Десятая глава из повести Полюбите, меня родные!

Дария Джумагельдинова
Глава 10
Джамиля собрала  документы Данияра,  она хотела убедить мужа отдать младшего ребенка в элитную школу, где  учатся старшие  сыновья.  Ораз решил  не идти на поводу жены, пусть Данияр учится  в обычной, которая функционирует с советских времен.   Арман и Баглан категорически, можно сказать ультимативной форме,  отказались учиться с ним в одной школе, они имели сильное влияние на отца.
 Данияр  разговаривал с акцентом, мог выдать глупость,  - мальчишки не хотели краснеть из-за младшего брата,  Ораз поддержал сыновей, участь младшего решена была - он  пойдет в обычную школу, где  никто не знает  семью и  сплетен по этому поводу можно будет избежать. Братья подчеркивали, если гены  не отдыхают на нем, он быстро станет отличником и пойдет по нашим стопам, чувствовалось,  подростки сомневались в способностях брата.
Возможно, все-таки Джамиля достучалась до мужа,  в семье меньше стали  насмехаться над братом, чаще  общаться, реже  называть аулбаем.
  Данияр был  наивным и очень добрым, братья пользовались своим старшинством и заставляли  убирать за ними.  Мать не могла понять, откуда у сыновей  барская спесь? Младший,  легок  был  на подъем, наивный и великодушный,  он так и не раскусил  хитрых братьев.
Сын относился с уважением к ней,  но долгожданное  слово мама, он  не произносил, что-то держало его, возможно, этот барьер удалял его от статуса члена семьи.
Учительница
 В школу Данияра сопровождала Джамиля  с мужем.  Ораз  чувствовал себя стесненно, ему – чиновнику первого класса, не хотелось светиться и объяснять, почему  он отдал  младшего сына в обычную школу. У первоклассника все было, как у других учеников: огромный букет цветов,  дорогая, школьная форма, желание учиться на отлично, чтобы не подвести сноху.
Учительнице понравилась красивая, холеная женщина, которая  выбрала ее класс.  На собеседовании  ее сын,  бойко читал, считал, проблем  не будет с ним – сделала она вывод. Мать с тревогой следила за ним,  сомневается в способностях,   или суперактивный ребенок, если так беспокоится – сделала она вывод. 
Айжан Аскаровне хотелось знать все про эту семью. Муж – бизнесмен или чиновник? Одет в  дорогой, синий костюм государственного служащего, красный галстук – значит,  этот день для семьи является знаменательным.
Она просматривала документы, они живут  рядом, в элитном районе. Интересно, почему при нынешних чиновничьих амбициях, они отдали ребенка в обычную школу, тут что-то кроется, возможно,  она токалка и вынуждена  быть на втором плане?
 Айжан Аскаровна с пристрастием относилась к родителям, вела себя, как царица,  демонстрировала  свою значимость. Развал Советского Союза  принес большой раскол в страну, появились: богатые   и бедные,  школы стали  элитными, и простыми. Она, работник с большим педагогическим стажем мечтала уйти в элитную школу. Туда попасть было трудно, директора брали  своих родственников, знакомых, или известных  в городе учителей, многие попадали  туда, заплатив  круглую сумму  администрации, так как зарплата в гимназии была в два-три раза выше, чем обычной школе.  Учительница хотела познакомиться с людьми, которые ведут роскошный образ жизни, ей хотелось знать об их жизни все, чтобы через них устроить своих детей, такие чиновники в эту школу детей не приводили.
И вот появился спаситель:  она мертвой хваткой ухватится за ребенка, чтобы напрячь родителей, и сможет устроить сына, он  заканчивал университет.  Появится возможность,  она пристроит и дочь,  Зарина  училась в одиннадцатом классе, мать мечтала выдать  ее замуж  за сына  обеспеченных родителей, чтобы  дочь, как мать  не считала копейки.
Данияр радовался, он не знал, что школы бывают простые и элитные, он хотел  учиться, получать пятерки, радовать сноху, и не злить старшего брата.
В классе было тридцать учеников, Джамиля поморщилась, о знаниях – не будет речи.  Как учительнице удается  угомонить их, при этом дать знания, это вопрос. Она решила после окончания  первой четверти переведет сына в гимназию, главное, чтобы он не подвел, она хотела остаться наедине с учительницей  и переговорить о дополнительных занятиях.
 Джамиля добьется,  Данияр докажет всем, что у него замечательные гены родителей. Учительница увела детей в класс, родителей попросили, прийти в 12 часов, чтобы пообщаться. Ораз не раз приводил ребенка в первый класс, но сегодня  впервые  почувствовал себя отцом большого семейства.
Он шел,  за Джамилей и не мог отвести  глаз. Красавица-жена, о которой он  мечтал, трое мальчишек, дочь, жизнь сложилась, мальчишка будет учиться хорошо, жена приложит все усилия, но добьется ли, того, что волчонок научится быстро читать, он вначале не поверил, что  это удастся  ей.  Джамиля  это сделала, он представляет,  сколько труда вложено,  пацан, оказался не таким уж и тупым. Они сели в машину. Джамиля расплакалась:
Мне жаль  его. Он  еще не чувствует себя членом нашей семьи, вы, с мальчишками  пренебрегаете  им, понаблюдай, с каким восторгом  смотрит он на тебя, он -  мальчишка, ему  отец нужен!
Ораз удивился, слова жены тронули его,  впервые он почувствовал себя ответственным за семью, за детей. Он влюбился в Джамилю сразу, как увидел,  но не подавал вида, равнодушно проходил мимо, что задело ее, она сама постаралась привлечь внимание к себе.
Он был таким, каким представляла она себе будущего супруга. Высокий, широкоплечий, накачанный, лицо мужественное, подруги уверяли, что он красив. Она любила мужественных мужчин, то, что  он с аула, выдавала  простая одежда, но  ей нравилось, что  брюки всегда выглаженные, он и в быту оказался чистоплотным, работящим, мог сделать любую мужскую работу, иногда смеялся:
«Если купим корову,  я  подою, и  масло собью сам».
 - Этого делать не надо,  в ауле жить не собираюсь!  Они стали встречаться на третьем курсе и не расставались пока, Ораз не поехал домой. Он скрыл от Джамили, что родители нашли невесту ему и были разочарованы, когда он отказался знакомиться с ней,  она была сестрой директора птицефабрики, что находилась в ауле. Для родителей это был перспективный брак!
Из аула он приехал расстроенный, единственный сын ослушался, сбежал от  избранной невесты. Он опозорил не только родителей, но и девушку, кто возьмет ее, если жених отказался? Родственники «невестки» отомстят родителям сбежавшего жениха.
Джамиля не знала о конфликте, который произошел по ее вине.
После бегства,  Ораз долго не появлялся в ауле. Пока соседи не позвонили и не сообщили, что отец более, его срочно надо везти в город.
О ДЖАМИЛЕ

Джамиля нашла  учительницу, которая  согласилась  готовить меня  в школу. Только учительница попросила немного позаниматься со мной, пока освободится. Учить по слогам решил меня отец. Вот тогда впервые я понял, как мне повезло, что я лучшие годы  своей жизни прожил в ауле.
Ораз, оказался злобным, не мог понять,  почему  я не могу   объединить  две буквы в слоги? Он вначале довольно миролюбиво объяснял, позже не получив вразумительного ответа,   начал кричать.

Я  быстро хотел  прочитать слоги, получилось, наоборот, от страха, я успел забыть выученные буквы. Я видел, как глаза Ораза становятся злыми, а голос -  жестким, раздражительным. Он крикнул жене: «иди, сама занимайся с волчонком!»
Джамиля выскочила из кухни, увидев хмурое, недоброе лицо мужа, кинулась защищать меня:

Муж не скупился:

Лучше бы он сдох, как его брат. Твои родственники специально заставили  забрать его, чтобы потом все смеялись над нашей семьей. Он – недотепа, волчонок, аулбай! Он никогда не станет городским!

Джамиля. Не отставала: «Ты кем вообразил  себя! Ты тоже с того аула. Он – твой сын! Ты стесняешься его? Я тоже стеснялась тебя, но не показывала виду. Забыл, как я учила тебя этикету. Приодела, помогла купить  приличную, модную одежду.  Помнишь, как долго не могла приучить тебя  обращаться со столовыми приборами.  А человеком тебя сделали мои братья! Благодаря им, ты  стал чиновником высокого класса!  По служебной лестнице поднимался вверх и вверх.  У тебя квартира в дорогом районе, две машины, ты думаешь, что я просто так сдамся? Я разведусь с тобой. Данияра  в обиду не дам! Он мой - не твой сын!

Я не знал, что стану источником бед этой семьи.

Когда они замолчали, я встал на колени перед Джамилей и попросил тихо: « Сноха, отвезите меня в аул!»

Джамиля разрыдалась, стала целовать меня:
Я не сноха, я твоя мама, ты мой сынок! -  плакала она и  просила прощения.  По телефону она  стала вызывать такси, решила уехать со мной и младшей сестренкой к брату,  министру.
Ораз испугался, отобрал телефон и попросил прощения.
Я чувствовал, что он, боится родни Джамили, а меня  ненавидеть   стал еще больше.

Джамиля сказала: «С этого дня, чтобы я никогда не слышала, как ты оскорбляешь своего сына. Он никогда не был волчонком, он добрый и ласковый».
Ораз обнял я все равно чужой. Пройдет много лет, он будет гордиться мной, как братьями,  а я не смогу простить его. Потому что до шести лет, в моей семье никто  не ругал и не бил меня.
Ссора с Ляззат
Единственная из детей – сестренка Ляззат была поддержкой моей, она защищала меня перед братьями, если они переборщили, сообщала матери. Мы беззаботно играли с ней, катались на велосипеде,  на качелях, квартира была огромная, одна часть предназначалась для прихожей, там создали игровую, стояли стеллажи с игрушками,  детям были созданы все условия, чтобы они могли развиваться.  Как-то Ляззат предложила мне поиграть в куклы. Я категорически отказался, считал немужским занятием, оказалось, напрасно.
У нее  было много кукол, не только девочек, но и мальчиков. Впервые я узнал, что кукла Кен – брат Барби. Ляззат утверждала, что Кен –  брат, а она Барби. Она предложила мне стать Кеном.
 Оказывается, даже куклы у городских детей были избалованы: Барби и  Кен, жили во дворце, у них был мотоцикл,  яхта, он катал на автомобиле Барби.
Я был впечатлен, удивлялся, как разнится жизнь аульских и городских детей. Я много времени уделял сестренке, играл роль Кена. Переодевал куклу, садился то на мотоцикл, уплывал с ней на яхте. Меня коробило, что я мальчик играю в девчачьи игры. За это время я от души полюбил сестренку. Отец называл ее: моя принцесса. А мать колокольчиком. У нее был звонкий  голос, он звенел по всей квартире, отец предрекал ей певческую карьеру. Она изумительно пела, а Джамиля играла на пианино, поощряла небольшие концерты, на которых выступала дочь. Когда приходили многочисленные родственники и близкие, они зацеловывали и задаривали  девочку подарками.
Однажды, когда  мы баловались с Ляззат, я не смог догнать ее, и ухватил за косичку,  раздался душераздирающий крик. Сестренка закричала от боли, тут вбежал бледный, как стена Ораз. Он не разбираясь,  схватил меня за плечи,  стал трясти меня,  будто хотел вытрясти душу, потащил на балкон и размахивал моим телом, пргрозил, если еще раз я обижу сестренку, выбросить из балкона. Ляззат, забыв о боли, кричала отцу, что я  сделал  это нечаянно, но разъяренный отец, не слушал дочь,  держал меня брезгливо, как  ненужную вещь, от которой надо немедленно избавиться.
Я страшно испугался, Джамили не было дома. От страха я намочил штаны,  Ораз, смотрел на меня ненавидящим взглядом,  у него были страшные от злости глаза, он заставил меня переодеть одежду и проводил в детскую спальню. Ляззат испуганная, не могла достучаться до отца,  она хотела объяснить ему,  но разгневанный папаша не захотел слушать дочь. Она обняла меня и стала просить прощения, но я был, как деревянный, не реагировал, был сломлен, как мне казалось – навсегда. От страха я молчал, внутри все кричало во мне: отпустите меня домой, к маме и папе! Я не приходил в себя, Ораз испугался, я был в оцепенении. Никогда не испытывал такой ужас.  Глаза мои,  будто остекленели.
Когда вернулась сноха, она обратила внимание, что меня нигде нет. Я спрятался в кладовке и  не мог даже плакать. Ужас сковал мое тело, я чувствовал, что лечу в бездну. Настолько, Ораз напугал меня своим страшным, неадекватным поступком.  Тогда я не знал, что выбросить человека, пусть даже ребенка,  не так-то просто и это уголовно наказуемое дело.
Джамиля была шоке, если не сказать больше. Она призналась мне, что от стыда боится смотреть мне  в глаза. Вообще сноха старалась не ругаться, не скандалить в присутствии детей. Она все чаще  уводила мужа в спальню,  братья шептались: на разборку.
Оттуда иногда доносился плач, плакала несчастная Джамиля от бессилия перед мужем, который был истуканом, и его надо было  долго самого перевоспитывать.
Джамиля взяла меня на руки и принесла в спальню, увидев Ораза, я опять намочил штаны. Женщина рыдала и просила у меня прощения, а виновник, как собачка опять скулил и жаловался, что испугался за жизнь дочери.
 Ее душераздирающий крик, чуть не обрек меня на смерть. Тогда я подумал, что никогда не смогу этому человеку сказать слово: папа. Я не знаю, какие обстоятельства не дали возможность снохе, бросить все и уйти  в этот день с нами от этого жестокого мужчины.
Долгое время я боялся подойти к окну, меня начали мучить кошмары.  В своих детских  снах я бежал к своим родителям подальше от этого страшного дома. Они снились мне всегда, даже,  когда я стал взрослым. Джамиле посоветовали обратиться к русской бабке, из староверов, она  лечила детский испуг, который  превратился в  анурез. Ораз  стал добрей, он все чаще приглашал семью в парк, в цирк, смотрел на меня виноватыми глазами, просил прощения,  но ни разу не поцеловал, не обнимал, как будто у него  были деревянными  руки.

Предательство  братьев
Если бы не Джамиля, я не знал бы, как жить  дальше. Старший брат и жена предупредили меня, что я не должен выходить на улицу один. Я страшно боялся лифта, братья специально запугивали меня, рассказывали страсти, что лифт может упасть.
Ребенок в городе,  все время находится в опасности, его могут похитить, некоторые взрослые делают с детьми страшные вещи,  ребенка может сбить машина, ему нельзя уходить далеко из дома, может заблудиться – говорили мне и хитро подмигивали друг другу.  Еще больше я боялся высоток, не мог смотреть  наверх, знал, что квартира наша на 21 этаже, первое время боялся, что дом может рухнуть, после, с опаской  выходил и возвращался. Джамиля говорила, что это чувство называется фобия - страх.
Больше всего мне нравилось гулять с Джамилей, она ходила со мной по городу показывала здания и знакомила с районом, где мы проживали. Все здания был красивыми, необычными, многие   нежилыми, там находятся офисы, магазины, учреждения, оказывается, в высотках не только живут, но и работают люди. Первые дни, я задыхался в квартире. Утром было жарко, окна были большие, лоджия накалялась,  я боялся входить туда. В квартире включали кондиционер, я заболел. Возможно, от стресса, мне снился аул.
Я бежал по степи домой, к самым близким мне людям. Этот сон будет преследовать меня всю жизнь. Только так и не добежал, просыпался и тихо плакал от одиночества. Услышав мой тихий плач, Джамиля бежала в нашу комнату, ложилась рядом, целовала и прижимала к себе. Пусть я аулбай, я не стесняюсь, что жил в ауле, где простор, где в домах  прохладно летом,  зимой жарко.
Дети до самого вечера играют на улице, родители не боятся, что их могут похитить. Аульчане очень добрые, они никого в беде не оставят.  Люди и животные живут в полной гармонии. Однажды я пошел на улицу с братьями, они забыли наказ Джамили, не оставлять меня одного, стали играть с мальчишками, а я сидел на скамейке, братья  даже не подходили ко мне.
 Я слышал, как они соседским пацанам рассказывали, что я аулбай, они зовут меня недотепой, а отец – волчонком.
Представляете, его привезли учиться к нам, он  до сих пор не знает буквы, его надо научить читать, скорее всего, он станет двоечником. А также говорили, что им стыдно за меня и они не считают меня братом. Они, смеясь, рассказывали, что старики - бабушка и дедушка мои родители,  что я не привык играть с детьми, для меня лучшие друзья - собаки и лошади. Он скучает по аулу, потому что любит, когда пахнет навозом, а в городе он задыхается. Когда я услышал их разговор, решил любым путем сбежать, обратиться к чужим людям попросить, чтобы они помогли мне уехать  в аул к матери и отцу.
Побег
Я убежал и бежал долго, когда убедился, что никто за мной не гонится, стал обдумывать, как доехать до вокзала, а оттуда сесть на поезд. Главное приехать в Алматы, добраться до поезда, а потом пойти на автобусный вокзал и оттуда уехать на машине. Как-то  Джамиля предложила Оразу купить мне телефон, как у братьев и научить, им пользоваться. Как жалел я, что не умею читать и писать. Если бы, я как братья мог пользоваться сотовым телефоном, я  мог бы без труда, сесть на поезд и уехать в Алматы, доехать до аула, где меня ждут самые, добрые люди, для которых я был лучиком.  Жаль, что я не смог сбежать, и вынужден жить в бездушном городе. Все-таки я добрался до вокзала, там ко мне подошел полицейский, спросил, не потерялся ли я? Пока я решал, как от него сбежать, он  крепко взял меня за руку и повел в здание вокзала.
Меня привели в кабинет, где полицейский по связи обратился к пассажирам, никто не потерял ребенка?
Если  не будут искать его, придется отвезти в детский приемник – переговаривались они между собой. Время летело,  никто не искал меня, я  радовался, что никому не  нужен,  был уверен, что семья счастлива,  я решил общую проблему. И был убежден, что меня будут искать родители из аула,  когда узнают, что я сбежал, они обязательно найдут  и заберут домой меня.
Никто не искал меня, время шло к вечеру, когда документы были готовы, меня собирались отвезти в детский приемник.  Тут в  кабинет ворвалась Джамиля, она схватила меня, начала судорожно целовать,  спрашивать,   не голоден ли?  Ораз стоял и смотрел на меня ненавидящим взглядом. Увидев Джамилю, я обрадовался.
Сынок, зачем ты сбежал?! Почему не подумал обо мне – Джамиля горько заплакала, мне  жаль стало ее. Я сказал, что меня никто не любит, кроме матери и отца, братья не хотят разговаривать со мной, обижают.
Когда мы сели в машину, сноха стала кричать на Ораза:
Это твое воспитание! Родного сына не признаешь, разрешаешь этим оболтусам оскорблять его!
Когда  вернулись домой, братья выглядели виноватыми,  кинулись обнимать меня, Джамиля оттолкнула их и заявила им:
Я посмотрю на ваше поведение, а тебя предупреждаю! – сказала Оразу. Я уйду с Данияром и Ляззат, из этого дома. Живи, как знаешь, этих, она кивнула на Армана и Баглана ты испортил. Они очень высокого мнения о себе. Вот оставайтесь, и забудь про нас. Двоих детей смогу вырастить и без тебя!
Я чувствовал себя неловко, получается,  лишил покоя семью. Я слышал, как Ораз говорил: «Из-за этого волчонка, наша жизнь превратилась в кошмар. Лучше бы, он сдох!»
Послышалась пощечина, Джамиля ударила мужа и сказала нам с Ляззат – одевайтесь! Больше в этом доме я не хочу находиться, ноги  не будет  моей здесь!
Она стала звонить, просила прислать машину. Ораз не хотел отпускать нас.
Джамиля была в шоке, как может отец ненавидеть собственного ребенка! Он забыл, что сам из аула, кто  обтесал его! Видишь ли, он стесняется своего сына! Мои родственники стеснялись тебя, меня вызывал на ковер мой брат, он просил сто раз подумать, чем соглашаться выйти за тебя замуж. Я тебе об этом не говорила, не хотела бить по самолюбию.
Мы приехали к  Нагиме,  дяди не было, тетя обрадовалась, стала меня целовать и приговаривать:
Джамиля, какой красивый малыш! Он  - твоя копия! Мой маленький племянник, представляю, как его довели братья, что он решил уехать в аул.
Утром приехал старший брат –  министр. Нагима, Джамиля и Ораз долго наедине разговаривали.  Старший брат, плакал:
Прости меня, ты права! Обещаю, что больше это не повторится!