму.
-Насмешки в школе.
-Потребность в творчестве.
-Реализация собственных способностей, талантов.
-Стремиться к эстетическим наслаждениям.
-Коммуникация с другими людьми.
-Избегание обвинений.
-Признание общества.
-Принадлежность к группе.
-Саморазвитие через творчество.
-Потребность стать тем, кем данный человек способен стать.
-Стремление занять высокое место в обществе.
-Стабильность комфорта обитания.
-Причастность к культуре.
-Здоровая экология.
-Продолжать саморазвитие.
-Потребность в связях с людьми.
-Обеспечить себе будущее.
-Стремление к уважению со стороны других.
-Полное познание, осмысление своего «Я».
-Сон.
-Избегать стрессов.
-Потребность в любови.
-Привлечение внимания к себе.
-Поиск смысла жизни и своего места в нём.
-Интерес к посещению театра.
-Комфорт.
-Ощущать себя частью класса, группы.
-Питание.
-Повышать уровень мастерства и компетентности.
-Загрязнение природной среды.

Далее, выберите из списка те потребности, которые важны для вас в первую очередь. Не более 20 потребностей.

Расставьте их по степени важности для себя: самую важную потребность поставьте под №1, следующую по значимости потребность – под №2 и так далее, до №20. Мысленно проговаривайте фразу «Я хочу…». Какие потребности вас цепляли эмоционально? Почему?

Проанализируйте выбранные потребности из списка таблицы, с результатами диагностики «удовлетворённости основных потребностей».

Обсуждение. В круге проходит обсуждение по потребностям, каждый желающий из участников может высказывать своё мнение, согласие или не согласие. (в конце занятия см. таб. с ответами)

Какие из потребностей было легче определить, а какие сложнее? Почему?

Как вы считаете, какая из базовых эмоций может представлять определённую потребность, например: при голоде (потребность в пищи) – злость, при неудовлетворённости в тёплых отношениях – тревогу или гнев, при развитии своих способностей – радость, интерес и т.д.?

Какие потребности из этого списка у вас удовлетворены, а какие нет?

Какие потребности из списка и диагностики совпадают, а какие нет?

Что вам дало это упражнение?

Как вы эти знания будете применять в жизни?

                Притча о желаниях и потребностях

Жил-был один человек. Он, как и все, надеялся на чудо, и оно произошло… Однажды, по пути на работу, его кто-то окликнул. Человек обернулся и увидел… настоящего Волшебника. «Сегодня волшебный день и я могу исполнить три твоих желания!», — сказал он.

— Ух, ты! Я точно знаю, чего хочу! Я хочу шикарную машину с откидывающимся верхом, — немного подумав, ответил человек.

— Хорошо, — ответил волшебник, полез в мешок, достал оттуда ключи от машины и подал их человеку.

— Ключи? — воскликнул тот — я хочу машину целиком!

— Посмотри вокруг, — ответил волшебник.

Человек посмотрел направо и увидел шикарную машину с откидывающимся верхом с белыми кожаными сиденьями.

— Вот это да! Это прямо как я и хотел! — закричал человек, сел в машину и уехал навстречу новым впечатлениям.

На следующий день он вернулся на то же самое место. Человек был чертовски зол, так что Волшебник спросил его:

— Что случилось?

— А… Я целый день ездил по городу, и куда бы я ни приехал, все люди смотрели на меня, ведь я был в этой машине. Но потом я начал замечать, что в этом городе полно красивых машин и люди смотрят на все машины… Так что это не то, чего я хотел.

— А чего же ты хочешь, я могу выполнить второе желание, — сказал волшебник.

— Я… хочу… денег! — ответил человек. Целую кучу денег, чтобы я смог купить все, что захочу.

— Хорошо, — ответил Волшебник, засовывая руку в мешок. Он достал оттуда чековую книжку и вручил её человеку.

Когда тот открыл чековую книжку, увидел на ней свое имя и какая сумма на счете, он тут же захлопнул ее, сунул в карман и заявил:

— Я вернусь завтра, ведь у меня еще есть третье желание, которое ты обещал исполнить.

-Конечно, я буду ждать тебя. – ответил Волшебник.

На следующий день на этом же самом месте, в то же время, человек и Волшебник встретились снова. Но опять человек был разозлен и подавлен. Волшебник спросил:

— И что случилось теперь?

— Я скупил все, что хотел. Стоило мне увидеть любую вещь, которая мне нравится, я тут же покупал ее. Но очень скоро мне стало все равно, смогу ли я купить что-то еще. Я ведь могу купить все, так что какая разница… Ты не дал мне того, что я хотел.

— Чего ты хочешь? — спросил Волшебник.

В этот раз человек тщательно продумал свой ответ и сказал:

— Я знаю, чего хочу. Я хочу сказочно красивую… девушку. Можешь?

— Хорошо, — ответил волшебник, и тут же рядом с ним появилась необычайно прекрасная девушка.

— Я готова идти за тобой, куда скажешь, — пропела она сладким голосом.

— Да! — вскричал человек, схватил ее, и ушел.

…Спустя две недели он вернулся на то же место. Он был зол и подавлен. Волшебник спросил его:

— А что сейчас? Я ведь дал тебе сказочно прекрасную девушку!

— А… Она была такая послушная, что мне это быстро наскучило. Ей нужны были только мои деньги, и, набрав сколько ей было нужно, она просто ушла. Какой-то ты плохой Волшебник. Я прошу и прошу тебя то, что я хочу, а оно все не то и не такое.

— Это потому, — ответил Волшебник – что ты ни разу не попросил того, чего хочешь.

— Неправда, я всегда прошу того, чего хочу!

— Нет, — ответил Волшебник. — Ты просишь машину, а на самом деле хочешь уважения, ты просишь денег, а на самом деле хочешь свободы, ты просишь красивую девушку, а на самом деле хочешь любви.

Не всегда мы можем осознавать свои истинные желания, потребности. Но это возможно, если честно отвечать себе на вопрос, «чего же я хочу на самом деле?», «что мне мешает понять мои истинные желания и потребности?».

                Упражнение 2. «Осознание потребности»
Выберите ситуацию, в которой вы, возможно, участвуете без достаточной энергии, желания. Посмотрите на ситуацию объективно. Спросите себя: «Чего я хочу в этой ситуации?», «Для чего хочу?», «Для какой цели?»,  «Зачем?» и так далее, пока не доберетесь до неудовлетворённой потребности. Базовый вопрос здесь, ЧЕГО Я ХОЧУ?

Например:

Хожу в тренажерный зал, но не получаю удовольствия.

Вопрос: зачем я хожу в зал, чего я хочу?

Ответ: чтобы была хорошая фигура, крепкое здоровье.

Вопрос: зачем фигура, для какой цели?

Ответ: что бы нравится противоположному полу.

Вопрос: больше нравиться стал?

Ответ: не для тех, кого бы хотел.

Вопрос: какую хочу?

Ответ: с которой можно создать семью.

И так дале….

В этом примере можно видеть, то, что неудовлетворённой потребностью является не хорошая фигура или здоровье, а потребность в любви, в семейных отношениях, в принятии и т.д. И в данном случае, нужна другая стратегия удовлетворения данной потребности.

Забегая немного вперёд, в тему мотивации, бывают нередкие случаи, когда цель может переходить в мотив («сдвиг мотива на цель»). В данном примере, цель — хорошая фигура, через какое то время становится мотивом, то есть физические нагрузки начинают приносить удовольствие и в таких случаях у человека появляется желание ходить на фитнес.

Следующим этапом после обнаружении неудовлетворённой потребности, важно

Обсуждение.

Какие эмоции вы испытывали при выполнении данного упражнения? Менялись ли они на протяжении выполнения упражнения?

С какими трудностями вы столкнулись при выполнении упражнения?

Там где трудность, там рост и развитие.

Важно!

Это упражнение важно выполнять, до тех пор, пока осознания потребностей не дойдёт до автоматизма. На формирование этого навыка, а это навык, необходимо время.

                Упражнение 3. Ответственность за свои потребности.

Цель. Осознание  и принятие своих потребностей. Осознание ответственности за свои потребности, чувства и эмоции.

На первом этапе упражнения придумайте и запишите как можно больше предложений, начинающихся со слов “я должен…”. Включите в свои ответы, все стороны своей жизни – физическую, материальную, эмоциональную,  социальную, интеллектуальную и духовную. Запишите не менее 20 таких предложений в столбик.

Не приступайте к к следующему этапу упражнения, пока не выполните первый этап. Записали? Прочтите эти предложения вслух, прислушиваясь к своим чувствам и ощущениям. Запишите их..

Второй этап упражнения.

Теперь вернитесь к началу Вашего списка и прочитайте его вслух, заменяя во всех предложениях слова “я должен…” на “я хочу..” и “я желаю..”. Снова прислушайтесь к себе и отметьте различия в ощущениях, если они существуют. скажите, в чем заключаются эти отличия.

Например.

“Для укрепления моего здоровья я должен заняться зарядкой”.

“Для укрепления моего здоровья я хочу заняться зарядкой”.

Обсуждение. Что вы чувствовали после произнесения “я должен…”. Изменилось ли, что ни будь в ваших переживаниях, мыслях, во втором задании при замене во всех предложениях со слова “я должен…” на “я хочу..” и “я желаю..”.

Установка “я должен…”, может быть привнесена из вне, вашим окружением, СМИ и может искажать ваши потребности, желания.

Ответственность за свои потребности заключается в том, что бы начать  удовлетворять их осознанно и самостоятельно, не обвиняя и перекладывая свои трудности на окружающих нас людей.

Примерный бланк для заполнения.

“я должен…” ________________________________________

“я должен…” ________________________________________

…..

                Домашнее задание

Цель. Сформировать навык познания, определения, удовлетворения и регуляции своих потребностей.

Это поможет определять источник напряжения и растраты энергии. Умение продуктивно удовлетворять свои потребности, при этом перенаправлять энергию в нужное русло.

Начните исследовать свои потребности, используя структуру пирамиды Маслоу. Определите, что мешает вам удовлетворять их. Проанализируйте источники этих помех в своей жизни (семейные ценности, убеждения, пережитой опыт и т.д.) Учтите как удовлетворенные, так и не удовлетворенные потребности. Будьте честны с собой, ведь в данном случае, определяя нереализованные желания и нужды,  вы даете возможность себе самостоятельно управлять своей жизнью.

Если в начале сложно определять свои потребности, то задержитесь на уровне базовых потребностей. Здесь вам будет гораздо проще определять те дефициты, которые необходимо удовлетворять. Например, пытайтесь определять и отмечать, как вы чувствуете голод, какие эмоции испытываете, опишите мысли. Возможно, вместо голода, вы заедаете тревогу и т.д.

Когда вы освоите базовый уровень, поняв саму идею потребностей, двигайтесь выше по пирамиде.

Сопоставляйте потребности с эмоциями и мыслями. Каждая базовая эмоция имеет своё представительство в определённой потребности, то есть, за каждой эмоцией скрывается потребность, например: при голоде (потребность в пищи) – злость, при неудовлетворённости в тёплых отношениях – тревогу или гнев, при развитии своих способностей – радость, интерес.

Для удобства в определении и анализа своих потребностей и эмоций, рекомендую применить таблицу или дневниковую запись.

В процессе работы с таблицей, со временем, вы её можете модифицировать под себя.

1. Дата - 27.03.20.
2. Ситуация - Я часто выставляю своё фото в соцсетях и пишу посты.
3. Эмоция, чувства - Напр. Радость, грусть.
4. Мысли - Я хорошо выгляжу и мне хочется, чтобы поставили много лайков. Мне скучно и одинока, не с ким и пообщаться.
5. Потребность - Возможно мне не хватает признания (я хорошо выгляжу и мне хочется, чтобы поставили много лайков).
Потребность  в принятии, тёплых отношениях, в дружбе и т.д. (мне скучно и одинока, не с ким и пообщаться).
6. Удовлетворение потребности - Заняться интересным делом или спортом (пойти на секцию, кружок, тренинг и т.д.) и добиваться результатов.
Принимать людей такими какие они есть, быть смелей, активней и более открытым в проявлении своих чувств, эмоций во взаимоотношении с другими людьми.
7. Что мешает удовлетворение потребности - Не развиты волевые качества. Брать ответственность за свои поступки. Страх отказа, неуверенность в себе.

Чтобы саморегуляция вашей потребностной сферы перешло на автоматический режим (сформировался навык), вам потребуется не одна неделя, а может и месяцы выполнения выше предложенных заданий. Здесь много зависит и от ваших индивидуальных особенностей (темперамент, характер) и от возраста. Чем старше становится человек, тем больше времени потребуется на формирование новых навыков. В молодом возрасти развитие проходит быстрее. Взять к примеру изучение иностранного языка. В детском возрасте, ребёнок язык может изучать играя, в более старшем уже приходиться «попотеть», чтобы овладеть хотя бы разговорным уровнем.

Дополнительное упражнение для приверженцев арт — терапии.

Арт — терапевтическое упражнение «Забота о личных потребностях» (Копытин А.И.)
Обратная связь пройденого занятия.

Обратную связь можно провести в виде заполнения анкеты или обсудить по кругу, если это групповые занятия или самоанализ если занятие проходим самостоятельно.

Пример анкеты.

                Анкета
Во время занятия я понял, что …
Самым полезным для меня было …
Своими основными ошибками на занятии я считаю …
Мне не понравилось…
На следующем занятии я хотел бы …
На месте ведущего я (в случае групповых занятий)…
 

                Таблица потребностей к упражнению №1.

                Физиологические потребности — обеспечивают выживание человека.
-Дышать.
-Есть.
-Пить.
-Нормально дышать.
-Употреблять достаточное количество жидкости.
-Двигаться.
-Поддерживать нужное положение.
-Спать.
-Отдыхать.
-Выбирать одежду.
-Поддерживать температуру тела в нормальных пределах.
-Соблюдать личную гигиену.
-Заботиться о внешнем виде.
-Укрытие.
-Наличие убежища.
-Продолжение рода.
-Одежда.
-Потребность в пище.
-Жилище.
-Питание.
-Жажда.
-Сон.
-Комфортная внешняя температура.
-Пригодная для утоления жажды чистая вода.
-Здоровая экология.
-Избавление от продуктов жизнедеятельности.
                Потребности безопасности и защищённости.
-Быть здоровым.
-Избегать опасности.
-Избегать болезней.
-Избегать стрессов.
-Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
-Стабильность комфорта обитания.
-Обеспечить себе будущее.
-Избегать неприятностей.
-Упрочить свое положение.
-Защита от насилия.
-Финансовая благополучие.
-Свобода от несчастных случаев.
-Легкодоступность медицинской помощи.
-Опасность заразиться опасным заболеванием.
-Попасть в финансовые затруднения.
-Подвергнуться физическому нападении.
-Издевательство на рабочем месте.
-Насмешки в школе.
-Оскорбление на улице.
-Комфорт.
-Гарантия занятости.
-Страхование от несчастных случаев.
-Уверенность в завтрашнем дне.
-Стабильность.
-Порядок.
-Страдание.
-Стабильное рабочее место.
-Стабильная политическая ситуация в стране.
-Избегание вреда.
-Избегание неудач.
-Избегание обвинений.
-Противодействие.
                Социальные потребности.
-Общение.
-Дружеские отношения.
-Семейные связи.
-Эмоциональная близость с другими.
-Романтические отношения.
-Коммуникация с другими людьми.
-Принадлежность к социуму.
-Принадлежность к группе.
-Благополучие в межличностных отношениях.
-Проявление заботы и получения ее взамен.
-Внимание к себе.
-Иметь хороших собеседников.
-Желание в совместной деятельности.
-Потребность во взаимопомощи.
-Потребность в сопричастности.
-Потребность в любови.
-Потребность в дружбе.
-Желание во взаимодействии с другими людьми.
-Ощущать себя частью социума.
-Ощущать себя частью класса, группы.
-Ощущать себя частью рабочего коллектива.
-Ощущать себя частью семьи.
-Иметь теплые отношения с людьми.
-Быть понятым другими.
-Потребность в любви и привязанности.
-Быть понимаемым и принимаемым.
-Теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных.
-Причастность к культуре.
-Потребность в связях с людьми.
-Желание в совместной деятельности.
                Потребности в признании и самоуважении
-Желание уверенности в себе.
-Стремление к компетентности.
-Стремление к мастерству.
-Достижение в уважении.
-Желание развития в карьере.
-Стремление занять высокое место в обществе.
-Интерес к одобрительным отзывам о своей деятельности.
-Стремление к успеху.
-Потребность быть оценённым по достоинству.
-Ты меня уважаешь?!
-Стремление к уважению со стороны других.
-Признание общества.
-Стремление к достижению успеха и высокой оценки.
-Потребность в карьерном росте.
-Самоутверждение.
-Желание поднять социальный статус.
-Привлечение внимания к себе.
-Необходимость удостовериться в собственной значимости.
-Активное выставление фото в инстаграм, фейсбук и т.д.
-Добиться признания и уважения.
-Обеспечить себе положение влияния.
-Повышать уровень мастерства и компетентности.
-Занятие спортом.
-Желание добиться успеха.
-Иметь престижную и уважаемую другими работу.
                Духовные, эстетические потребности
-Потребность в познании окружающей среды и себя.
-Потребность в творчестве.
-Стремиться к эстетическим наслаждениям.
-Потребность в чтении литературы.
-Интерес к посещению театра.
-Интерес в получении новых знаний о мире.
-Развитие творческих способностей.
-Стремление к гармонии.
-Формирование творческой состоятельности.
-Стремление к созиданию нового.
-Занятие рисованием, лепкой.
-Интерес к музыке.
-Посещение художественных галерей.
-Развитие творческих потенций.
                Потребность в самореализации.
-Потребность стать тем, кем данный человек способен стать.
-Стремление реализовать свой собственный потенциал.
-Продолжать саморазвитие.
-Осуществление своих способностей и талантов.
-Непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей.
-Совершение своей миссии.
-Полное познание, осмысление своего «Я».
-Стремление развивать свои силы и способности.
-Стремиться к новому и неизведанному.
-Заниматься делом, требующим полной отдачи.
-Поиск смысла жизни и своего места в нём.
-Реализация собственных способностей, талантов.
-Осуществление собственных замыслов.

Уважаемые читатели, напишите, какое из упражнений для вас было более эффективным?

Буду благодарен за любую обратную связь, комментарий по данному занятию!