Книги

Юрий Баранов
-Юрка, ты опять в книжку вклюнулся?- с укором ворчит  на меня  отец.
-Но это, же про сына полка, пап,  если начнёшь  читать,   не оторваться.
-Я ведь, Юрка,  тоже  люблю книги,  когда вы   уходите в школу,  я  беру их с вашего стола и открываю. Начинаю  читать,  время идёт,  дело стоит, а мне надо мастерить комоды на продажу, чтоб кормить нашу семью!
.
 Я старался находить компромисс с отцом, чтобы  не мешать ему своими книгами. Читал украдкой, когда он уходил куда - нибудь по своим  делам.  А сколько   еще непрочитанных мною книг стояли  на полках  тулиновских  библиотек!

 К тому времени советские писатели  уже издали немало  оптимистических повестей о Великой отечественной. В них было полно военной  романтики и  еще не раскрывалась до конца вся ужасная правда  войны.

 Меня эти книги  волновали необыкновенно. Под впечатлением прочитанных   повестей, я  размечтался стать офицером. Военных училищ в Тамбове было  четыре. А еще больше эти книги волновали моего отца, который  девятнадцатилетним пареньком   в составе 62 гвардейского стрелкового полка  с 6 по 28 августа 1943 года участвовал в Смоленском сражении, и получил за те бои медаль за отвагу.

 Как и большинство наших людей,  он еще  не знал, какой страшной ценой была завоевана та Победа. Немецкие солдаты оказались профессиональными убийцами людей. И когда впервые  объявили цифры наших  потерь в живой силе,  сначала довольно скромные, в пределах одиннадцати миллионов человек, но и эти цифры превышали потери немецкие. Эта новость   папу очень огорчила.

-Как же так? - спрашивал он самого себя недоуменно, - я ведь всю войну читал в газетных  сводках о   наших и немецких потерях, и там всегда сообщали, что немецкие войска  всегда несли бОльший  урон, чем мы!
.
Отец ушел на фронт в феврале 1943 года, когда только что закончилось Сталинградское сражение, где было пленено почти 200000 немецких солдат, а какие    потери в живой силе были с нашей стороны,  статистики до сих пор  стыдливо умалчивают.

 В те же дни в Тунисе наши союзники взяли в плен 250000 тысяч немецких и итальянских солдат, при минимальных потерях для себя, но об этой победе союзников и что  нам они вели  в СССР многочисленные конвои с военной помощью через Атлантику, Через Тихий океан, и через Каспий мы узнаем еще очень нескоро и то в сильно приуменьшенном виде.

 На самом деле только арктические конвои доставили в СССР около половины всех грузов по Ленд-лизу. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено в Мурманск, Архангельск, Молотовск, (Северодвинск) 78 конвоев (около 1400 торговых судов.

А ведь были еще порты Владивостока и Петропавловска -Камчатского, которые перевалили импортных грузов во время ВОВ в разы больше, чем наши арктические порты..

А о том, что девять полков  наших водителей перегоняли из Ирана через Главный Кавказский хребет (Крестовый перевал) американские «студобекеры» и Форды, я узнаю потом вообще случайно от одного из выживших советских солдат  сибиряка Ивана Ударцева. По простоте своей он проговорится об этой    государственной тайне.

 Я продолжал приносить в дом все новые и новые книги.  Надо сказать большое спасибо нашему великому труженику отцу и мудрой и любящей всех нас матери. Они не отбили у меня желания читать. Всей своей большой семьей мы жили  в   небольшом доме, но никто  из нас четырех братьев и двух сестер не почувствовал ни своей стеснённости, ни особого голода, ни обид  со стороны родителей.

Пятерым из нас они помогли получить вузовское образование,  и  пусть они великодушно простят своих детей, если кто- то из нас не совсем оправдал их родительских надежд.

на фото мой отец Александр Петрович Баранов за работой.