Разоряет одних, обогащает других

Игорь Кутузов
Бизнес играет по новым правилам, которые установила коронавирусная изоляция. Тысячи предпринимателей по всему миру терпят убытки. Рестораторы, авиаперевозчики, турфирмы — малая часть из длинного списка тех, кого ждет разорение без поддержки государства.
Российские власти сперва проблему не замечали и шли по принципу «спасение утопающего дело рук самого утопающего». Какие-то льготы со временем все-таки ввели: отсрочка по налогам, мораторий на банкротство, выплаты МРОТ на сотрудника. Хотя этих мер и недостаточно, отмечают экономисты.

Однако кризис ударил не по всем. Пандемия оказалась на руку предприятиям, для которых удаленка и digital совсем не чуждые явления, а наоборот, источник заработка. Кроме того, неплохие результаты показывают и некоторые компании и из «неочевидных» сфер.
Без сомнения, режим изоляции сыграл на руку сервисам доставки. Горожане засели дома: покупки онлайн — безопасно и не хлопотливо. О росте отчитались многие бизнесмены.
«Крупнейший сервис доставки готовой еды в России Delivery Club впервые выполнил свыше 1 млн заказов в неделю, — рассказали в компании. — В апреле по сравнению с мартом в полтора раза выросла доля заказов, совершаемых новыми пользователями».

Владельцы бизнеса связывают успех с новой поведенческой моделью потребителей, а также сотрудничеством с кафе и ресторанами. Заведения общепита, традиционно работающие оффлайн, теперь вынуждены перейти на доставку, и без крупных сервисов здесь не обойтись.
Яндекс.Еда зарабатывает на пандемии хорошие деньги, хотя винить их я не могу. Компания обеспечивает людей рабочими местами, позволяет ресторанному бизнесу хоть как-то выживать. Каждый день к нам набирают какое-то невероятное количество сотрудников», — рассказал корреспонденту курьер из Петербурга, пожелавший сохранить анонимность.
Неплохо себя чувствуют и другие похожие компании. Сервис «магазинов у дома» Яндекс.Лавка покрыл сетью почти всю Северную столицу. Об ажиотаже сообщил и «Самокат»: сперва компания даже не справлялась с количеством заказов, но вовремя наняла курьеров.

Не только YouTube и телевидение отмечают увеличение аудитории. По итогам пандемии в выигрыше, по-видимому, будут также крупнейшие стриминговые сервисы. Так, компания Netflix уже подорожала более чем на 3%. Рост трафика зафиксировали и российские онлайн-кинотеатры: за март посещаемость выросла в три раза.
Заметно повысился интерес и к дистанционному обучению. Некоторые платформы открыли бесплатный доступ к различным лекциям и курсам, однако многие продолжают руководствоваться принципом «бизнес прежде всего».
«Цифровизация образования началась повсеместно — и на уровне школ и вузов, и на уровне корпоративного обучения. Например, в онлайн-школе „Фоксфорд“ в конце марта за неделю зарегистрировались более 1000000 новых учеников, а онлайн-университет digital-профессий „Нетология“ зафиксировал прирост регистраций на 340%», — рассказали в технологической компании TalentTech.

На фоне кризиса могут выиграть производители отдельных товаров, хотя окончательные выводы делать пока рано. Экономист, совладелец сети строительных гипермаркетов «Максидом» Мария Евневич рассказала, какие позиции вызвали интерес россиян.
«Мы наблюдаем повышенный спрос на бытовую технику: продажи телевизоров выросли почти в 10 раз, морозильных камер в 7,5 раз, холодильников в 3,7 раз и, неожиданно, хлебопечек в 20 раз. Здесь, вероятно, две причины: курс рубля и наличие денег, отложенных на отпуск, который теперь не состоится», — отметила собеседница.
Упомянула она и респираторные маски, антисептики, спрос на которые увеличился в 21 и 56 раз соответственно.

Растет интерес и к некоторым продовольственным товарам. Эксперты исследовательской компании Nielsen подсчитали, что россиянам в апреле особенно полюбились развесные шоколадные конфеты, семечки, чипсы, вафли и кофе — типичный набор для домашнего перекуса.
Рекорды бьют интернет-магазины. Wildberries за первый квартал 2020 года отчитался о росте числа покупателей в 2 раза, а в апреле — в 3 раза. Пандемию в числе причин компания не указывает, однако намекает: товары для поддержания здоровья расхватывают как горячие пирожки. Среди прочих особенно популярны продукты питания и средства гигиены. Учитывая, что многие магазины сейчас закрыты, в онлайне фиксируется ажиотаж на книги, одежду и обувь.

Кажется, россияне на изоляции всерьез взялись за дрели и молотки. Строительные и отделочные материалы теперь хит сезона.
«К счастью, все хорошо. Люди остались дома и задумались о ремонте. У нас даже шутка по этому поводу есть: „ремонтовирус“ заразил людей. И заказов много, и продажи на хорошем уровне. Наверное, даже лучше, чем если бы этой пандемии совсем не было. Такой вот пир во время чумы: у всех все плохо, а мы, наоборот, очень даже справляемся», — отметил служащий одной из компаний.
По его мнению, на успех повлияло и закрытие строительных рынков, в результате чего пришли новые клиенты. Впрочем, ситуация не везде одинаково хороша. Всему виной — внезапная «власть губернаторства» в период пандемии.

«Наша компания крупная, мы имеем филиалы во всех городах-миллионниках. Как вы знаете, ограничения по коронавирусу теперь определяют местные власти, и везде по-разному. Например, в Волгограде губернатор внес строительные материалы в список товаров первой необходимости. Там наших сотрудников на удаленку не перевели, и они активно вовлечены в продажи. Где-то, как в Москве, ситуация жестче. Розничные магазины мы закрыли, но спасают интернет-заказы и продажи по телефону», — рассказал собеседник.

Неудивительно, что весьма комфортно себя чувствуют и представители IT-сферы. Компаниям не пришлось срочно искать новые форматы. Более того, они предлагают услуги, которые сегодня на пике востребованности.
«Выиграл IT-бизнес, который занимается антикризисными решениями: переход на цифру, доставку, организация конференц-связи… Мы знаем, например, агентства, которые подыскали новые решения для мерчендайзеров. Раньше те расставляли товары, а теперь это перевели в онлайн и приезжать в магазин отдельно не надо. Есть примеры и в фармацевтической сфере», — отметил эксперт в области информационных технологий Павел Житнюк, генеральный директор агентства iTrend, занимающегося PR и маркетингом для высокотехнологичных предприятий.

В компании собеседника дела идут неплохо. Рынок профессиональных услуг несколько снизился, а потому рост в 2020 году в агентстве не ожидают, однако неудобства удалось преодолеть.
«В наших услугах бизнес видит для себя ценность, к нам обращаются, поэтому мы пострадали несильно, в отличие от торговой сферы и общепита», — добавил Житнюк.
кризис даст по-новому взглянуть на информационные технологии, на цифровизацию, на IT. Компании переходят на онлайн, то есть мы стоим перед новым миром, который и так нам уже обещали когда-то, но просто это будущее приблизится», — отметил чиновник.

Эксперты отмечают, что забота о гигиене и здоровье войдет в число главных запросов потребителей, и на это обратит внимание бизнес. Вырастут компании, способные предложить качественный продукт — цена впервые за долгое время отойдет на второй план. При этом цифрового контента станет больше, и вперед вырвутся IT-решения.
Будущее наступило уже сегодня. Бизнесу придется идти в ногу со временем или, вернее, действовать на опережение.