Бяда - маета

Лилия Крошнина 2
- Марфа, слышь ко, нать проведать Василису. У внучки своёй была в гостях по зиме, дак вернулась скоропостижно. А топере внучка с женихом отгостили у ей. Встренула ея, кака-то она снулая.
- Дак пошли.
- Василиса, от к тебе пришамкали, самовар то гретый?
- Ну ить кипи-и-т ужо.
- Ну чё, сказывай как твоя гостьба у внучи? Как оны то у тебя отгостевали?
- Оё, ешеньки.
- А чё не так то?
- Дак у их тама дом новомодной, умнай прозывают, всё сам делат, чрез лектронику што ле. Оне голосом команды роздают, агрегаты всяки всё и сполняют. Я от безделания умаялась, ночесь на кухню кралась, посуду перемывала, хошь в машине моечной уж простирана была. Осподи-и-и. Внучка однежды застала меня, дак коло виска пальцем покрутила. Я ей втолковывала, что бездельно не можется мне, да и оны жисть губят с энтой лектроникой, не способятся к жизни. Не вняла мои мольбы, вот я и утекла.
- А тутаки-то как у их гостьба?
- Ой-и, бяда - маета. Жаних внучкин утресь ото сна отлепилсе да умыться наладилсе, голосом команды подавал, кран ле, воду искал. Ан нет! Я ему указала на рукомойник. Он ево изучал, голосом приказы давал, воду так он добывал. Я ему сказываю: "Ты пипочку наверх то толкни, вода и пойде". Он торк и дивится, надо же вода. Опосля нужник ему спонадобилсе. Тувалет они его обзывают. А я в окне, опеть бяда-маета.
    Жених внучкин по указке нужник нашел, заглянул туда да ликом обомлел, тольки лишь нужда заставила внутрь тиснутце. И пропал тамотки. Я внучке наказала: "Споди, проверь, можа провалилсе". А она: "Баушка, что он с нашим тувалетом не справится". Погодя и она не выдержала, по-о-шла. Постучала, пождала, да дверцу и открыла. Вижу гнёт ея, кабыть от смеха. А потом быдто репку запотягала. Вытянула жениха из нужника. Вернулсе ён кислой да смурной. Терпел то долго, да по велению организма, скоро и плюхнулся на сижалку. А низом то тщедушен, вот его седалище и всосало. Ухватитсе не за что, а силы от безделья не накопил. Вот и торбалсе там. Обиженный моим нужником, визгнул нервенно, что съезжают.
    Дак я отговаривать не стала, тока внучке шепнула: "Упаси тебя боже в жисть за им пойти, беспутен он, опереться не на что".
- Осподи, да как оне жить то собираются, а случись оказея, али изгодье како?
- А бог их знае. Я на внучку напустилась: "Чё делаете то, пошто без ума живёте, не способитесь. Человек трудом ежедённым способность телесную сохраняет, здоровье копит, а уж вкупе с верою в бога да в себя всяки невзгоды преодолевает. Можа и вняла. Вроде сумление я приметила в глазах, ковды она жениха свово оглядывала.

Картина Кондрашова Алексея