Послание от могикан

Алекс Росс
Народная целительница Гладис Тантаквиджин совсем не последняя из могикан, поэтому не прав был Фенимор Купер, называя свою разлетевшуюся по всему белому свету книгу “Последний из могикан”. Вот она, нынешняя старейшина сохранившегося племени, среди родовых ценностей в музее, построенном ее отцом и братом более шестидесяти лет назад в городке Анкаствиль в штате Коннектикут в США.

Она знает как делать тонизирующий напиток из десяти лесных лекарственных трав, что в пору цветения кизилового дерева приходит время для лова сельди. Она так же знает, что пауки приносят счастье, что воющая собака чует чью-то смерть, а кошачья мята лечит колики у маленьких детей… Она знает это все, так как она потомственная целительница из племени могикан, потому что три старых женщины, ее бабушки, как она их называет, взяли ее когда-то под свое крыло и обучили всем этим секретам. Она, в свою очередь, стала ученым-антропологом, социальным работником для индейцев многих американских племен, написала книгу о народной медицине, стала уважаемой старейшиной. Могикане могли бы действительно исчезнуть совсем, если бы не ее усилия по сохранению аутентичности и личный пример.

Скоро госпоже Тантаквиджин должно исполнится сто лет, но до сих пор она ни разу не была так больна, чтобы ей пришлось обращаться за помощью к доктору. Кроме того, она никогда не нуждалась в очках. Когда ее спрашивают почему это так, она мило улыбается и говорит: “Так как я никогда в жизни не ела “хот дог” - горячие сосиски с хлебом. Это самая распространенная еда на улицах городов в США. Каждое утро она поднимается на гору от своего дома, в котором живет со своей сестрой Руфь (восемьдесят девять лет), к музею, где она с удовольствием рассказывает обо всем, что связано с культурой американских индейцев. Там как то летом побывал и я, и узнал кое-что очень полезное и поучительное во многих отношениях.

По верованиям индейцев определенные заболевания или расстройства здоровья у человека появляются из-за его прегрешений и неправильных поступков, посредством которых он впускает в свое тело злых духов. Этих злых духов обычно изгоняли знахари (целители), исполняя ритуальные обряды с заклинаниями и готовя для заболевших снадобья из трав и корней целебных растений. Только нарушение законов природы было причиной появления и повышения числа заболеваний среди индейцев, ведь в древности люди всегда соблюдали родовые церемонии и следили за поддержанием правил праведной жизни всех и каждого в отдельности. Индеец оставался здоровым до преклонного возраста, так как питался исключительно экологически чистыми продуктами и жил в гармонии с природой. Потом пришли новые люди с их странными традициями, пищей и ужасными болезнями. И те племена, которые не были ведомы мудрыми представителями, были стерты с лица земли вообще.

Согласно индейской традиции, целители являются посредниками, через которых Создатель посылает исцеляющую энергию. А мир растений и животных очень близок и даже родствен человеку. И Бог создал каждое растение и животное в отдельности с соответствующими свойствами, характерными и полезными для человеческой природы. Отдавая дань этому родству, травники тщательно исполняют специальные ритуалы непосредственно перед самим сбором растений. Вот пример молитвы целителя (свободный перевод), которую он творит перед заготовкой какого-то целебного растения: “Праотец, я пришла, чтобы испросить целебных средств. Твой внук (имя) нуждается в Твоей помощи. Он делает Тебе подношение в виде курений табака. Он молит Тебя и обещает в свою очередь делать вперед только доброе, он Твое дитя, ожидающее милости. И я молю от всего сердца, пожалей его болящего, я так желаю ему исцеления навсегда от всего того, что причиняет ему сейчас боль. Услышь нас, наш Предок табака… Я знаю, Ты примешь наши моления. Я благодарна, Предок, наш Создатель, за твое милосердие, твою помощь на наши просьбы. Отец, это все на сегодня”.

Целитель никогда никого не лечит, если болен сам, даже в своей семье и всегда приглашает в таких случаях кого-то со стороны. Он также советует обратиться или обращается сам к более сильному знахарю, когда чувствует, что его индивидуальной силы и опыта недостаточно. Часто больной обращается к нескольким целителям прежде, чем найдет того, кто берется наверняка исцелить его.

Вот несколько записанных мной рецептов из народной медицины американских индейцев, которые используются частным порядком и могут быть применены в наших условиях:               
Женьшень (Panax quinquefolius) корень - его называют “мужчина и женщина” из-за формы, часто похожей на человеческое тело. А так как он растет в парах, его часто называют “бабушка и дедушка”. Корень считают очень сильным целебным средством для лечения представителей обоих полов. Для лечения мужчин применяют корень мужского растения и, соответственно, женского для женщин. Замечено, что женьшень уступает перед натиском цивилизации, его становится меньше. Он имеет особые целебные свойства и часто помогает в тех случаях, когда свойства других растений бессильны. Его заваривают как чай, одну чайную ложку мелко нашинкованного корня на стакан кипятка. Так же его включают в состав для приготовления основного тонизирующего напитка.
Каштан (Aesculus glabra) - “большое желудевое дерево” - орехи натирают и смешивают со сладким растительным маслом или бараньим жиром для приготовления снадобья от ушной боли. Ношение ореха в кармане избавляет от радикулита. Натертые орехи используют для “отравления” рыбы в реке на рыбалке. Его так и называют - “корм для рыб”, у рыбы от каштана появляется головокружение и она становится уязвимой.
Персиковое дерево (Prunus persica) - листья его заваривают как чай, подслащивают и дают пить как средство от рвоты и выведения игольчатых глистов.
Мята - настой из листьев дикой мяты (Mentha canadensis) удаляет боли в области желудка; настой из листьев лошадинной мяты (Monarda punctata) снимает жар и помогает снять нервное возбуждение; настой из листьев перцовой мяты (Mentha piperita) и мяты курчавой (Mentha spicata) используются как глистогонные средства, первую и для детей, и для взрослых.
Хрен (Rorippa Amoracia) - средние жилки листьев достаются и прикладываются на скулы для снятия зубной боли. Правда оставленные на долгое время могут вызвать пузырение кожи.
Белый дуб (Quercas alba) - внутренняя часть коры вместе с ее соком, как мазь, ослабляет боль ран и мест ушибов.
Грецкий орех (Juglans nigra) - предписывается по разным поводам. Чтобы удалить желчь из кишечника варится чай. Для этого пекут какое-то время на костре три тонких ветки дерева. Затем сдирают с них кору, причем начинают с тонких концов. Делают три отдельных скрутки и кипятят их. Во время варки периодически мехами обдувают все. Чай пьют в течении двух дней. Свежий сок ореха считается хорошим противовоспалительным средством. Листья орехового дерева, разложенные вокруг дома, отпугивают мух. Соком зеленой кожуры ореха (неспелого) натирают зараженную кожу при лечении стригущего лишая (инфекционное кожное заболевание). Считается, что такими же целебными свойствами обладают: желтая береза, тутовое дерево (шелковица) и крушина.
Вяз (Ulmus rubra) - пережевыванием внутренней части коры, вырабатывающей клейкое вещество, можно лечить воспаление гортани, горла и даже легких.
Для желудка полезно пожевать свежего щавеля.

Были времена, когда в лес за травами заготовители ходили с красивыми сумками-карманами на одной лямке, вышитыми бисером из Богемии. Называли их “осьминогом” из-за расшитых кисточек в нижней части сумки, напоминающих щупальца. При заготовке трав и приготовлении целебных составов должны быть соблюдены несколько правил:
- металл не должен касаться растения, из которого готовится снадобье;
- корешки и вершки сушат на солнце, оно дает им дополнительные целебные силы;
- выздоравливающий должен лежать на солнце, чтобы  усиливающие свойства солнца могли перейти и к нему;
- высушенные травы толкутся только в деревянной или каменной посуде, предназначенной специально для этих целей;
- трут и мельчат содержимое всегда слева направо. Никогда не дуют на остывающий приготовленный состав, боятся таким образом прогнать целебный дух растения.

Во время обряда целитель надевал деревянную маску, а снадобье подавалось больному в черепашьем панцире. Из него же изготавливали и музыкальный инструмент.

А вот рекомендации женщинам на период беременности и времени после родов:
 
Питание беременной женщины должно быть умеренным. Кислая пища ей противопоказана, особенно в последний период беременности, так как может стать причиной уплотнения и сокращения мышц. Из рациона питания должны быть так же исключены лук и белокочанная капуста. Соль строжайше возбраняется и до, и после родов, так как это может значительно сократить потерю крови. Нельзя переносить тяжести на протяжении всего периода беременности и в течение одного месяца после рождения ребенка. Беременная должна остерегаться контактов с психически нездоровыми людьми, ей лучше даже не смотреть в их сторону, тем более смеяться над ними или высмеивать их слабости. Надо быть очень осторожной, чтобы не быть напуганной собакой или какими-то неожиданными жуткими обстоятельствами.

За беременной ухаживает специально приставленная женщина - повитуха, которую муж беременной одаривает соответствующими подарками. Беременным женщинам в возрасте более тридцати лет для сокращения периода схваток даются специальные снадобья. Во время самого деторождения роженице рекомендуется стоять на коленях. Немедленно после рождения ребенка мать пьет противовоспалительный травный чай, тот, что рекомендован при плеврите, отвар его готовится из высушеного корня растения Asclepias tuberosa. Пуповина младенца обрезается на расстоянии три с половиной сантиметра. Над пупом к телу прибинтовывают плоский кусочек графита – пять сантиметров в диаметре и оставляют его до полного заживления раны и во избежание выпячивания пупа.

В случае выкидыша роженица должна пройти специальный курс лечения. И по устоявшимся верованиям травма - это единственная настоящая причина случившегося. Преодолеть эту напасть почти невозможно. Так же считается, что близнецы соединяются в материнской утробе. И бывают очень связаны друг с другом на протяжении всей жизни. Если кто-то из них травмируется или заболевает, другой это чувствует на большом расстоянии. Новорожденному, чья мать умерла во время родов, не позволяют много плакать. Его всеми средствами пытаются успокоить, чтобы дух матери не повредил или даже не убил приемных родителей.

Родинки на теле ребенка говорят о том, что у его родителей были серьезные проблемы с какими-то людьми (все подозрительные, по мнению современного человека, верования можно отнести к предрассудкам далеких предков современных индейцев - авт.). В качестве примера рассказывают случай, когда у одного из родителей новорожденного был контакт с духом умершего знакомого, с которым он был когда-то не в ладу. Тот ему сказал: “Ты узнаешь меня по родинке своего новорожденного и далее, когда родятся другие дети”. Все мальчики этого человека имели родинки у глаз, поэтому в течение дня моргали. Иногда родинки на теле ребенка бывают в форме листьев или ягод, тогда их формы приписываются снам матери. Родинки в форме какого-то фрукта предвещают долгую и счастливую жизнь. Форма крокодила то же считается хорошим знаком.

В течение всего периода ухода за ребенком мать должна воздерживаться от связей с другими мужчинами кроме ее мужа, чтобы уберечь ребенка от поносов. Несколько рекомендаций даются матерям по уходу за волосами и ногтями детей. Остриженные волосы принято прятать где-то в стороне в недосягаемости от птиц, так как, если они будут устраивать из них гнездо, ребенка будут преследовать головные боли. Если же их сжечь, то на голове они станут ломкими. Во время появления зубов на шею ребенка принято повесить маленький мешочек с размельченным древесным углем, чтобы исключить тем самым неправильный прикус. Расшатавшимся молочным зубам помогают - их выдергивают (раньше струной) и постоянные зубы после этого растут прямо. Вырванные зубы выносит на улицу сам ребенок, он выбрасывает их в восточном направлении со словами: “Я оставляю их здесь, зная, что когда ты вернешься, я накормлю тебя белыми бобами”. Во время стрижки ногтей смотрят, чтобы ничего не пропало. Все это выносят в лес и оставляют под деревом со словами, обращенными духу племени: “Праотец, я даю тебе ногти твоего правнука, чтобы делать рамы для твоих глаз”. Новорожденному ребенку дарят щенка и он служит гарантом здоровья маленького человека. Принято считать, что собака принимает на себя все возможные болезни, якобы при этом думая: “Я только собака, ребенок более достойное существо”. В знак посвящения щенка в такие отношения родители ребенка привязывают на его шею маленький мешочек с древесным углем. С собакой принято много разговаривать. Если пес все-таки умирает, его хоронят, а ребенку дарят другого щенка. Когда по каким-либо серьезным причинам сам ребенок заболевает и умирает, собаке в знак освобождения от обязанностей вешали на шею традиционное индейское ожерелье из разнообразных морских или речных раковин.

И в заключение несколько любопытных рецептов и верований индейцев:

Чтобы избавиться от обморожений, они рекомендуют выйти на снег босым, набрать его в пригоршни и приложить к ушам. Облегчение якобы почувствуется сразу;
Собранными поздней осенью инеем или росой растирают тело, это хорошая профилактика различных кожных заболеваний;
Считается, что вода, собирающаяся в углублениях и трещинах камней и деревьев, имеет целительные свойства;
Чтобы снять жжение, на место ожога прикладывают земляную грязь;
Слюнявость ребенка может пройти в течении недели, если ему периодически давать подержать во рту мелкую рыбешку;
Раньше верили определенно, что покормив ребенка жаренной белоногой мышью, он перестанет писаться по ночам;
Облегчение к больному коклюшем придет, если мать при кормлении прежде даст посасать грудь щенку, а потом ребенку;
Приложенная к ране паутина останавливает кровотечение;
Экскременты крупного рогатого скота и домашней птицы используются для приготовления припарок от нарывов и фурункулов;
Гусинный жир при простуде рекомендуется в небольших дозах для приема внутрь, для детей средняя доза составляет три-пять капель. Так же его можно использовать при простуде и как наружное средство для натирания горла и груди. Ушную боль, вызванную разными причинами, снимают мочой кролика;
Хорошим средством от простуды является так же сироп, приготовленный из печеного лука. Для подростков и маленьких детей его подслащивают.  Принимают по несколько капель в чистом виде или с молоком;
Еще одним радикальным средством при простуде является чай-отвар из поджаренных, обуглившихся свинных копыт;
Из бараньего жира принято делать мази или применять в чистом виде, как смягчающее кожу тела средство. Им смазывают потрескавшиеся, раздраженные участки кожи и ссадины;
Мышечные судороги снимаются смачиванием пораженных частей тела своей уриной;
Высасывать яд из раны от змеинного укуса можно полым отростком оленьего рога.

                лето 1997