Как правильно понимать Божье Откровение?

Врачъ
Со времен Адама и Евы люди задавались вопросом, что есть истина? (Быт.3:5)
Много позже Пилат спрашивал Христа - что есть истина? (Иоан.18:37,38)
И сегодня этот вопрос по - прежнему актуален. Сам вопрос наводит на мысли, что источник истины находится вне нашего разума. И он неразрывно связан со смыслом нашей жизни. Однажды каждый человек спрашивает себя о смысле жизни. И, если не находит ответа, то слышит эхо этого вопроса до последнего вздоха. А тех, кто находит ответ, можно разделить на верующих в сотворение Богом и верующих во что-то другое.
Я верю в Бога Израилева, потому что только Он принес Себя в жертву ради человечества. Это говорит о Его любви и незыблемости Его закона.
Если я сотворен, то для какой цели? Какова воля Божья? Об этом я могу прочитать в Библии - Божьем Откровении, которое является источником истины для людей. Тогда истина заключается в познании воли Бога и ее исполнении. Тогда человек приобретает и истинный смысл жизни. Суть заключается в любви. Любви к Богу, к ближнему и к себе. Все остальные тексты - комментарий к этому.

Но возникает проблема в толковании Слова. Поэтому так много христианских направлений.
Почему Бог допустил это?
Мы читаем, что Господь есть Дух 2Кор0317.
И Ему важно, чтобы в нас был Его Дух:
27 Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. (Иез.36:27)
Дух, а не буква! Если бы писать о каждом законе подробно, о каждом правиле, то и всему миру не вместить тогда этих текстов. Нет, Господь желает, чтобы мы искали правды, учились на собственных, порой, горьких ошибках:
13 И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих. (Ис.54:13)
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
(Пс.13:2)

На мой взгляд тысячелетнее Царство из книги Откровения Отк2006 - время ответов. Торжество Истины.
Когда каждый наконец ясно уразумеет, что есть добро, а что зло.
Каждый праведник войдет в Царство со своим опытом, а во время тысячи лет, он будет занят изучением множества судеб тех, кто остался вне врат града Божьего.
Христос говорит об этом: и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Иоан.16:23

А пока что каждому жаждущему истины требуется ответить на вопрос - как правильно понимать Божье Откровение?

На понимание слов Божьих оказывают влияние мой опыт, моя культура, мое мышление.
Разум включает в себя и жизненный опыт и культуру.
Культура является частью нашего жизненного опыта и образа мыслей.
А жизненный опыт зависит от культуры и особенностей мышления.
Так как эти понятия очень переплетены, то постараюсь выделить особенности каждого фактора и степень его влияния на нашу веру и дела. И в конце отвечу на вопрос - какому из этих источников следует отдать предпочтение в разумении воли Господа?

Жизненный опыт.

Дьявол использует опыт страдания, соблазна и благоденствия - для хулы, прославления порока и теплого духовного состояния человека соответственно.

Страдания могут вызвать гнев человека на Бога или отказ от веры в Его существование. С другой стороны, страдания напротив, могут побудить человека искать спасения в Боге. Если же в сердце человека проросло семя веры, то дьявол может использовать это против Бога, как мы знаем на примере Иова. Сатана сделал все, чтобы партриарх похулил Бога. Падший ангел уничтожил стада, убил десятирых детей Иова, а его самого покрыл лютою проказой. Это было сделано для того, чтобы привести в противоречие - веру, основанную на прежнем жизненном опыте и разум, потрясенный настоящими событиями. Каков был его жизненный опыт на тот момент сильнейших переживаний? Читаем про него:
1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. (Иов.1:1)

Естественно, что в подобной ситуации у человека могут сорваться слова хулы на Господа.
Поделюсь фразой взятой из интернета:
Пусть Бог и Христос ответят за беззаконие, творимое на Земле по Божьей ВОле. Ведь написано:
"И ни одна из малых птиц не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены"

Но что толку, когда с головы человека летят клочья волос, а Бог их считает? Дело в том, что человек судит о жизни своей, а Господь о душе человека. У нас разный взгляд на жизнь! И без доверия Богу невозможно принять страдания.

Так, Иов говорит: да будет благословенно имя Господне! Иов0121
неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов.2:10)

Христос, в минуту сильнейших страданий на кресте возвал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. Лук2346

В этих примерах видим победу веры над разумом; прошлого опыта и веры в неизменного Бога, над ужасами настоящего. И пережитое становится еще одним краеугольным камнем в храме нашей веры. Ведь говорит Господь:
2 И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет;
(Втор.8:2)

Человек, пройдя испытание, укрепляет свой прежний опыт и становится сильнее. Даже оступившись, но покаявшись, он может никогда не повторять этой ошибки впредь. Если мы вышли победителями из испытания, надо поставить памятник. Если мы проиграли, надо поставить памятник. Чтобы в следующий раз быть сильнее.

Соблазны могут привести к рассуждениям или созданию вымышленного образа Божия для оправдания своих грехов: ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]. (Пс.49:21)
Вспомним искушение Евы. Змей указал ей возможность познать истину и что Бог не хочет, чтобы они с Адамом сравнялись в этом знании с Ним. Она поверила в такого Бога и эта информация увлекла ее душу и привела ко греху.
Есть интересное наблюдение среди записей знаменитого петербуржского сыщика Ивана Дмитриевича Путилина. Он написал книгу "40 лет среди грабителей и убийц" и я уверен, что к его опыту стоит прислушаться:
«Сколько по тюрьмам и острогам сидит людей, сделавшихся преступниками случайно, и сколько ходит по улицам на свободе с гордо поднятой головой «честных» людей, честных только потому, что им не представился ни разу случай искушения! Из ста этих честных поставьте в возможность взять взятку, ограбить кассу, совершить растрату, и ручаюсь, девяносто восемь из них постараются не упустить этой возможности. Скажу более, многие из ста не воздержатся при благоприятных условиях даже… от убийства. Это ужасно, но это так, и Богочеловеком с божественной прозорливостью даны слова в молитве к Нему: «И не введи нас во искушение…»
Мы заражены грехом! и до тех пор, пока в основание нашей жизни не будет положен камень - Христос, подвластный греху разум будет ждать удобного момента, чтобы удовлетворить свои пожелания.
Теплым духовным состоянием называется компромисс веры и мирского опыта.
В Библии мы находим примеры конфликтов теплого состояния и Божьей воли. Например, когда жена Лота выбирала между прощанием с прошлой жизнью и своим спасением; когда пророк Илия призывал «теплые» сердца выбрать между Богом и ваалом. В Новом Завете к Христу за советом обращается юноша, которому для праведности недоставало раздать богатство нуждающимся.
Господь называет Себя ревнителем Исх2005, Которому важно господствовать в сердце человека, на меньшее Он не согласен. Господствовать над любовью к близким, над любовью к себе, над чем бы то ни было в этом мире.
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! (Откр.3:15)
Думаю, здесь горькая ирония - ведь Богу больше всего хочется, чтобы сердца были горячи от любви к Нему. Получается, что губительнее всего для человека именно теплое сердце.

Надо понимать, что духовная борьба будет в сердце верующего до последнего вздоха.
Потому что дьявол никогда не остановится. Потому что он желает прельстить, если возможно и избранных. Мат2424 И будет вести нас раз за разом к хуле, к прославлению пороков, либо к теплому состоянию.

Ради нашего ободрения, Господь приоткрывает завесу происходящего - мы знаем, чем закончилось испытание Иова и, что за смертью Христа последовало воскресение!

Бог говорит в Своем Слове о Себе, что Он верен!Ис4907 Что Он - Вседержитель! Ам0516 Что Он - Всемогущ Быт1701. И такой Бог не забывает своих героев! Пс3628 И конец их будет хорош! Ин0647

Ни в искушениях, ни в страданиях нельзя спешить сомневаться и колебаться в Боге 2Фесс.2:2. Надо противопоставлять сомнениям и колебаниям - Слова Писаний и прошлый опыт. Но для этого нужен верный разум. Поэтому перейдем к влиянию нашего мышления на толкование Слова.

РАЗУМ

Первое. Разум должен встроить в свою картину мира нечто невидимое и необъяснимое, называемое верой.

Разуму надо уступить место вере, чтобы испытать Господа и приобрести опыт, способный изменить всю жизнь. Если нет места вере, надо проявить всего лишь капельку веры - надежды:
если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мат1720)

Верующий человек расширяет свое миропознание верой, свой богатый мирской опыт - опытом духовным:
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.
15 Но духовный судит о всем
(1Кор.2:14,15)

Атеист, напротив, сужает свое миропознание своей верой в отсутствие Бога.
Например, американский президент Томас Джефферсон создал свою версию Нового Завета, отбросив все, что, по его мнению, не согласовывалось с разумом. Были удалены почти все чудеса Иисуса, включая Его воскресение.

Второе, на что обратим внимание - это неисповедимость путей Господних.
Несмотря на Божьи Откровения о происходящем с нами, наш разум не в силах постичь всех путей Господних:
9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
(Прит.16:9)

8 Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь.
9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
(Ис.55:8,9)
Но природу Своих мыслей Господь открыл еще Моисею:
6 И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
7 сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.
(Исх.34:6,7)

Именно эту ограниченность нашего разума и использует дьявол с первых дней.
Павел предупреждает коринфян: Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе.
(2Кор.11:3)

Третье. Разум может заблуждаться.

Пример апостола Павла:
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что [так] поступал по неведению, в неверии; (1Тим.1:13)

Павел - фарисей из фарисеев. Учитель закона Божьего. Он не верил в Христа, как в Мессию, до чудесной встречи с Ним. Также и прочие духовные вожди.
Исцелил расслабленного, а
21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
(Лук.5:21)

Постойте, ведь чудо произошло! Чудо! А они рассуждают о богохульстве. Исцелил сухорукого, а они спорят о нарушении святости субботнего дня! Ждали Мессию, но сами и распяли Его.

В чем причина такого поведения?

Во - первых - заблуждение.
Заблуждение - это несоответствие знания его предмету.
Приведу пример со слоном, части тела которого дали ощупать нескольким слепцам, не знавшим этого животного.
Один трогал хобот и говорил, что слон нечто длинное, мягкое, похожее на большую змею.
Другой трогал бивень и говорил, что это нечто твердое.
Другой ощупывал ухо и сравнивал слона с гигантским веером.
Еще один прикасался к ноге и сравнивал слона с деревом.
Пятый сравнивал слона с веревкой, потому что ему достался хвост.
Шестому показалось, что слон это стена - большая, шершавая, - он водил руками по боку животного.

Каждый из них заблуждался. Но, если одному слепцу дать ощупать все части слона, то с каждым подходом его заблуждение будет все меньше и меньше.
Поговорка - век живи, век учись - говорит о том, что знаний так много, что хватит на век всякого человека. Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю - эти слова характеризуют разум, готовый следовать за истиной, какой бы она не была.

Второе - проблема тех законоучителей была в том, что они никогда не искали истины.
Может они искали уважения, самоуважения, славы, власти, денег и так далее. Когда же пришла истина, они не захотели с этим расставаться. А Павел искал истины и потому ухватился за милость Божию, когда прозрел.

Есть притча про мудреца, пришедшего однажды в деревню и объявившего, что первый молодой человек, отгадавший к утру его загадку, получит в жены - красавицу дочь.
Но никто в деревне не сумел найти решения. И путники покинули селение. А спустя некоторое время их нагоняет один паренек, которому очень хотелось узнать отгадку. Ему достались и решение и красавица жена.

Третья причина такого поведения - косность разума, безумство разумного человека.
Человек, далеко продвинувшийся в каком - то «истинном» по его мнению направлении, может так углубиться в своей жизненной колее, что даже не уразумеет слов - «постой, ты заблуждаешься».
Прежнее мышление создает защитное табу, которое не подлежит пересмотру и оказывает сопротивление новому опыту:
-Нельзя исцелять в субботу!
-Нельзя исцелять через прощение грехов, это богохульство!
-Он изгоняет бесов дьявольской силой!
-Он воскресил Лазаря... Нужно убить их обоих, потому что новое учение приобретает непомерную популярность в народе.

Христос предупреждал о масштабах безумства верующих людей:
2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. (Иоан.16:2)

8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня. (Рим.11:8)

Как избежать подобных ошибок?

Всегда следуй за истиной! Воспринимай ее, как неиссякаемый источник, как пазл - каждый новый фрагмент должен сопрягаться с имеющимся опытом. Умей перестраивать свою картину.
Служи Господу со страхом и готовностью принимать обличения, каяться, исправляться -
1Кор.10:12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

Постигай дух Божий, а не букву.
Слово Божье нельзя читать только буквально, иначе можно упустить Дух Писаний и повторить ошибку фарисеев, стремящихся к внешнему соблюдению законов.
Слово Божье нельзя воспринимать урывками, но непременно в целом.
Иначе можно видеть только то, что хочешь, а не действительность. Только часть правды, а не всю.
Над Словом Божьим мало пользы размышлять без водительства Духа.
И нет смысла углубляться в то, что нам не открыто и явно не служит к назиданию в праведности. Ведь для путника в пустыне важно регулярно утолять жажду, а не заниматься, подобно сомелье, дегустацией состава жидкости.

Проси Бога указать путь жизни:
23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;
24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный. (Пс.138:23,24)

Не возвеличивай себя!
5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
7 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла (Прит.3:5-8)

Когда доволен своим служением во славу Господа, говори:
10 Мы исполнили все повеленное нам; мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. (Лук.17:10)

КУЛЬТУРА

Культура включает в себя набор обычаев, ценностей, социального поведения и норм, существующих в человеческих обществах.
Во всяком обществе появляется своя культура - тюрьма, армия, офис, общественный транспорт, семья.
Культура формируется обществом и оказывает влияние на каждого его участника.
Традиция - часть культуры, воспринятая от предков.
Подчеркну, что основой всякого культурного проявления являются духовные ценности. Они могут быть возвышенными или напротив.

О силе влияния культуры можно судить по следующим нескольким примерам.
Многие помнят книгу Маугли. Это вымышленная история. Но есть реальные одичавшие дети. Ученые заметили, что дети, проведшие в обществе животных первые 3,5—6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последствии в обществе людей, где они получали достаточно внимания.

Второй пример. В советском союзе выросло целое поколение атеистов, благодаря культуре научного атеизма.
Третий пример. В конце 2015 года в Ватикане опубликовали отказ от миссионерской работы среди иудеев. Согласно этому документу, еврейский народ - единственный на всей Земле, который не нуждается в спасении души в "благой вести" христианства.
Видим, что влияние культуры на поведение человека весьма велико. Но Бог призывает чтить Его превыше всего. Эта первая заповедь.

Апостолы Христа, будучи приведенными в синедрион за проповедь Евангелия, смело отвечали тогда начальствующим: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. (Деян.5:27-29)
Даже религиозные традиции, созданные в лучших побуждениях, приравниваемые к авторитету Священного Писания, способны устранить Слово Божие.
Развиваясь на протяжении долгого периода времени, традиции вбирают в себя частички культуры каждого из поколений. Проиллюстрирую это на словах. Например, слово «злачный», изначально подразумевало место, где есть злак, пшеница, из которой можно сделать хлеб. В церковном языке означает также рай. Но со временем, в это слово стал вкладываться иной смысл, а именно рай для кутежа и разврата.

Одной из задач Христа было устранить все человеческие наслоения над истиной (Мар.7:6-13):
6 ...хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9 И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
Как же отличить Слово Божье от человеческой традиции?
Сотрудников банка не учат особенностям тысяч фальшивых денег, ух учат отличительным чертам подлинных купюр. Надо знать, где источник.

Во времена Христа, источником Божьего откровения были книги Закона и пророков. И Сам Христос, воплощенное Откровение Божие, опирался на них. В искушении в пустыне Он трижды ссылался на тексты, говоря, написано и сказано! Иоанн цитирует Его высказывание об истине: Слово Божье есть истина (см. Ин. 17:17).
После вознесения Иисуса еще одним источником Божьего откровения становятся апостолы, оставившие нам Писания Нового Завета.

Апостол Павел убеждает новообращенных держатся оригинала преподанного им учения:
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.(1Кор.11:2)
6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,(2Фесс.3:6)
Повторю. Все новое, исходящее от пророка ли, ангела, собственного внутреннего голоса, как бы говорящего от Духа Господня - все должно быть согласным с Источником: Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. (Гал.1:8)

Что сегодня в христианской религии можно назвать традицией?

Если Библия - источник слова Божьего, то все, кроме Библии - я могу отнести к традиции. Например, катехизисы(основы какого - либо вероучения), поучения святых, пророков. Традиции перекладывать ответственность за понимание Божьего Откровения на духовных лидеров.
Мне достаточно канонической Библии в синодальном переводе от 1876 года. И я верю, что перед вторым пришествием Христос пошлет двух пророков 11 главы Откровения, которые возвестят миру о заключительных событиях. Нашей первой традицией должна быть традиция верности Слову Божьему.

Подведу итоги.
Я начал с вопроса - что есть истина? Истина - это познание и исполнение воли Божьей. Она наполняет настоящим смыслом нашу жизнь. На понимание воли Господа оказывают влияние мой опыт, моя культура, мое мышление. И я считаю, что разум, освященный верой в Бога, движимый настоящей любовью к Всевышнему, всегда следующий за истиной - станет лучшим проводником правды в нашей жизни. И, если потребуется сделать выбор между Словом Божьим и культурой, каким - то новым опытом, государственным законом или даже самым ближним человеком, то скорее всего он будет верным. Главное, быть искренним, движимым одним только желанием - исполнить волю Божью.
Почему я говорю, что скорее всего выбор будет правильным? Потому что мы грешны. И часто ошибаемся. Не знаем полноты истины. И только в Царстве Божьем постигнем истину, как Боги, знающие добро и зло. Быт0305
Приведу пример времен второй мировой войны. Две сестры укрывали евреев. Одна женщина считала, что можно солгать, ради спасения людей. И немцы ушли ни с чем. А другая считала, что надо говорить всегда правду и в другой раз выдала их. В результате, женщина, говорившая правду и ее евреи сбежали из концлагеря и оказались на свободе. Все закончилось хорошо. А кто - то вообще, в подобных случаях, предпочитал не говорить ни правду, ни лгать, а предлагать немцам - ищите, если хотите.

Так что, закон выражается просто, но глубина его весьма велика.
Пс.118:96 Я видел предел всякого совершенства, [но] Твоя заповедь безмерно обширна.

Не случайно Давид говорит - блажен муж, у которого:
2 в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
(Пс.1:2)

Будем во всех путях своих познавать Его, чтобы Он направлял стези наши к правде.(Прит.3:6)