Зачем человеку молитвенное правило?

Иоанн Дмитриев
Молитвенное правило и связанные с ним ошибки в духовнической практике (доклад прочитан на конференции в Кур-ской семинарии, осенью 2018 года)

Иеромонах Иоанн (Курмояров)
доктор богословия,
77777_68@mail.ru
         

          Прежде чем начинать разговор о молитвенном правиле и связанных с ним ошибках в духовнической практике, мне бы хотелось рассказать одну реальную историю из жизни митр. Антония Сурожского связанную с его от-ношением к обсуждаемой нами проблеме.
         Однажды после богослужения к митрополиту Антонию подошла пожи-лая женщина, которая обратилась к владыке со следующим вопросом: «…Я уже много-много лет постоянно повторяю молитву Иисусову и никогда не ощутила присутствия Божия. Скажите, что мне делать?» .
Что тут скажешь? Случай достаточно стандартный и, в том числе, ка-залось бы, предполагающий стандартный ответ: молитесь, терпите раз Богу угодно чтобы вы приобрели опыт богооставленности и т.д.. Однако, будучи опытным духовником, митр.Антоний поступил в этой ситуации не так, как это сделало бы большинство священнослужителей, а именно: он посоветовал своей прихожанке провести время, выделенное на молитву, в молчании: «Как вы думаете –обратился к прихожанке, тогда еще, отец Антоний, - когда может Бог успеть что-нибудь вам сказать или проявить Свое присут-ствие, если вы все время говорите?…Завтра утром встанете… уберите свою комнату, затеплите лампаду перед иконами, затем сядьте так, чтобы видеть иконы и лампаду… возьмите спицы и шерсть и вяжите молча перед лицом Божиим, и не смейте ни одной молитвы говорить, сидите смирно и вяжите» .
Через некоторое время эта женщина вновь обратилась к владыке, но теперь уже с благодарностью, ибо совет владыки оказался, что называется – к месту: «…чем больше я ощущала молчание, тем больше ощущала, что оно не просто отсутствие шума, а что в нем есть нечто иное, что в сердцевине этого молчания какое-то присутствие. И вдруг я почувствовала, что в сердцевине этого молчания – Сам Господь…» .
Понятно, что данный совет, был вызван, во-первых, собственным мо-литвенным опытом митрополита Антония (достойным самого тщательного изучения), а во-вторых, глубоким знанием святоотеческой традиции молит-венного делания. Этот вывод собственно, подтверждает и сам владыка Анто-ний: «… после этого она знала, что если хочет молиться и почувствовать, сознать, присутствие Божие, то ей достаточно самой замолчать до мо-мента, когда она пробьется через тот шум мыслей, беспорядок чувств, ко-торый иначе в ней качествовал – и почувствует, что теперь она может го-ворить с Богом, потому что она перед Его Лицом. Это очень важный мо-мент, и мы все должны этому учиться. То, что я говорю – не моя выдумка, - признавался владыка, - об этом подробно и очень ярко пишет св.Феофан Затворник…» .
Уверен, эта история способна удивить, а может быть даже и шокиро-вать тех православных прихожан, и некоторых духовников, которые настаи-вают на регулярном и скурпулезном вычитывании молитвенного правила каждым православным христианином.  Тех, кто воспринимает эту, установ-ленную Церковью, аскетическую норму чуть-ли не в качестве догматическо-го определения Вселенского Собора.
    И в некотором смысле они будут правы, т.к. в утреннем и молитвенном правиле выражен многовековой молитвенный опыт православных подвиж-ников, стяжавших Духа Святого, в том числе благодаря усиленным молит-венным подвигам.
«Беда» только в том, что молитва, это не заклинание и не магическая формула, способная действовать только лишь в силу формально произне-сенных молитвословий. Именно поэтому, например, в определении Архи-ерейского Собора РПЦ от 2-3 февраля 2015 года, касающегося участия вер-ных в Евхаристии, говорится следующее: «Как духовнику, руководствующе-муся церковными постановлениями и нормами и на основании их наставляю-щему христианина, так и причастнику необходимо сознавать, что целью подготовки является не внешнее выполнение формальных условий, но обрете-ние покаянного состояния души, прощение обид и примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Тайнах. Пост и молитва призваны помочь готовящемуся ко причащению в обретении этого внутреннего состояния» .

Правило не должно превращаться в формальность
И действительно, очень часто именно формальный, законнический под-ход к выполнению утреннего и вечернего молитвенного правила, а также правила при подготовке к Причастию является скорее помехой, нежели под-спорьем в духовной жизни христианина.
Достаточно вспомнить русского царя Ивана Грозного, который бук-вально удивлял своих соотечественников ревностью к молитве, а также лю-бовью к длинным монашеским службам, практиковавшимся в среде оприч-ного «братства»: «…по своей внешней организации «братство» уподобля-лось объединению монахов общежительной обители. Об этом уже свиде-тельствует и образ жизни, избранный членами «братства»... Уже ранним утром, в 4 часа, «братья» должны были присутствовать на службе в церк-ви. Царь сам созывал на ее «братьев» звоном колоколов… На отсутствую-щих налагалась восьмидневная епитимья. На службе, продолжавшейся с 4 до 7 часов утра, царь сам пел «вместе со своими братьями и попами». После часового перерыва служба продолжалась до 10 часов. Затем наступало время трапезы, во время которой «царь по должности настоятеля во все время обеда стоя читает им назидательные книги»… После вечерней тра-пезы в 9 часов царь некоторое время отдыхал, а в 12 часов снова появлялся «в колокольне и в церкви со всеми своими братьями» для совершения ночной службы…» .
Как показала история, подобная ревность не всегда является признаком духовного совершенства. В том числе и внешние молитвенные подвиги и продолжительные молитвенные правила, при формальном подходе, не все-гда являются панацеей от тех или иных духовных недугов.
Более того, святитель Игнатий Брянчанинов буквально настаивал на том, что: «Душевный подвиг может и один, без телесного совершить очище-ние; телесный же, если не перейдет в душевный, - совершенно бесплоден, бо-лее вреден, чем полезен: удовлетворяя человека, не допускает его смириться, напротив того, приводит к высоте мнение о себе, как о подвижнике, не по-добном прочим немощным человекам» .
Итак, к чему я веду? А веду я к тому, что очень часто причиной наших бед и нестроений, как в духовной, так и в обыденной жизни, является наша неспособность ощутить присутствие Божие в свой душе. И, к сожалению, од-ной из граней этой проблемы может быть неверное, формальное отношение к выполнению молитвенных (утреннего, вечернего и т.д.) правил.
Не секрет, что у довольно большого числа православных верующих, а также у значительной части православного духовенства, существует твердое и непоколебимое убеждение в необходимости строгого и неукоснительного вычитывания рекомендуемых Церковью молитвенных правил. По их мнению данный подвиг молитвенного делания должен уже как бы сам по себе, что называется, в силу выполненного действия (что очень напоминает католиче-скую формулу – ex opere operato) обеспечить молящемуся благодатные ощущения, способствующие преображению его души.
Увы, на практике, мы наблюдаем обратный эффект, а именно: очень ча-сто приходится сталкиваться с ситуацией, так называемого, «расцерковле-ния». Т.е. такой ситуацией, когда верующий православный христианин, мно-го лет проводящий церковную жизнь, «застревает» на начальном этапе во-церковления, в следствии чего теряет всяческий интерес к вере и жизни в Церкви. И вместо того, чтобы двинуться дальше по пути христианской жизни получает неумелые советы некоторых духовников (не имеющих опыта ре-альной молитвенной жизни) продолжать в том же духе, сопровождающиеся обвинениями в «гордыни, тщеславии, прелести» и прочих грехах.
А ведь именно об опасности подобного «застревания» в новоначаль-ном состоянии предупреждают нас святые отцы Православной Церкви. Так, например, прп. Никита Стифат писал по этому поводу следующее: «Правед-но Господь укоряет в косности тех, кои долго медлят в трудах деятельной жизни и не хотят расстаться с ними и на высшую востещи степень созер-цания, говоря им: о несмысленные и косные сердцем, еже веровати (Лк. 24:25) Тому, Кто ходящим по духу может открыть глубины Духа! Ибо не-хотение от новоначальных подвигов переходить к совершеннейшим, и от буквы божественного Писания проходить к высшему разумению и смыслу, есть признак души ленивой, не ищущей вкусить сладости духовных благ и на зло себе отвращающейся от своего преспеяния. За это ей, как несущей све-титльник свой погасшим, не только сказано будет: пойди, купи у продаю-щих, но, по затворении пред нею чертога брачного, приложиться: отойди, не вем тя откуду еси (Мф. 25:9-12)» .
С другой стороны, требование регулярного вычитывания определен-ных молитв и канонов вызывает недоумение среди другой, также немалой, группы верующих. По мнению которых, подобные требования отдают ка-зенщиной и уводят от искренних отношений взаимной любви между Богом и человеком в область страха, лицемерия и фанатизма.
Между прочим, подобный негативный опыт описывает в своей книге «О молитве» и митр. Иларион (Алфеев): «Правило не должно превращаться в формальность. Опыт многих верующих показывает, что при постоянном вычитывании одних и тех же молитв их слова обесцениваются, утрачива-ется свежесть, и человек, привыкая к ним, перестает на них сосредотачи-ваться. Эту опасность нужно стараться всеми силами избегать. Когда я принял монашеский постриг, я обратился за советом к опытному духовнику и спросил его, какое у меня должно быть молитвенное правило. Он сказал: «Ты должен ежедневно вычитывать утренние и вечерние молитвы, три ка-нона и один акафист. Что бы ни случилось, даже если ты очень устал, ты обязан их прочитать. И если даже ты вычитаешь их поспешно и невнима-тельно – не важно, главное – чтобы правило было вычитано». Я попробо-вал. Дело не пошло. Ежедневное чтение одних и тех же молитв привело к тому, что эти тексты быстро надоедали. Я начал искать другой совет, более мне подходящий. И нашел его в творениях св.Феофана Затворника. Он советовал молитвенное правило исчислять не количеством молитв, а тем временем, которое мы готовы посвятить Богу. Например, мы должны взять себе за правило молиться утром и вечером по полчаса, но эти полчаса должны быть полностью отданы Богу. И не так важно, читаем ли мы в течении этих минут все молитвы или только одну, или, может быть, один вечер мы целиком посвятим чтению Псалтири, Евангелия или молитве свои-ми словами. Главное, чтобы мы были сосредоточены на Боге, чтобы внима-ние наше не ускользало, и чтобы каждое слово доходило до нашего сердца» .

Молитва – это вопль больного об исцелении!
И действительно, молитва – это не мантра, многократное повторение которой может привести нас к желаемому результату. «Молитва, - по метко-му замечанию свт.Феофана Затворника, - это вопль больного об исцелении». Точно также, как болея телом, мы бежим к врачу и буквально кричим: «Док-тор, помогите!», - уверовавший во Христа человек, осознав всю степень сво-его падения и неспособность спасения без Христа, бежит ко Спасителю и во-пиет: «Господи, помоги!». Именно поэтому молитвы многих святых были краткими по форме, но продолжительными по времени. Прп. Исаак Сирин говорил: «Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна. Одно слово мытаря спасло его, и одно слово разбойника на кресте сделало его наследни-ком Царства Небесного» .
Вторит ему и свт. Игнатий (Брянчанинов): «Лучше краткая и частая молитва, чем продолжительная с продолжительными промежутками» .
Согласитесь, странно было бы видеть человека, испытывающего силь-ную физическую боль и при этом пространно рассуждающего об особенно-стях своей болезни. Подобная аналогия действует и в духовной жизни. Когда у человека болит душа (как у мытаря), он бьет себя в грудь и с покаянием взывает: «Боже, милостив буди мне, грешному!», а часто вообще не в состо-янии сказать Богу ни слова. В этом случае слезы будут его молитвой.
Итак, молитва – это не мантра и в Церкви нет и никогда не было обязатель-ного, формального правила, касающегося домашней молитвы верующего человека: «Купив Православный молитвослов, - пишет владыка Илларион (Алфеев), - не пугайтесь, что в нем так много молитв. Вы не обязаны все их читать» .
      Духовно-опытные наставники прошлого и настоящего советуют нам, в первую очередь, молиться медленно, больше своими словами, молиться со вниманием, чувством покаяния и смирения перед Богом. В этом смысле, их советы касающиеся частной молитвы православного христианина приобре-тают в наше время особую ценность.
Так, например, свт. Феофан Затворник отвечал на вопрос одного из своих духовных чад о молитвенном правиле следующим образом: «Вы хо-рошо сказали, что надо немного надбавить против обыкновенного правила молитвенного. Надо, надо. Но лучше, если вы прибавите не лишнее чтение молитв, а подольше будете молиться без Молитвенника, сами своим сло-вом…Никогда не читайте молитв спешно… Навыкайте молиться своею мо-литвою… и поутру, и вечером изъявляйте Господу свои кровные нужды, паче душевные, а то и внешние, говоря Ему детски: видишь, Господи, болезнь и немощь! Помоги и уврачуй! Все это и подобное можно изрекать пред Богом своими словами, не прибегая к Молитвеннику» .
Что же касается правила, то суть его состоит не в том, чтобы обяза-тельно вычитывать определенное количество молитвословий или канонов, а в том, чтобы приучить себя в определенные часы дня или вечера обязательно встать на молитву.
Именно так поступали древние отцы Церкви. В отличие от еретиков мессалиан (отрицавших всяческую необходимость какого-либо молитвенного правила), они полагали для себя в непреклонную обязанность вставать на молитву в определенное время суток. Однако само правило было сугубо ин-дивидуальным. Молитва святых была, в основе своей, молитвой благодаре-ния, покаяния и плача. По форме же допускалось значительное разнообра-зие: кроме краткой (чаще всего Иисусовой) молитвы, в молитвенное правило включалось псалмопение, частое коленопреклонение, целование икон, Кре-ста, чтение Св.Писания и т.д..
Так, на вопрос: «Как молиться ежедневно?», прп. Варсонофий Великий отвечал следующим образом: «Должен ты несколько упражняться в псал-мопении, несколько молиться изустно; нужно время и на то, чтобы испы-тывать и блюсти свои помыслы… В псалмопении же и молитве изустной не связывай себя, но делай, сколько Господь тебя укрепит; не оставляй также чтения и внутренней молитвы. Несколько того, несколько другого, и так проведешь день, угождая Богу» .

Все, что выше сил, то от лукавого!
Увы, но в отличие от св.отцов (опыт которых должен служить нам примером для подражания), мы, современные христиане, стараемся более вычитывать тексты молитвословий, нежели реально молиться от всей души. Вместо того, чтобы открыть Богу сердце, мы читаем длинные правила, после которых нередко падаем обессиленные, а, бывает, и преисполненные горды-ней, - вот, мол, как хорошо я сегодня помолился, не то, что разные там гре-ховодники, забывая о том, что это – молитва фарисея, молитва губящая, а не спасающая человека.
Кроме того, нужно помнить и о том, что молитвенное правило не должно быть чрезмерным, превышающим силы. Об этом прямо предупре-ждает прп.Исаак Сирин: «Смотри, чтобы желаю приумножить несколько труды, тебе не остановиться вовсе и не пресечь всего течения твоего. Не простирай ноги твоей выше силы, чтоб не соделаться совершенно празд-ным» .
«По словам св.отцов, умеренному и постоянному правилу цены нет. И потому в жительстве своем сохраняй благоразумную соразмерность, не свя-зывая себя количеством… При чтении наблюдайте умеренность. Умерен-ность поддерживает постоянную охоту к чтению, а пресыщение чтением производит отвращение от него… Все, что выше сил то от лукавого», - от-мечает свт. Игнатий (Брянчанинов) .
Прот. Игорь Рябко, говоря о подготовке к Причастию, справедливо замечает: «Правило ко Причастию – это сердечный массаж. У каждого разное состояние сердца… А если человек старенький, слабенький, только стал воцерковляться и с образованием у него не очень – прихлопнуть ли его «правилом» ко Причастию, как муху тапочком, или как-то творчески надо подойти? По своему опыту знаю, что всем без разбору – и новоначальным, и староприхожанам – навязывается один и тот же стандартный пакет ко Причастию. И в итоге одни загибаются под его тяжестью, а другие привы-кают как к скороговорке…» .
       Однако мне бы совершенно не хотелось, чтобы у читателя сложилось мнение, будто молитвенное правило или Последование ко Святому Прича-щению вообще не нужны. На мой взгляд, основную мысль, касающуюся необходимости исполнения молитвенного правила абсолютно точно выразил митр.Вениамин (Федченков): «Всякому истинному молитвеннику вполне по-нятно, что истинная беседа с Богом не в словах и крестах, - а «в Духе и Ис-тине» (Ин. 4:24); поклоны же и сочиненные молитвословия нужны лишь на первых порах для духовных младенцев».

         Вторит ему и владыка Илларион (Алфеев): «Не нужно стараться вы-читывать все молитвы… Важно проникнуться тем духом, которым дышат молитвы отцов Церкви. Вот главная польза, которую можно извлечь из мо-литв, содержащихся в Православном молитвослове» .
И действительно, как букварь нужен ребенку для обучения чтению, так и молитвенное правило, напечатанное в молитвослове, необходимо, чтобы ввести новоначального христианина в мир Церкви, в мир молитвы. Не по-знакомившись с этим духовным достоянием Церкви (основу которого со-ставляют молитвы святых), человек может пройти мимо покаяния и уйти в область поиска псевдо-духовных наслаждений и прелести.
И, все же, как ребенок в свое время откладывает букварь и приступает к чтению более серьезной литературы, так и верующий во Христа человек должен возрастать в молитвенном делании от страха раба, через страх наем-ника, к страху сыновнему – страху потерять Бога! Когда этого возрастания нет получается, как в евангельской притче о человеке, который вымел дом (т.е. изгнал беса) и ничем его не заполнил. Коротко говоря, в этом случае формальный подход не способен принести ничего, кроме вреда.
О вреде формального выполнения молитвенного правила прп.Никодим Святогорец писал следующее: «Одно из больших препятствий к сохранению внутреннего мира есть, брате мой, связание себя, как непреложным зако-ном, определением прочитывать в день столько-то кафизм из Псалтири, столько-то глав из Евангелий и Посланий апостольских. Положившие себе это за правило обыкновенно спешат все прочитать, не заботясь о том, приходит ли сердце в умиление от прочитываемого, и в уме порождаются ли какие-либо духовные мысли и созерцания; и, когда не придется им всего прочитать, тревожно смущаются и мятутся не о том, что лишились ду-ховных от чтения плодов на созидание внутреннего своего человека, а что не все прочитано. Послушай, что говорит о сем святой Исаак: «Если хочешь насладиться стихословием и постигнуть смысл произносимых тобой словес Духа, отложи в сторону количество и меру стихов, да углубляется же ум твой в изучение словес Духа…В рабском делании нет мира уму, а смущение обыкновенно отнимает вкус у смысла и понятливости и расхищает мысли подобно пьявице, высасывающей жизнь из тел с кровию их членов» .
Конечно, у каждого из нас своя мера подвига, мера молитвы. Но если она не переросла букварь, не нужно подгонять всех верующих под узкую мерку формального уставщичества и начетничества. В конце концов каждый христианин должен помнить заповедь Христа о непрестанной молитве, кото-рая по меткому слову прп. Никиты Стифата заключается в том, что: «Не в определенное время и не в определенном месте совершается таинство мо-литвы. Ибо если определишь дело молитвы часами, временами и местами; то кроме сего, пожалуй, как бы по праву, станешь проводить время в заня-тиях суетных. Предел молитвы есть неподвижное пребывание ума в Боге; дело – вращание души в вещах божественных; конец – прилепление к Богу сердцем, чтоб быть с Ним един дух, по определению и слову Апостола (1 Кор. 6, 17) .
Закончить эту статью мне бы хотелось словами свт. Игнания (Брянча-нинова): «Относительно правила молитвенного – знайте, что оно для Вас, а не вы для него, но для Господа. Потому имейте свободу с рассуждением. При немощи убавляйте, при силе прибавляйте – то и другое с умеренностью и осторожностью…» .


Библиография
1. Антоний (Блум), митр. Учитесь молитве. О молитве : сборник. По благословению Влади-мира, митрополита Киевского и всея Украины. – Киев : Киево-Печерская Успенская Лавра, 2008.
2. Иларион (Алфеев), игумен. О молитве. О молитве : сборник. По благословению Влади-мира, митрополита Киевского и всея Украины. - Киев : Киево-Печерская Успенская Лавра, 2008.с.
3. Добротолюбие. - Москва : Директ-Медиа, 2010. - Т. 5.
4. Флоря Б.Н. Иван Грозный. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2002.
5. Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений : в 7 т. – Москва : Ковчег, 2005 - 2006.
6. Феофан Затворник (Говоров Г. В.), свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. - Москва : Директ-Медиа, 2014
7. Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни: в ответах на вопрошения учеников. - Москва : Издательство Сибирская Благозвонница, 2013.
8. Иларион (Алфеев), епископ. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2005.
9. Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Москва : Сретенский монастырь, 2002. – 511 с.
9. Никодим Святогорец, преп. Невидимая брань. - Изд. 4-е. - Москва : ДАРЪ, 2013.

The prayer rule and the related mistakes in practice of spiritual directors.
Hieromonk John (Kurmoyarov Dimitry Valeryevich)
Lecturer of the Novosibirsk Orthodox Theological Seminary, Department of Church Theology,  Doctor of Theology.
Keywords: prayer, rule, beginners\ spiritual infants, prayer book, spiritual illness, prayer feat, physi-cal, spiritual.
Abstract: The article is devoted to the problem of impregnable conviction; in need of  strict observance  of reading of the prayer rules recommended by Church. This point of view is sup-ported by a rather large number of Orthodox believers, as well as a significant part of the Orthodox clergy. According to this opinion, this feat of fulfillment of a prayer rule that is called the im-portance of the performed operation (that reminds a Catholic formula – ex opere operato) has to  guarantee  spiritual growth and  provide  prayers   feeling  of grace, promoting transformation of the soul. In practice, it is observed the opposite effect, namely: very often we have to face the situation of the so-called “unchurching”. Further the author draws reader’s attention to the situation when a  believing orthodox Christian, carrying out church life for a lot of years , "gets stuck" at the initial stage of a churching , as a result of which this person loses all interest in faith and life in the Church. In this case some spiritual directors (who do not have experience of real spiritual life)  can give inept advice accompanied by accusations of “pride, vanity, delusion” and other sins. The author states that   the formal  approach to the fulfillment of the morning and evening prayer rules, as well as the rules in preparing for Communion,   is rather  a hindrance than an aid in the spiritual life of a Chris-tian.